Файл: Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 604

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Терминальные ценности в той или иной мере проявляются во всех названных выше жизненных сферах, каждая из которых в силу своей объективной обусловленности в различной степени способствует реализации тех или иных терминальных ценностей, поэтому сферы, способствующие этой реализации в наибольшей степени, приобретают для индивида наибольшую значимость.

Данный опросник даёт возможность пользователю ответить на три основных вопроса:

1. Какая терминальная ценность является преобладающей в жизни данного индивида?

2. Какая жизненная сфера наиболее значима для данного индивида?

3. В какой жизненной сфере преобладающая терминальная ценность реализуется в наибольшей степени, т.е. какая жизненная сфера наиболее значима для реализации преобладающей терминальной ценности?

Методика изучения ценностных ориентации направлена на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых для респондентов ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры направленности их жизнедеятельности и формируемых в процессе социализации путём интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Их особенность состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам происходит с помощью процедуры ранжирования или, некоторых версиях, парного сравнения.


2.2 Анализ результатов исследования.


Нами была применена методика «Ценностные ориентации» М.Рокича и мы получили следующие результаты.
Таблица 1.

Результаты по методике «Ценностные ориентации» Рокича

Название шкал

Юноши

Девушки

Активная жизненная деятельность

13%

40%

Жизненная мудрость

20%

13,3%

Здоровье

40%

6,7%

Интересная работа

13,3%

6,7%

Красота природы и искусство

0%

20%

Любовь

40%

0%

Материально обеспеченная жизнь

0%

0%

Наличие хороших и верных друзей

6,7%

0%

Общественное признание

13,3%

20%

Познание

13,3%

20%

Продуктивная жизнь

6,7%

20%

Развитие

33,3%

26,7%

Развлечения

33,3%

13,3%

Свобода

6,7%

13,3%

Счастливая семейная жизнь

13,3%

26,7%

Счастье других

20%

33,3%

Творчество

20%

13,7%

Уверенность в себе

6,7%

13,7%


У юношей наиболее предпочитаемыми являются такие ценности, как «здоровье» (40% испытуемых), «любовь» (40% испытуемых), «развитие» (33,3% испытуемых), «развлечения» (33,3% испытуемых). Это значит, что они ставят на первое место здоровье и физическая близость с любимым человеком, работу, работу над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование, приятное, необремененное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей. У девушек наиболее часто встречались такие ценности, как «Активная деятельная жизнь» (40%испытуемых), «счастье других» (33,3%испытуемых), «развитие» (26,7% испытуемых), «счастливая семейная жизнь» (26,7% испытуемых). Это говорит о том, что для них важно вести активный образ жизни, благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом, работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование, благополучная семья.

Рисунок 1. Соотношение значимых ценностей у юношей и девушек по методике «Ценностные ориентации» Рокича.



Также нами была проведена методика «Ценностные ориентации» Ш.Шварца и мы получили следующие результаты.
Таблица 2.

Результаты по методике «Ценностные ориентации» Шварца.

Название шкал

Юноши

Девушки

Комфортность

6,7%

53,3%

Традиции

13,3%

13,3%

Доброта

40%

86,7%

Универсализм

6,7%

6,7%

Самостоятельность

53,3%

60%

Стимуляция

40%

20%

Гедонизм

40%

26,7%

Достижения

53,3%

40%

Власть

13,3%

6,7%

Безопасность

20%

13,3%



У юношей значимыми оказались такие ценности, как «самостоятельность» (53,3% испытуемых), «достижения» (53,3% испытуемых), «доброта» (40% испытуемых), «стимуляция» (40% испытуемых) и «гедонизм» (40% испытуемых). Это означает, что для них важна самостоятельность мышления и выбора способов действия, в творчестве и ис­следовательской активности; личный успех через проявление ком­петентности в соответствии с социальными стандартами; благополучие в повседневном взаимодействии с близкими людьми; стремление к новизне и глу­боким переживаниям; наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью). У девушек значимыми оказались такие ценности, как «доброта» (86,7% испытуемых), «самостоятельность» (60%испытуемых), «комфортность» (53,3% испытуемых), «достижения» (40% испытуемых). Это говорит о том, что для них важно сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах; самостоятельность мышления и выбора способов действия, в творчестве и ис­следовательской активности; сдерживание и предотвраще­ние действий, а также склонностей и побуждений к дей­ствиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям; личный успех через проявление ком­петентности в соответствии с социальными стандартами.

Рисунок 2. Соотношение значимых ценностей по методике "Ценностные ориентации Шварца"



Нами была проведена также методика как «Опросник терминальных ценностей» Сенина и мы получили следующие результаты.

Таблица 3.

Результаты по методике «Опросник терминальных ценностей».


Название шкалы

Юноши

Девушки

Собственный престиж

46,7%

53,3%

Высокое материальное положение

66,7%

86,7%

Креативность

6,7%

6,7%

Активные социальные контакты

53,3%

40%

Развитие себя

33,3%

0%

Достижения

40%

60%

Духовное удовлетворение

40%

46,7%

Сохранение собственной индивидуальности.

33,3%

46,7%



У юношей наиболее важными являются «креативность» (66,7%), «активные социальные контакты» (53,3%), «собственный престиж» (46,7%). Это значит, что для них важно стремление человека к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Также им свойственно стремление к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни. Им свойственно стремление к признанию, уважению, одобрению со стороны других наиболее значимых лиц, к чьему мнению он прислушивается в наибольшей степени и на чье мнение он ориентируется, в первую очередь, в своих суждениях, поступках и взглядах. У девушек наиболее важными являются такие ценности, как «материальное положение» (86,7%), «достижения» (60%), «собственный престиж» (53,3%). Это означает, что для них важно стремление к возможно более высокому уровню материального благосостояния; стремление к постижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни; стремление к признанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, к чьему мнению он прислушивается в наибольшей степени и на чье мнение он ориентируется, в первую очередь, в своих суждениях, поступках и взглядах.

Рисунок 3. Соотношение значимых ценностей по методике "Опросник терминальных ценностей"

Выводы по второй главе.

Проведя эмпирическое исследование гендерных различий ценностных ориентаций с помощью таких методов, как «Ценностные ориентации» Рокича, «Ценностные ориентации» Шварца, «Опросник терминальных ценностей» Сенина, мы получили следующие результаты. Ценностные ориентации у юношей и девушек имеют общие черты. По методике «Ценностные ориентации» Рокича имеются совпадения по таким ценностям, как «здоровье», «развитие»; по методике «Ценностные ориентации» Шварца имеются совпадения по таким ценностям, как «доброта», «самостоятельность», «достижения»; по методике «Опросник терминальных ценностей» имеется совпадение по ценности «собственный престиж». Девушки на первое место ставят «счастье других», «счастливую семейную жизнь», «комфортность», «материальное положение», «достижения». Тогда как юноши – «любовь», «развлечения», «стимуляцию», «гедонизм»,