Файл: Методические указания по разработке рабочих программ учебных дисциплин санктПетербург 2011 содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций

им. проф. М. А. Бонч-Бруевича»

Система качества


УТВЕРЖДАЮ

И.о. ректора СПбГУТ
_____________ С.В. Бачевский

«____»______________2011г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ

РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

Санкт-Петербург

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Стр.

1

Общие положения

3

2

Общие требования к рабочей программе

4

3

Структура рабочей программы

5

4

Содержание рабочей программы

5

5

Порядок разработки и утверждения рабочей программы

10

6

Оформление рабочей программы

11

 

Приложения

 

 

1. Макет рабочей учебной программы

12

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящие методические указания устанавливают общие требования к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины, порядок разработки и утверждения.


Действие указаний распространяется на все кафедры СПбГУТ.

1.2. Рабочая программа (РП) учебной дисциплины является одним из основных документов основной образовательной программы по соответствующему направлению (специальности) высшего профессионального образования, реализуемому в высшем учебном заведении и представляет собой нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины.

1.3. Цель разработки рабочей программы – формирование единого подхода к содержанию учебной дисциплины, планированию и организации учебного процесса по ней.

1.4. При разработке РП должны решаться следующие задачи:

  • четкое определение места и роли учебной дисциплины в приобретении студентами комплекса знаний, умений, навыков и компетенций, вытекающих из государственного образовательного стандарта и требующихся как для дальнейшего успешного обучения студентов, так и для их последующей профессиональной деятельности;

  • последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами специальности (направления);

  • рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения;

  • развитие методики проведения занятий с использованием активных и интерактивных форм, технических средств обучения, учебно-лабораторного оборудования, специализированных приборов и установок, наглядных пособий и др.;

  • отражение в содержании дисциплины современных достижений науки и техники, экономики, культуры и др.;

  • улучшение планирования и организации самостоятельной работы студентов с учетом рационального использования бюджета их времени;

  • полноценное обеспечение студентов учебной и методической литературой.

Исходными документами для составления РП учебных дисциплин являются:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности);

  • учебный план направления (специальности);

  • примерная учебная программа дисциплины, разработанная соответствующим Учебно-методическим объединением (УМО), и утвержденная Минобрнауки РФ;

  • структурно-логическая схема направления (специальности);

  • проектируемые результаты освоения вариативной части.


1.5. Рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные и методические документы и материалы, на основании которых она разработана.


2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Рабочая программа является обязательным документом основной образовательной программы и составной частью учебно-методического комплекса дисциплин. Не допускается проведение учебных занятий по учебной дисциплине при отсутствии учебной программы.

2.2. Разработка рабочей программы по дисциплине должна быть закончена не позднее, чем за один семестр до начала занятий по данной дисциплине.

2.3. Рабочая программа разрабатывается на срок действия рабочего учебного плана, на основе примерной рабочей программы дисциплины, рекомендованной соответствующим учебно-методическим объединением.

2.4. В целях учета развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы рабочая программа может обновляться, в неё могут вноситься необходимые изменения и дополнения.

2.5. К рабочей программе предъявляются следующие требования:

- в учебной программе дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми компетенциями; знаниями, умениями, приобретаемыми по ООП с учетом профиля подготовки.

- содержание включенного в рабочую программу учебного материала должно соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), целям и задачам основной образовательной программы (ООП) направления (специальности);

- количество часов (аудиторные занятия и самостоятельная работа студента), формы промежуточной аттестации (зачет, экзамен, курсовая работа или проект) должны соответствовать рабочему учебному плану;

- рабочая программа должна обеспечивать необходимую связь между дисциплинами специальностей (направлений) и исключать дублирование разделов, тем и вопросов.

- в целях реализации компетентностного подхода ФГОС в рабочей программе должно быть предусмотрено широкое использование в учебном процессе дисциплины активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.


2.8. Рабочая программа должна соответствовать существующей учебно-лабораторной базе и имеющейся в университете учебной и учебно-методической литературе.

2.10. В случае предъявления одинаковых требований к дисциплине по нескольким направлениям (специальностям) подготовки допускается разработка одной учебной программы дисциплины для этих направлений (специальностей). Целесообразность разработки нескольких рабочих программ по одной и той же дисциплине для студентов разных направлений (специальностей) определяется кафедрой, обеспечивающей преподавание дисциплины.

3. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Рабочая программа учебной дисциплины должна содержать следующие разделы

1. Цели и задачи дисциплины.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

5. Содержание дисциплины.

5.1. Содержание разделов дисциплины.

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий.

6. Лабораторный практикум.

7. Практические занятия (семинары)

8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

9. Самостоятельная работа.

10 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

а) основная литература.

б) дополнительная литература.

в) программное и коммуникационное обеспечение

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


1. Цели и задачи дисциплины.

Формулируется цель изучение дисциплины, соотнесенная с общими целями основной образовательной программы и квалификационными требованиями к специалисту. Конкретизируются задачи, вытекающие из требований к результатам освоения образовательной программы направление (специальности) подготовки.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Кратко характеризуется значение дисциплины в процессе формирования фундаментальных и прикладных знаний специалиста данного профиля, обосновывается важность изучения наиболее существенных разделов как составляющей части единого процесса изучения всех дисциплин учебного плана.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Требования к уровню освоения дисциплины раскрываются на основе общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должны овладеть студенты в результате изучения дисциплины. Указывается, что должен знать, уметь, к чему демонстрировать способность и готовность.