Файл: Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 610
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Ценностные представления как социальная психологическая проблема
1.2. Подросток как субъект ценностных представлений
1.3. Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в ценностных ориентациях в группах.
2.1 База и методы исследования
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф. Решетнева»
Институт социального инжиниринга Кафедра: психологии и педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Психология»
Тема: «Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте»
Руководитель И.В. Гудовский
подпись, дата инициалы, фамилия
Обучающийся БПТ 21-02, 401219010 А.И.Горишний и номер группы, зачётной книжки подпись, дата инициалы, фамилия
Красноярск 2022 г.
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Ценностные представления как социальная психологическая проблема 5
1.2. Подросток как субъект ценностных представлений 11
1.3. Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте 15
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в ценностных ориентациях в группах. 23
2.1 База и методы исследования 23
2.2 Анализ результатов исследования. 26
Заключение 32
Список использованных источников 33
Введение
Актуальность исследования. В современной образовательной среде одной из важных педагогических задач является воспитание зрелой и гармоничной личности. Яркой характеристикой личности является многообразие ее свойств и их проявлений. На каждом этапе жизненного пути у индивида формируются определенные отношения в социуме. Основой таких отношений являются общезначимые ценности. В понятие «ценности» вкладывают очень многое.
Ценностные ориентации человека выступают основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы. Можно говорить о том, что процесс формирования ценностных ориентаций субъекта является неотъемлемой частью развития всей личности. Психологи относят подростковый возраст к критическому периоду психического развития. В этом возрасте устанавливается определённый круг интересов, который с течением времени приобретает устойчивость. Этот круг интересов и является психологической базой ценностных ориентаций подростка. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее. У подростков наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики и др. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы в данный период развития личности, будет определяться общее направление деятельности подростка.
Проблему ценностных ориентаций рассматривали М.В. Богусловский, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, В.А. Сластёнин и др. Об актуальности данной проблемы особенностей ценностных представлений в подростковом возрасте свидетельствуют результаты многочисленных исследований.
Цель исследования: выявление особенностей развития ценностных представлений в подростковом возрасте.
Объект исследования: ценностные ориентации.
Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций в подростковом возрасте.
Гипотеза: мы предполагаем, что существуют различия между ценностными ориентациями юношей и девушек в сфере учёбы, семьи, ответственности, познания и культуры.
Задачи:
1. Изучить ценностные представления подростков как социальную психологическую проблему.
2. Рассмотреть подростка как субъект ценностных представлений
3. Изучить особенности ценностных представлений в подростковом возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование ценностных представлений и ориентаций подростков с последующим анализов результатов.
Методы исследования:
1. «Ценностные ориентации» Рокича
2. «Ценностные ориентации» Шварца
3. «Опросник терминальных ценностей» И.С. Сенина
База исследования: 20 подростков в возрасте от 15 до 16 лет, из них 10 девочек и 10 юношей.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы (30 источников).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Ценностные представления как социальная психологическая проблема
Система ценностей любого общества претерпевает изменения, обусловленные сменой эпох, информационным взрывом и др. Ценности представляют собой систему, функции которой чрезвычайно разнообразны. Развитие личности, как и система ценностей, неразрывно связаны и это во многом обусловлено возрастными стадиями индивидуального развития субъекта [4].
Каждое общество имеет свою уникальную ценностно-ориентационную структуру. Совокупность ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации, ему сообщает само общество. В течение жизни человека одни ценности закрепляются, а другие видоизменяются, в результате чего создаётся индивидуальная структура личностных ценностей. Для каждого отдельного субъекта характерна своя структура личностных ценностей. «Нет двух индивидов в одном и том же обществе, которые имели бы одинаковые ценности. Каждый где-то что-то прибавит, где-то что-то убавит, на одном сделает более сильный акцент, а на другом более слабый» [11, с.484].
Активное повышение интереса к проблеме ценностей обусловлено современными реалиями. Определения дефиниции ценности рассматриваются достаточно разные и происходит это от больших различий в той, или иной научной направленности. М. Вебер рассматривал социологическую концепцию и которая представлена в его трактовке как норма, которая обладает конкретной социальной значимостью для определенного субъекта. Он всегда акцентировал внимание на роли религиозных и этических ценностей в общественном и индивидуальном развитии. В философии есть самые разнообразные точки зрения на природу ценностей, в том числе на их понимание и содержание. Ценность можно трактовать как определённый предмет, который приносит какую-либо пользу и удовлетворяет какие-либо потребности субъекта. В.Ф. Сержантов утверждал, что любая ценность характеризуется значением и личностным смыслом, прежде всего для самого субъекта.
Значение ценностей непосредственно для субъекта – это прежде всего набор сформированных общественно значимых качеств. Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым личность уже определилась. В педагогике ценности субъекта выступают аспектом аксиологического целенаправленного процесса воспитания нравственных взаимоотношений с социумом.
Ценности субъекта начинают формироваться в раннем детстве. Противоречия между реальной жизнью и усвоенными ценностями нередко приводят к формированию многомерных ценностных систем, в которых декларируемые ценности могут расходиться с действительными ценностями. Источником ценностей субъекта являются окружающие люди. В первую очередь – это первичный социальный институт - семья. Представления о том, что правильно, а что нет, чаще всего проистекают от поведения и мнения родителей. Здесь очевидно, что основа ценностных ориентаций субъекта закладывается внутри семьи. До определенного возраста взгляды ребенка схожи с тем, как поступают и что говорят его родители. По мере взросления ребенок все чаще сталкивается с иными ценностными системами и это неизбежно изменяет многие из его уже как будто бы устоявшихся ценностей [2].
По мере развития, на подростка начинают оказывать большое влияние друзья, соседи, учителя, родственники, среда и др. Подросток воспринимает и подражает тем. чьё мнение ему понятно и близко, вырабатывая при этом для себя определенный образ и стиль поведения. Поскольку именно подростковый возраст является наиболее восприимчивым
, подростки достаточно остро чувствуют правду и фальшь, примеряя при этом на себя самые разные социальные роли. Сами по себе основные ценности субъекта уже относительно стабильны и устойчивы. Одной из причин этого является процесс усвоения базовых ценностей в детстве и взяты они из той среды, в которой ребёнок вырос.
В положительной семье детям всегда говорят, что определённый вид поведения и соответствующие результаты могут быть желательными, а могут и не быть. Детей с детства учат тому, что они должны быть честными и должны отвечать за все свои поступки. Дети воспитываются на примерах той среды, в которой они растут. В детском возрасте, в силу того, что у ребёнка нет иных примеров для подражания, все его устремления полностью соответствуют ценностям его семьи. По мере взросления ребёнка, у него перед глазами появляется много иных примеров из социума, которые не всегда можно назвать позитивными, но, если это находит понимание у подростка. Он будет поддерживать того, кто его хорошо понимает. В связи с этим очень важно, чтобы подросток хорошо понимал, что для него хорошо, а что может в дальнейшем вызвать определённого рода проблемы. Четкая проведённая линия между хорошим и плохим, достойным и недостойным, во многом определяет устойчивость и стабильность человеческих ценностей [19]. Ценностная сфера субъекта тесно связана с его установками. Под установками здесь можно понимать оценочные суждения субъекта относительно людей и событий. Установки человека отражают те чувства, которые человек испытывает по отношению к чему-либо.
Установки и ценности всегда тесно связаны между собой и всегда дополняют друг друга. По мнению психологов, любая установка субъекта ассоциируется с той или иной группой ценностей. Ценности людей могут объяснять их установки и соответственно, то поведение, которому они следуют. В подростковом возрасте для молодёжи особой привлекательностью обладают поведение, внешний облик и установки их кумиров. Подростки очень часто стремятся своим кумирам подражать и далеко не всегда и далеко не каждый пытаются анализировать, что именно их привлекает в том, или ином человеке. Подростки очень часто прислушиваются к мнению своих друзей и товарищей и далеко не всегда они готовы с пристрастием обсуждать то, что признают все остальные друзья и товарищи.
К кумирам можно отнести популярных актёров и певцов, спортсменов и блогеров и др. Кумиры нередко выступают безусловным образцом для подражания им во всём. Каждый человек может иметь десятки установок. При этом, изменения системы ценностей может не попадать в поле зрения подростка и им не осознаваться. При этом не исключается влияние этих изменений на ценности подростка. Особенности формирования индивидуальной системы ценностей подростка происходит непосредственно в процессе его социализации.
Взрослея, подросток становится полноправным членом общества и проявляется это во всей полноте его межличностных взаимоотношений. Ценностные ориентации рассматривали Б.С. Гершунский, В.В. Ильин, Н. Д. Никандров и др. Исследователи изучают их в рамках общей психологии, психологии личности и социальной психологии. Принципиальное значение для решения данной проблемы имеют психологические и педагогические теории деятельности Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Э.Г. Юдина и др.
Учёные отмечают, что при определении системы ценностей современных подростков необходимо учитывать изменения ценностной системы всего общества [20]. В общественном сознании общества современной России имеют место следующие тенденции:
- стремление сохранить в целостности традиционную систему ценностей;
- стремление сохранить моральные основы общества, такие как гуманизм, сострадание, справедливость и др.
У современных подростков иногда можно наблюдать снижение значимости идеальных ценностей. Речь прежде всего идёт о тех ценностях, которые связаны с их саморазвитием и повышением общего культурного уровня. Речь может также идти о сформированности таких личностных ценностных качеств как исполнительность, добросовестность, дисциплинированность и др. При этом, новая эпоха и техническая революция вызывают к жизни новые универсальные схемы мышления, овладевать которыми вынужден каждый человек, поскольку ценности субъекта не могут быть независимы от типа его мышления.
Отдельно можно говорить о влиянии школы на формирование ценностных ориентаций подростков. Можно также говорить о том, что влияние социокультурной среды на формирование системы ценностей подростка все в большей степени опосредуется средствами массовой информации. Средства массовой информации и различные формы массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок молодежи. К сожалению, достаточно часто в СМИ превалируют ценности потребления, а также сомнительные моральные и культурные ценности. Можно уверенно говорить о том, что в результате воздействия СМИ и социальных сетей, система ценностей подростков находится под их мощным воздействием и вместо общезначимых морально – нравственных ценностей, здесь на первый план выходят ценности индивидуального порядка и потребления. При этом многие подростки выстраивают свою систему ценностей, опираясь лишь на образцы