Файл: Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 611
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Ценностные представления как социальная психологическая проблема
1.2. Подросток как субъект ценностных представлений
1.3. Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в ценностных ориентациях в группах.
2.1 База и методы исследования
1.3. Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте
Особенности подросткового возраста учитываются в их физическом, психическом и нравственном развитии. Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте будут зависеть именно от всех этих факторов. Прежде всего – это должно улучшать взаимопонимание между подростками и взрослыми. В основе интересов субъекта в первую очередь лежат потребности, в соответствии с этим, подросток интересуется лишь теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить его конкретную потребность [4].
Интерес к чему либо, нередко заставляет подростка действовать в определённом направлении и тем самым это выступает в качестве мотива деятельности. Психологическим механизмом здесь служит переключение мотивации, которое порождает возникновение интересов, опосредованных потребностями субъекта. Это очень важно не только с точки зрения стратегии и тактики воспитания. Подростку необходимо пояснить, что в данном случае может послужить для него лично позитивным аспектом, а что, наоборот, может привести его к отрицательным последствиям. С таким же успехом подросток может легко переключаться на политические события, на перспективы развития техники, на проблемы экологии и др.
Педагоги часто используют элементы ролевой игры в том случае, если необходимо выявить увлечения и предпочтения подростков. Психологи утверждают, что без интереса к игре человек не может жить. Интерес в игре направлен не на внешнюю практическую цель, а на сам процесс и на внутреннюю цель субъекта. Игра в классе, в коллективе может поспособствовать подготовке подростков к самостоятельной жизни. Игровое поведение ребёнка требует, увлечённости и состязательности. Именно этого бывает достаточно сложно добиться от подростков, поскольку во всех остальных процессах они уже хорошо умеют скрывать свои настоящие эмоции и чувства. Ещё одним существенным компонентом ролевой продуктивной игры является воображение.
В связи с этим можно говорить о том, что:
- ценностные ориентации подростка обусловлены его возрастом и
жизненным опытом, в том числе, игровым;
- воспитание, образование, культура, уровень сформированности механизмов мотивации оказывают влияние на его развитие как личности;
- ценности оказывают влияние на взаимоотношение подростка с другими людьми и социумом в целом [20].
Можно уверенно говорить о том, что у каждого подростка есть своя определённая система ценностей. В этой системе ценности выстраиваются в определенной иерархической взаимосвязи. Очевидно, что у разных подростков эти системы различны, в связи с чем, здесь необходимы некоторые устойчивые параметры, с помощью которых можно судить о наличии или отсутствии системы ценностей подростка. К таким параметрам можно отнести:
- степень сформированности иерархической структуры элементов ценностей как единого целого;
- личностные характеристики подростка как системообразующий фактор единства;
- содержание ценностных ориентаций;
- совокупность конкретных ценностей, входящих в систему.
Данные параметры могут быть различными и их совокупность можно подобрать лишь при проведении соответствующей диагностике. При этом, благодаря подобного рода параметрам можно оценить уровень зрелости подростка как личности, которая определяется способностью отвечать за свои поступки и принимать правильные решения.
В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в систему ценностной ориентации подростка, можно достаточно точно определить, на достижение каких жизненных целей направлена деятельность подростка. Анализ системы ценностей подростка может показать, в какой именно степени ценностная ориентация подростка соответствует общественному эталону и насколько при этом адекватны цели воспитания и обучения. Перечень ценностей подростка не исчерпывается отношением к явлениям, непосредственно касающихся лишь его жизни. Подросток приобщается к социальным ценностям на основе сопереживания другим людям и постепенного понимания сложного комплекса причин, от которых зависит жизнь. Очевидно, что подростковый возраст – это достаточно важный жизненный этап формирования ценностей субъекта. Здесь нужно отметить, что особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в терминах, переломный, переходный, трудный и др. именно здесь зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития. Это связано с переходом от одной жизненной эпохи – к другой [17].
Основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития подростка обусловлена переходом от детства к взрослости и составляет в этот период изменения практически во всех его сферах, умственной, физической, социальной, нравственной и др. у подростка происходит становление качественно новых образований по всем без исключения направлениям. Он ощущает в себе элементы взрослости в результате перестройки организма и изменения в самосознании. Здесь необходимо рассмотреть более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять механизм формирования их ценностных ориентаций.
Педагоги говорят о том, что первая общая закономерность и проблема подросткового возраста - это перестройка их отношений с родителями. Нужно отметить, что в период взросления детей самим родителям необходимо быть более внимательнее и терпимее к своим детям. Произошёл переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Далеко не все родители готовы это замечать и с этим мириться.
Окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознании подростка критического рефлектирующего мышления. В этом есть определённая сложность, которая заключается в том, что подросток – это не тот маленький ребёнок, которого родители привыкли в нём видеть. Но с другой стороны – это ещё далеко не взрослый человек, которым подросток хочет сам себе казаться.
Очень часто подросток понимает, что такое элементы взрослой жизни, но при этом, не имея ни малейшего опыта, в подобного рода вопросах, он лишь интуитивно может понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Однако родители при этом не готовы разбираться в его чувствах и его смятениях. Умом подростка владеет рассудочная, т.е. формальная жесткая логика. Не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Подростковый максимализм характеризуется именно этими особенностями. Понимание подростка требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки. Либо это истина, либо ложь и других вариантов здесь быть не может. Вариантов для компромисса, как правило, не находится.
Именно это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму.
Происходит это от того, что именно она является господствующей силой в его сознании. Но по жизненному опыту и содержанию сознания, подросток остается еще ребенком. Он может активно протестовать против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых. В то же время, как никогда он нуждается в душевной теплоте, ласке, понимании, одобрении, прощении взрослых.
Подросток отвергает авторитеты и при этом сильно в них нуждается. Хорошо, если у подростка есть такой авторитетный взрослый. Которому он бы мог полностью доверять. Но сегодня многие классные руководители и педагоги скажут, что далеко не у всех школьников в классе такие взрослые есть. И это вероятно даже в том случае
, если ребёнок живёт в полной семье.
Постепенно у подростка появляется тенденция обособления и от мира детства, и от мира взрослых. Он создаёт свой мир – это мир его сверстников, которые внутренне одинаковы по отношению друг к другу. При этом важно отметить, что практически каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями. При этом каждый без исключения ребёнок пытается найти себя. Здесь ещё раз необходимо отметить, что переходный возраст - это очень важный период в жизни каждого человека. И важно пережить его без особых травм.
Особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка - это открытие им своего собственного внутреннего мира. Именно в этом подростковом возрасте возникают проблемы самосознания и самоопределения [20]. Подросток сталкивается с поисками смысла жизни и в нём растёт стремление узнать самого себя как можно лучше. Он проверяет свои способности и возможности, продолжает при этом поиск себя в отношениях с окружающими. Но это вызывает много тревожных и драматических переживаний. Очень часто в этот период к ребёнку приходит чувство одиночества и причины для этого могут быть самые разнообразные. Даже среди своих сверстников подросток далеко не всегда может ощущать себя спокойно и безмятежно. Можно говорить о том, что, определение и выявление ценностных ориентаций начинается с попытки их соотнесения с другими аналогичными понятиями.
По мере развития его познавательной активности и интеллекта, подросток обретает способность противостоять одним влияниям и находить другие. Он приобретает умение объективно осуществлять выбор ценностей и видов собственной деятельности [6]. Какие беспроигрышные средства и инструменты при этом могут использовать педагоги. Мощным средством формирования ценностей подростка является искусство. Оно воспитывает и является мощнейшим источником эмоционального воздействия. Конкретные ситуации, воспроизводимые художественными средствами, эмоционально актуализируют подростка и пробуждают его духовные потребности. Благодаря процессу сопереживания он может прочувствовать и испытать красоту природы, силу любви, трагичность измены и др. Явления, процессы, ситуации, отображённые в искусстве, раскрываются и отслеживаются с их первопричин. Это могут быть исторические события, социальные отношения, человеческие качества и поступки и др.
Отслеживание связи ценностных для подростка событий с их источниками приводит к тому, что эти источники получают опосредствованное
мотивационное значение, в чём и заключается воспитательное воздействие искусства. Отдельно можно говорить, как о серьёзном инструменте влияния на ценности подростка – религию. Отмечено лишь, что в масштабах истории человечества религия представляет собой один из самых опытных и влиятельных институтов воспитания и формирования ценностей. Сегодня общество пытается с помощью религии восполнить отсутствие социальных норм, что в некоторых случаях неплохо удаётся.
Как уже было отмечено, сегодня наиболее важно выявлять и отслеживать путём различных диагностик и комплексных упражнений наиболее важные для подростков ценности. Чаще всего подросткам предлагают анкетирование, в ходе которого можно произвести группировку ценностей в содержательные блоки по разным основаниям. Многочисленные диагностики подобного рода показывают, что у подростков наблюдаются следующие закономерности развития терминальных ценностей. Для подростков наиболее значимыми ценностями являются друзья и счастливая семейная жизнь. Многие из них уверены в том, что именно эти ценности являются фундаментом всей жизни.
При соответствующих беседах между подростками и классными руководителями, дети искренне отвечают, что друзья - это те люди, которым можно всегда довериться и рассказать им о самом сокровенном. Те подростки, которые испытывают проблемы со здоровьем, очень часто в ценность номер один записывают здоровье, что совершенно объяснимо.
Дети – сироты главной ценностью считают наличие большой и дружной семьи [14]. Что тоже совершенно объяснимо. При этом каждый из них отмечает. Что в этой жизни очень важно иметь активную жизненную позицию, быть самодостаточным и уверенным в себе. Всё это свидетельствует о том, что в настоящее время подростки ставят перед собой достаточно значимые цели. можно говорить о том, что самореализация подростка - это субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Дети уверены в том, что успешная самореализация помогает человеку быть уверенным в себе и преодолевать любые трудности.
Педагоги отмечают, что при работе с такими понятиями как профессиональная самореализация ни одного подростка не остаётся равнодушным при рассмотрении этого вопроса. Это говорит лишь о том, что они бы все хотели найти для себя подходящие направления профессиональной деятельности и стать рано, или поздно успешным человеком. Очень часто у некоторых шестиклассников, но чаще у восьмиклассников самостоятельная деятельность приобретает характер самообразования в совершенно определенном направлении. Каким – либо образом на подростка что-то повлияло, и он вдруг начинает увлекаться теми учебными предметами, на которые раньше он не обращал никакого внимания.