Файл: Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 608
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Ценностные представления как социальная психологическая проблема
1.2. Подросток как субъект ценностных представлений
1.3. Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в ценностных ориентациях в группах.
2.1 База и методы исследования
«креативность», «активные социальные контакты». Это означает, что девушки склонны к сдерживанию и предотвращению действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Им свойственно стремление к возможно более высокому уровню материального благосостояния. Они часто бывают убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия; стремление к постижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Такие люди, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и считая, что главное - добиться этих целей.
Юношам же свойственно стремление к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни. Они во всем стремятся избегать стереотипов и разнообразить свою жизнь. Им свойственно стремление к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. также юноши важно наслаждение или чувственное удовольствие. У них выражена потребность в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности.
С помощью теоретического анализа мы изучили ценностные представления подростков как социальную психологическую проблему, это позволило нам выявить что ценностные ориентации являются стержневой, базисной характеристикой личности. Ценностные ориентации прежде всего являются результатом внутреннего и внешнего взаимодействия в процессе развития личности. Процесс ориентации личности в мире ценностей - это не одномоментное обретение качества и он растянут во времени.
Ценностная ориентация включает в себя три компонента:
1. Когнитивный, или смысловой.
2. Эмоциональный.
3. Поведенческий.
В этих компонентах сосредоточен весь социальный опыт личности подростка. Развитые ценностные ориентации – это признак зрелости личности и показатель меры её социальности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает развитие таких качеств личности, как цельность, надёжность, верность определённым принципам и идеалам.
Рассмотрев подростка как субъект ценностных представлений мы узнали что, подростковый возраст является одним из критических переходных периодов в жизненном цикле, характеризующийся быстрым ростом и изменениями, как в плане физического развития так и в плане психического развития. В этот временной промежуток человек путем сверки всегда осуществляет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие.
Изучив особенности ценностных представлений в подростков возрасте, мы выделили несколько основных пунктов:
Теоретический анализ источников по теме исследования послужил основой для проведения эмпирического исследования , целью которой является выявление особенностей развития ценностных представлений в подростковом возрасте.
Проанализировав результаты полученные путём проведения эмпирического исследования, мы видим что у юношей и девушек в возрасте 15-16 лет, ценностные ориентации в сфере учёбы, семьи, ответственности, познания и культуры различаются.
Таким образом, можно говорить, что гипотеза исследования подтверждена, цель работы достигнута и все поставленные в работе задачи решены.
Юношам же свойственно стремление к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни. Они во всем стремятся избегать стереотипов и разнообразить свою жизнь. Им свойственно стремление к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. также юноши важно наслаждение или чувственное удовольствие. У них выражена потребность в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности.
Заключение
С помощью теоретического анализа мы изучили ценностные представления подростков как социальную психологическую проблему, это позволило нам выявить что ценностные ориентации являются стержневой, базисной характеристикой личности. Ценностные ориентации прежде всего являются результатом внутреннего и внешнего взаимодействия в процессе развития личности. Процесс ориентации личности в мире ценностей - это не одномоментное обретение качества и он растянут во времени.
Ценностная ориентация включает в себя три компонента:
1. Когнитивный, или смысловой.
2. Эмоциональный.
3. Поведенческий.
В этих компонентах сосредоточен весь социальный опыт личности подростка. Развитые ценностные ориентации – это признак зрелости личности и показатель меры её социальности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает развитие таких качеств личности, как цельность, надёжность, верность определённым принципам и идеалам.
Рассмотрев подростка как субъект ценностных представлений мы узнали что, подростковый возраст является одним из критических переходных периодов в жизненном цикле, характеризующийся быстрым ростом и изменениями, как в плане физического развития так и в плане психического развития. В этот временной промежуток человек путем сверки всегда осуществляет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие.
Изучив особенности ценностных представлений в подростков возрасте, мы выделили несколько основных пунктов:
-
Появление чувства «взрослости» -
Стремление к самостоятельности -
Отстаивание своих прав -
Стремление к общению со сверстниками -
Поиск себя и испытание своих возможностей -
Внимание к собственной личности
Теоретический анализ источников по теме исследования послужил основой для проведения эмпирического исследования , целью которой является выявление особенностей развития ценностных представлений в подростковом возрасте.
Проанализировав результаты полученные путём проведения эмпирического исследования, мы видим что у юношей и девушек в возрасте 15-16 лет, ценностные ориентации в сфере учёбы, семьи, ответственности, познания и культуры различаются.
Таким образом, можно говорить, что гипотеза исследования подтверждена, цель работы достигнута и все поставленные в работе задачи решены.
Список использованных источников
-
Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социол. исслед. - 2002. - No 1. - С. 96–105. – Текст: непосредственный. -
Голянская, О. А. Психологические факторы развития ценностных ориентаций личности: дисс...канд.психол.наук / О.А. Голянская // Новосибирск, 2004. – 163 с. – Текст: непосредственный. -
Григорьева, С. Н. Проблема категории ценностей в философии, психологии, социологии и педагогике / С.Н. Григорьева // Молодой ученый. - 2016. - No6.2. - С. 37-41. – Текст: непосредственный. -
Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. / П.С. Гуревич // – М.: Юрайт. – 2019. – 430 с. – Текст: непосредственный. -
Ерофеева, И. А. Жизненные ценности современных подростков / И.А. Ерофеева // Новаинфо. – 2016. – Т.1 - No 49. – С. 475 – 482. – Текст: непосредственный. -
Жильцова, Ю. В. Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи / Ю.В. Жильцова, И.Р. Сорокина // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 41-43. – Текст: непосредственный. -
Завражнов, В. В. Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте / В. В. Завражнов, Е. Д. Железнова. // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 265-267. —Текст: непосредственный. -
Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана//Психологический журнал. -1998. -№1. -с. 39-49. – Текст: непосредственный. -
Игнатьева А.А. Ценностные ориентации подростков в представлениях взрослых: Дипломная работа. -СПбГУ, факультет психологии, 2001. – Текст: непосредственный. -
Казаринова - Волшебная, Е. К. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи / Е. К. Казаринова - Волшебная, И. Г. Комиссарова, В. Н. Турченко // Социологический журнал. - 2012. - No6. - С. 123-124. – Текст: непосредственный. -
Киреев, М.Н. Ценность как психолого-педагогическая категория / М.Н. Киреев, А.Ю. Галиченко, Е.Н. Коренева // Наука. Искусство. Культура. - 2015. - Вып. 4(8). – С. 130 – 137. – Текст: непосредственный. -
Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников [Текст] / Вопросы психологии. -1999. -№ 6. - С. 29. – Текст: непосредственный. -
Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М., Преображение, 2006. - 389с. – Текст: непосредственный. -
Копкова, Д. К. Формирование ценностных ориентиров и установок у подростка / Д. К. Копкова. // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 484-485. – Текст: непосредственный. -
Крапивка, И. А. Проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте / И.А. Крапивка // Общество: политика, экономика, право. – 2010. - No 1. - С.42 – 46. – Текст: непосредственный. -
Кузнецова, Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков / Е.Г. Кузнецова // Вестник ОГУ. - 2012. - No2 (138). - С. 109 – 114. – Текст: непосредственный. -
Левина, А.А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект / А.А. Левина // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - No 10. – С. 132 – 136. – Текст: непосредственный. -
Лодыгина, И.А. Особенности формирования семейных ценностей у современной молодежи / И.А. Лодыгина, Е.В. Быстрова, Т.И. Митичева // Современная педагогика. - 2016. - No 2 (39). - С. 124 -126. – Текст: непосредственный. -
Низовских, Н.А. Психосемантическое исследование ценностно -мотивационных ориентаций личности / Н.А. Низовских // Психологический журнал. – 2005. - No 3. – С. 25-37. – Текст: непосредственный. -
Панкова, Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников / Т.А. Панкова // Социол. исслед. - 2002. - No 5. - С. 111–114. – Текст: непосредственный. -
Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин // Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс – 2017. – 220 с. – Текст: непосредственный. -
Сивцова, А.А. Программа тренинга по ценностно-смысловому и личностному самоопределению старших подростков / А.А. Сивцова. // Кочки: МКДОУ Кочковский д/с «Солнышко». - 2017. - 36 с. – Текст: непосредственный. -
Степанов, П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова. – М.: Академия: АПКИПРО. - 2003. – 82 c. – Текст: непосредственный. -
Сухов, А. Н. Социальная психология: учебное пособие / А. Н. Сухов, М. Г. Гераськина // – 8-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: ЮНИТИ – 2020. – 367 с. – Текст: непосредственный. -
Файзуллина, М.И. Формирование у подростков ценностных ориентаций / М.И. Файзуллина, А.Р. Нуриева // Научный альманах. – 2015. - No 10 – 2 (12). – С. 452 – 455. – Текст: непосредственный. -
Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. М., Наука.: 2003. - 387с. – Текст: непосредственный. -
Фромм Э. Теория любви. // Психология личности в трудах зарубежных психологов. СПб, Питер, 2005. - 580с. – Текст: непосредственный. -
Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. М., Акварель.: 2003. - 480с. – Текст: непосредственный. -
Шурова Н.В. «Гендерный аспект временной перспективы у первокурсников и выпускников вузов» ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» , Тульская обл 2017. – Текст: непосредственный. -
Ярина, Е.В.Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» / Е.В. Ярина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – С. 160 – 162. – Текст: непосредственный.