Файл: Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 605

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, предоставляемые этими источниками [10]. Особая роль в этих вопросах, несомненно должна отводиться школе.

Современная образовательная среда сегодня функционирует в условиях требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Становление ценностных ориентаций осуществляется сегодня в контексте предметного, метапредметного и личностного уровней образования. Можно говорить о том, что необходима специальная классификация ценностей. которая бы соответствовала именно этим заявленным результатам образования.

Подобного рода классификация могла бы более эффективно и дифференцированно подойти к формированию ценностей субъекта. ФГОС при этом обозначает не просто некоторые отвлеченные цели, установки и ценности, а устанавливает вполне ясные позиции. В рамках урочной и внеурочной деятельности обеспечивается направленность подростков на общечеловеческие, демократические, гуманистические и другие ценности. При этом в рамках ФГОС и основной образовательной программы обеспечивается воспитание экологической, правовой, нравственной и других видов культур. Педагоги уверены, что в совокупности любые ценности можно рассматривать как во время урочной, так и во время внеурочной деятельности. При этом так же необходимо помнить, что сегодня школа помимо знаниевого образовательного результата формирует так называемые универсальные учебные действия (УУД), которые. в свою очередь классифицируются на:

- регулятивные УУД;

- познавательные УУД;

- коммуникативные УУД.

Всё это позволяет рассматривать формирование личностных качеств подростков в контексте требований современных ФГОС. В ФГОС заявлено достаточно большое количество различных ценностных ориентаций. Можно уверенно говорить о том, что развитие личности подростка составляет цель и результат образования. если говорить о личностном результате образования по ФГОС, это предусматривает обогащение и углубление индивидуальных ценностей за счет базовых и предметных ценностей в урочной и внеурочной деятельности. Подростки на различных уроках встречаются с одними и теми же ценностями, что несомненно способствует их устойчивому и стабильному усвоению. При этом предметный уровень подразумевает прежде всего освоение освоение предметных ценностей. ФГОС чётко оговаривает, что и как должны содержать различного рода программы, какие именно ориентиры должны быть чётко прописаны в содержании учебной дисциплины и др.

К примеру, на уроке литературы ученики знакомятся с такими ценностями как нравственность, добро, сострадание и др. на уроках истории учеников знакомят с такими ценностными категориями как память. Отечество, патриотизм и др. и практически на всех уроках педагоги упоминают про такие ценности как красота, добро, истина. Постепенно происходит приближение к таким общечеловеческим национальным ценностям как человек, жизнь, знание, творчество и др. Приобщение к такого рода ценностям не
может происходить без единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

ФГОС предполагает, что на всех мероприятиях и уроках присутствуют свои соответствующие цели и задачи, которые должны быть достигнуты. Не исключено, что на некоторые моменты, касающиеся формированию личностных ценностных ориентаций подростков нужно на уроке выделять некоторое количество времени. Делать это можно самыми разными средствами и способами. Учителю необходимо обеспечивать проблематизацию тех знаний. которые детям предстоит освоить. Это хорошо способствует развитию интереса и мотивации детей непосредственно во время урочной деятельности. Для учителя важно выходить на ценностно-ориентированные ситуации органично и непринужденно. Особо стоит остановиться на внеурочной деятельности, поскольку она не так жёстко регламентирована, как урок. В конечном счёте, формирование ценностных ориентаций предполагает становление общей культуры ученика, и в особенности ученика – подростка.

Для многих молодых людей сегодня неоправданно принижается значение народного и духовного искусства, художественных произведений отечественной классики и др. нельзя говорить о том, что работа со стороны школы по этим направлениям не ведётся, но по всей видимости, этого пока не достаточно. Пока подростки пассивно и некритично принимают ценности массовой культуры.

В выборе ценностей подростки часто ориентируются на мнение, выражаемое в среде тех сверстников, которые его окружают. При этом нельзя забывать о том, что общение со сверстниками даёт подростку незаменимый опыт социального общения. Современные подростки часто отказываются от значимых в прошлом ценностей, таких как патриотизм, гражданская ответственность, милосердие и др. При этом необходимо отметить, что сегодня школа и иные социальные институты сейчас усердно над этим работают. Подтверждением этому могут служить изменения, внесённые в основную образовательную программу, касаемо воспитания современных школьников. Ценностные предпочтения подростков можно также определить в результате анализа их идеальных образцов. Ими могут являться представители самых различных сфер жизни общества.

Нельзя не отметить, что для многих современных подростков, предпочитающих активный образ жизни, наиболее значимыми сферами жизни общества являются политика, литература, кино и др. Нравственные ценности – это понятие не абстрактное. Они всегда обусловлены личностными свойствами и качествами самого человека. Чтобы подросток успешно усвоил общечеловеческие нравственные ценности, у него необходимо воспитать и развить соответствующие личностные качества, в частности доброжелательность, ответственность, совестливость, трудолюбие, уважение к людям, честность и справедливость. Ценности современных подростков, несомненно связаны с традиционными полоролевыми образцами.



Для подростков мальчиков характерны такие ценности как личностное лидерство, стремление к достижению успехов в учёбе и жизни, волевая и эмоциональная саморегуляция и др. Для подростков девочек более значимыми являются наличие положительного эмоционального состояния, счастливая семейная жизнь и возможность творческой деятельности. Это особенно важно, поскольку именно в подростковом возрасте происходит возникновение важного личностного новообразования, а именно – самоопределения и самоидентификации [7].

Суть самоидентификации подростка заключается в понимании им себя как целого с той или иной культурой, классической, массовой, конфессиональной и др. При этом культурная идентификация субъекта может достаточно часто менять свой характер. Это происходит от того, что при определении собственной идентичности подросток опирается не на окружающую его культурную среду, а на возникающие в его сознании новые психические механизмы. Иногда идентификация подростка может продолжать открываться в тех играх, в которые он играет. Для него ещё нет возможности открывать себя во взрослых видах деятельности.

Педагоги хорошо осведомлены об этих особенностях подростков и очень часто, в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности, педагоги активно приобщают подростков к науке, к искусству и др. Педагоги со стороны лучше замечают, что именно может глубоко заинтересовать подростка и чем он может увлечься достаточно серьёзно. Таким образом, можно говорить о том, что формирование и развитие ценностной системы подростков является актуальной задачей для всех общественных структур. Молодые люди стремятся разобраться в многообразии существующих стилей отношений и собственного поведения. Для них жизненно необходимо формировать свою собственную идентичность и собственную систему ценностей, которая бы не противоречила общепринятым ценностям современного российского общества. Жизнь показала, что в менталитете россиян сохраняется глубинная и неискоренимая приверженность к традиционным ценностям.

Всё это можно объяснить осознаваемой связью россиян со своей многонациональной культурой и своеобразным способом мировосприятия. Именно многонациональная культура российского общества определённым образом детерминирует образ мыслей и действий современных российских граждан.


Проанализировав ценностные представления как значимый феномен в жизни человека, рассмотрим подростка как субъект этих ценностных представлений.



1.2. Подросток как субъект ценностных представлений



Как уже было отмечено, подростковый возраст достаточно сложный. Именно в этот период жизни человек активно познаёт, что такое социум, отношения и ценности. Подросток путем сверки всегда осуществляет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие. Подросток не может не учитывать мнения тех людей, которые его окружают в социуме. В процессе своего общения он всегда сверяет себя с неким эталоном, который для себя принимает. В зависимости от такого эталона подросток остаётся собой довольным, либо нет.

Исследованиям системы ценностей сегодня придается большое значение. Об этом говорят и в психолого-педагогической науке и во многих других отраслях знаний. Это можно объяснить только тем, жизненные ценности субъекта чрезвычайно важны не только для него самого, но и для всего общества в целом. Именно жизненные ценности человека способствуют тому, как именно он осмысливает окружающую его действительность. Подросток далеко не сразу способен осмысливать окружающую его действительность. Мнение окружающих о том, что жизненные ценности могут выступать причинами совершаемых поступков, является общепринятым. Учёные, которые занимаются исследованиями ценностей, заявляют, что в подростковом возрасте происходит активное формирование жизненных ценностей и далеко не всегда подросток в состоянии определить, что действительно этими самыми ценностями является. Практически каждый подросток находится в поиске собственного смысла жизненной позиции и смысла существования.

Можно говорить о том, что человеческая система ценностей является основой его отношения к миру. В процессе развития личностных качеств субъекта формируются его социальные ценности [6]. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций. Под системой ценностных ориентаций будем иметь в виду совокупность важных личностных качеств внутренней структуры личности.

В подростковом возрасте ключевым моментом формирования собственной шкалы ценностей является период постепенного перехода во взрослую жизнь. Социальные же ценности никогда не подвергаются общественному сомнению и служат идеалом для людей. К основным социальным ценностям относятся общество