Файл: Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 606

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При всём этом, для подростков являются менее важными такие ценности, как счастье других, красота природы и искусства [14]. В подростковом возрасте они еще не осознают, что иногда делать другого человека счастливым бывает важнее своего собственного благополучия. Понимание этого приходит позже.

Инструментальные ценности тоже можно определить в различные группы. Наиболее важными для подростков являются ценности самоутверждения:

- независимость;

- ответственность;

- рационализм;

- самоконтроль.

Любому человеку свойственна потребность утверждаться в той деятельности, которую он выполняет. В особой мере это характерно для подростка, с его бурно развивающимся самосознанием, обостренным чувством собственного достоинства.

Педагоги отмечают, что отрочество характеризуется определенным атеистическим прагматизмом и вера человека не отождествляется подростками с религией. Однако, она способствует формированию у подростков способности противостоять несправедливому раскладу в человеческих отношениях и бороться с собственными страхами. Высокие моральные свойства подростки приписывают именно верующим людям. Гораздо более простым воздействием обладают средства массовой информации, и которые с полным правом могут быть названы мотивационными. Однако не стоит забывать о том, что их цель – это прежде всего потребление. Потребление в чистом виде нельзя называть ценностью. Сегодня зачастую человека склоняют к приобретению того, что ему совсем не нужно. Предпосылкой формирования у подростка в качестве ориентира, становятся накопительство и стяжательство, что не является истинной ценностью.

В целом всё это может позволить говорить об эталоне ценностных ориентаций отдельно взятого подростка. При этом, различные уровни ценностной сферы подростка могут быть представлены следующим образом:

- личностные качества;

- жизненные ценности;

- конкретные персоналии, которые могут выступать для подростков в качестве идеала.

Согласно диагностике и социологическим опросам, к личностным качествам, значимым для подростков отнесли красоту, здоровье, физическую силу, доброту, честность, справедливость. К актуальным жизненным ценностям они относят:

- высокое социальное положение;

- умение прощать;

- умение слушать;

- профессионализм;

- хорошее поведение.

К необходимым качествам у сверстника, с которым они бы предпочли общаться и дружить, подростки относят:


- любознательность;

- умение многое делать своими руками;

- трудолюбие;

- бережное отношение к природе;

- высокие моральные качества;

- спортивность;

- уравновешенность.

- дружелюбие

К идеальным персоналиям современные подростки относят:

- героев, военных, пожарных, спасателей и др.;

- людей, добившихся выдающихся достижений в своей профессии;

- людей, взявших на воспитание сирот;

- людей, отличающихся заботливостью, нежностью, справедливостью, искренностью.

Таким образом, можно говорить об основных социально-
психологических ценностях современных подростков, относящихся к различным уровням ценностной сферы социума. желание подростков принимать активное участие в общественной жизни социума демонстрирует наличие у них совокупности конкретных ценностей.

При этом важно объективно оценивать свои личностные качества, способности и потребности. Оценка своих личностных качеств также будет зависеть от системы ценностей подростка. При этом, поведение подростка в социуме будет регулироваться его собственной самооценкой, которая в свою очередь формируется в ходе общения с окружающими людьми и прежде всего - со сверстниками.

После анализа особенностей ценностных ориентаций подросткового возраста, мы считаем, что существуют различия между ценностными ориентациями юношей и девушек.
Выводы по первой главе
Таким образом, ценностные ориентации – это сравнительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности.

Подростковый возраст – период в жизни человека характеризующийся резкими, качественными изменениями, затрагивающие все стороны развития. Ему свойственны такие специфические черты как стремление к общению со сверстниками, утверждение своей самостоятельности, независимости и личностной автономии. В это время происходит активное изменение и формирование ценностных ориентаций и мировоззрения ребёнка.

Ценностные ориентации формируются с помощью СМИ, института семьи и школы, круга общения в котором обычно большее значение имеют сверстники и друзья. При этом эти агенты формирования ценностей часто имеют разное влияние на подростка, зависящее от его возраста.




Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в ценностных ориентациях в группах.

2.1 База и методы исследования


Экспериментальная база исследования: Школа№151

Экспериментальная группа исследования: 20 человек. 10 юношей и 10 девушек в возрасте от 15 до 16 лет.

Были использованы для исследования следующие методики

1)Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей.

При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.

Особенности проведения процедуры тестирования: респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

2)Методика «Ценностные ориентации» Шварца.

Опросник Шварца по изучению ценностей личности представляет собой шкалу
, предназначенную для измере­ния значимости десяти типов ценностей. Опросник состоит из двух частей, отличающихся процедурой проведения. В данном исследовании мы использовали первую часть опросника. Первая часть опросника («Обзор ценностей») предостав­ляет возможность изучить нормативные идеалы, ценно­сти личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном соци­альном поведении. Опросник может использоваться для изучения ценно­стей различных социальных групп. При необходимости испытуемым могут быть даны пояснения, касающиеся смысла некоторых слов и утверждений.

Первая часть опросника («Обзор ценностей») представ­ляет собой два списка слов, характеризующих в сумме 57 ценностей. Все они имеют ясную мотивационную цель и являются в той или иной мере значимыми для разных культур. В первом списке содержатся терминальные ценности, выраженные в виде существительных. Во втором списке содержатся инструментальные цен­ности, выраженные в виде прилагательных. Испытуемому предлагается оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа его жизни. Используется шкала от —1 до 7. Чем выше балл в диапа­зоне — 1,0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, тем более важной представля­ется ему эта ценность.

3)«Опросник терминальных ценностей»И.Г.Сенина.

Перечень терминальных ценностей, в которых отражается приоритетность для индивида определённых жизненных целей, включает в себя 8 наименований:

1. Собственный престиж, т.е. завоевание своего признания в обществе путём следования определённым социальным требованиям.

2. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как к главному смыслу существования.

3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.

4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

5. Развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

6. Достижения, т.е. постановка и решение определённых жизненных задач как главных жизненных факторов.

7. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.