Файл: Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 606
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Ценностные представления как социальная психологическая проблема
1.2. Подросток как субъект ценностных представлений
1.3. Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в ценностных ориентациях в группах.
2.1 База и методы исследования
При всём этом, для подростков являются менее важными такие ценности, как счастье других, красота природы и искусства [14]. В подростковом возрасте они еще не осознают, что иногда делать другого человека счастливым бывает важнее своего собственного благополучия. Понимание этого приходит позже.
Инструментальные ценности тоже можно определить в различные группы. Наиболее важными для подростков являются ценности самоутверждения:
- независимость;
- ответственность;
- рационализм;
- самоконтроль.
Любому человеку свойственна потребность утверждаться в той деятельности, которую он выполняет. В особой мере это характерно для подростка, с его бурно развивающимся самосознанием, обостренным чувством собственного достоинства.
Педагоги отмечают, что отрочество характеризуется определенным атеистическим прагматизмом и вера человека не отождествляется подростками с религией. Однако, она способствует формированию у подростков способности противостоять несправедливому раскладу в человеческих отношениях и бороться с собственными страхами. Высокие моральные свойства подростки приписывают именно верующим людям. Гораздо более простым воздействием обладают средства массовой информации, и которые с полным правом могут быть названы мотивационными. Однако не стоит забывать о том, что их цель – это прежде всего потребление. Потребление в чистом виде нельзя называть ценностью. Сегодня зачастую человека склоняют к приобретению того, что ему совсем не нужно. Предпосылкой формирования у подростка в качестве ориентира, становятся накопительство и стяжательство, что не является истинной ценностью.
В целом всё это может позволить говорить об эталоне ценностных ориентаций отдельно взятого подростка. При этом, различные уровни ценностной сферы подростка могут быть представлены следующим образом:
- личностные качества;
- жизненные ценности;
- конкретные персоналии, которые могут выступать для подростков в качестве идеала.
Согласно диагностике и социологическим опросам, к личностным качествам, значимым для подростков отнесли красоту, здоровье, физическую силу, доброту, честность, справедливость. К актуальным жизненным ценностям они относят:
- высокое социальное положение;
- умение прощать;
- умение слушать;
- профессионализм;
- хорошее поведение.
К необходимым качествам у сверстника, с которым они бы предпочли общаться и дружить, подростки относят:
- любознательность;
- умение многое делать своими руками;
- трудолюбие;
- бережное отношение к природе;
- высокие моральные качества;
- спортивность;
- уравновешенность.
- дружелюбие
К идеальным персоналиям современные подростки относят:
- героев, военных, пожарных, спасателей и др.;
- людей, добившихся выдающихся достижений в своей профессии;
- людей, взявших на воспитание сирот;
- людей, отличающихся заботливостью, нежностью, справедливостью, искренностью.
Таким образом, можно говорить об основных социально-
психологических ценностях современных подростков, относящихся к различным уровням ценностной сферы социума. желание подростков принимать активное участие в общественной жизни социума демонстрирует наличие у них совокупности конкретных ценностей.
При этом важно объективно оценивать свои личностные качества, способности и потребности. Оценка своих личностных качеств также будет зависеть от системы ценностей подростка. При этом, поведение подростка в социуме будет регулироваться его собственной самооценкой, которая в свою очередь формируется в ходе общения с окружающими людьми и прежде всего - со сверстниками.
После анализа особенностей ценностных ориентаций подросткового возраста, мы считаем, что существуют различия между ценностными ориентациями юношей и девушек.
Выводы по первой главе
Таким образом, ценностные ориентации – это сравнительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности.
Подростковый возраст – период в жизни человека характеризующийся резкими, качественными изменениями, затрагивающие все стороны развития. Ему свойственны такие специфические черты как стремление к общению со сверстниками, утверждение своей самостоятельности, независимости и личностной автономии. В это время происходит активное изменение и формирование ценностных ориентаций и мировоззрения ребёнка.
Ценностные ориентации формируются с помощью СМИ, института семьи и школы, круга общения в котором обычно большее значение имеют сверстники и друзья. При этом эти агенты формирования ценностей часто имеют разное влияние на подростка, зависящее от его возраста.
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в ценностных ориентациях в группах.
2.1 База и методы исследования
Экспериментальная база исследования: Школа№151
Экспериментальная группа исследования: 20 человек. 10 юношей и 10 девушек в возрасте от 15 до 16 лет.
Были использованы для исследования следующие методики
1)Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей.
При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.
Особенности проведения процедуры тестирования: респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
2)Методика «Ценностные ориентации» Шварца.
Опросник Шварца по изучению ценностей личности представляет собой шкалу
, предназначенную для измерения значимости десяти типов ценностей. Опросник состоит из двух частей, отличающихся процедурой проведения. В данном исследовании мы использовали первую часть опросника. Первая часть опросника («Обзор ценностей») предоставляет возможность изучить нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении. Опросник может использоваться для изучения ценностей различных социальных групп. При необходимости испытуемым могут быть даны пояснения, касающиеся смысла некоторых слов и утверждений.
Первая часть опросника («Обзор ценностей») представляет собой два списка слов, характеризующих в сумме 57 ценностей. Все они имеют ясную мотивационную цель и являются в той или иной мере значимыми для разных культур. В первом списке содержатся терминальные ценности, выраженные в виде существительных. Во втором списке содержатся инструментальные ценности, выраженные в виде прилагательных. Испытуемому предлагается оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа его жизни. Используется шкала от —1 до 7. Чем выше балл в диапазоне — 1,0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, тем более важной представляется ему эта ценность.
3)«Опросник терминальных ценностей»И.Г.Сенина.
Перечень терминальных ценностей, в которых отражается приоритетность для индивида определённых жизненных целей, включает в себя 8 наименований:
1. Собственный престиж, т.е. завоевание своего признания в обществе путём следования определённым социальным требованиям.
2. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как к главному смыслу существования.
3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
5. Развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
6. Достижения, т.е. постановка и решение определённых жизненных задач как главных жизненных факторов.
7. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.