ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1148
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
48 ненных событий и видеть смешное в них.
Помимо личностных качеств, ассоциируемых с выбором профессии кон- сультирования, существует еще целый ряд личностных черт, ассоциируемых с представлением об эффективной работе на протяжении длительного времени
(Patterson & Welfel,
1994). К ним относятся устойчивость, гармоничность, по- стоянство и целеустремленность. В общем и целом эффективность консульти- рования зависит от личностного участия (Carkhuff & Berenson, 1967; Kottler,
1993). Личностные качества консультанта являются столь же (или даже более) важными, как и специальные знания, умения, навыки (Cavanagh, 1990 Rogers,
1961). Обучение не может изменить базовые личностные характеристики.
Успешно работающие консультанты сами растут духовно и помогают другим делать то же самое как на личностном, так и на глобальном уровне. (Lee &
Sirch,
1994). Другими словами, эффективные консультанты обладают духовной сенситивностыо, они контролируют свои собственные пристрастия, умеют слушать, обращаться за разъяснениями, учитывать при общении расовые и культурные различия людей (Ford Harris & Schuerger, 1993).
С сенситивностью и способностью развиваться связана способность кон- сультантов использовать себя, свои личностные свойства в качестве инстру- мента (Brammer, 1993; Combs, 1982). Эффективные консультанты способны быть искренними, творческими и сопереживающими. «Существует определен- ное искусство угадывать способ и время вмешательства консультанта» (Wilcox-
Matthew Ottens & Minor, 1997, p.
288). Хорошие консультанты действуют как интуитивно, так и опираясь на результаты исследований. Полезно, когда кон- сультанты имеют за плечами закалку в различных жизненных обстоятельствах и обладают способностью представить себе то, что переживают их клиенты, а значит, понимать клиентов и относиться к ним адекватно.
Способность работать с позиций пережитого эмоционального опыта Рол- ло Мэй характеризует как умение быть «раненым целителем» (May Remen
Young & Berland,
1985). Вот парадоксальное явление: люди, пережившие стра- дание и способные перенести боль и достичь понимания сути явлений как в се- бе самом, так и в окружающем мире, могут помочь другим людям, — тем, кто стремится справиться с эмоциональным проблемами (Miller Wagner Britton &
Gridley,
1998). Они уже побывали «в шкуре» клиента. Следовательно, «кон- сультанты, пережившие болезненные жизненные обстоятельства и сумевшие успешно справиться с ними, как правило, способны духовно слиться со своими клиентами» (Foster, 1996, р. 21). Эффективно работающие консультанты — это те люди, которые на протяжении всей жизни успешно интегрировали в себе научные знания и навыки. Другими словами, это люди, «достигшие баланса личностной и инструментальной компетентности» (Cormier & Cormier, 1998).
Вот перечень качеств эффективно работающих консультантов, в дополнение к уже упоминавшимся:
•
Интеллектуальная компетентность. Желание и умение учиться, а так- же сообразительность и творческое мышление.
•
Энергичность. Консультанты должны быть способны проявлять актив- ность на протяжении сессии и быть в состоянии поддерживать активность при
49 виде большого числа клиентов, ожидающих своей очереди.
•
Гибкость. Умение приспосабливать свои действия, отвечая запросам своих клиентов.
•
Способность оказывать содействие. Поддержка клиентов в принятии ими решений, помощь в обретении надежды и уверенности.
•
Наличие доброй воли. Желание конструктивно работать в интересах клиентов, тактично поддерживая их независимость.
•
Уверенность в себе. Это качество охватывает знание себя, включая установки, ценности и чувства, а также способность распознавать, какие факто- ры и каким образом воздействуют на них.
Согласно Голланду (Holland, 1977), определенные типы личности больше подходят для тех или иных профессий и лучше проявляют себя в конкретных профессиональных обстоятельствах. Консультанты в первую очередь работают в социальной среде, а также в обстоятельствах, требующих решения проблем.
Это требует от консультанта наличия развитых навыков межличностного взаи- модействия и креативности. Творческий акт требует смелости (May, 1975) и включает в себя выдачу новых идей и способов действия, которые облегчают как внутри, так и межличностные отношения (Gladding, 1998). Чем больше кон- сультант раскрывается перед окружением как личность, тем более эффективной оказывается его деятельность и, соответственно, тем большее удовлетворение он от нее получает.
Уиггинс и Уэсландер (Wiggins & Weslander, 1979) нашли эмпирическое подтверждение гипотезе Голланда. Они проводили исследование личностных особенностей и оценивали показатели работы 320 консультантов в четырех штатах. В целом результаты их исследования показали, что те консультанты, которые оценивались как «высокоэффективные», имели наивысшие показатели по социальной (общительность, ориентация на работу с людьми) и артистиче- ской (креативность имажинитивность) шкалам «Опросника профессиональных предпочтений» Голланда (Holland, 1977). Консультанты, которые в целом оце- нивались как «малоэффективные», обычно имели более высокие показатели по шкалам реалистичности (конкретность, формализм) и конвенциональности (ор- ганизованность, практичность). Другие факторы, такие как пол, возраст, уро- вень образования, не показали статистически значимой связи с эффективно- стью работы консультанта. Результаты этого исследования подтверждают вы- вод о зависимости эффективности деятельности консультантов от их личност- ных качеств. Однако отношения между личностью и окружением сложны: лю- ди, обладающие самыми разными типами личности, успешно находят себе ме- сто в обширной сфере консультирования и вносят значительный вклад в эту профессию.
П
ОДДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
УРОВНЯ КОНСУЛЬТАНТА
Люди, которые становятся консультантами, испытывают те же трудности,
50 что и все остальные. Они вынуждены иметь дело со старостью, болезнью, смертью, женитьбой, рождением детей, сменой места работы, разводом и еще с массой других общечеловеческих проблем. Некоторые из этих жизненных об- стоятельств, например вступление в первый брак в преклонном возрасте или переживание смерти детей, с точки зрения развития считаются «временем про- стоя», временем, словно бы выпадающим из последовательности событий, тра- гическим (Scovholt & McCarthy, 1988). Другой ряд обстоятельств — это не- преднамеренные, но удачные события, например встреча с человеком, который становится другом на всю жизнь (Bandura, 1982).
Любой такой опыт является проблематичным, поскольку, как правило, создает стресс. Вопрос в том, как консультанты ведут себя в данных жизненных ситуациях. Как показывает Рельке (Roehlke, 1988), идея синхронности, «кото- рая, по определению Карла Юнга, заключается в том, что если два события совпадают во времени, то между ними образуется многозначная связь», являет- ся, возможно, наиболее продуктивным способом для консультантов реагиро- вать на непредвиденные жизненные ситуации (р. 133).
Помимо поиска смысла в потенциально проблематичных областях, кон- сультанты применяют и другие коппинг-стратегии; это, например, сохранение объективности, стратегии принятия и противодействия ситуациям, отстаивания своих собственных желаний (Lenhardt, 1997; Witmer & Young, 1996). Консуль- танты, которые сами живут здоровой жизнью и учатся как на ошибках, так и на успехах, смогут скорее других вырасти как терапевты и будут в состоянии лучше концентрироваться на проблемах клиентов (Cormier, 1988). Следова- тельно, консультанты и те, кто стремится ими стать, должны оставаться отно- сительно свободными от деструктивных стереотипов отношений по типу тре- угольника «ребенок — родители», как это могло быть в семьях, где они вырос- ли. Такая позиция позволяет им создавать и поддерживать близкие, но тем не менее автономные отношения в настоящем (Gaushell & Lawson, 1994).
Кроме того, для поддержания душевного равновесия успешные консуль- танты используют превентивные меры, помогающие им избегать нежелатель- ного состояния, известного профессиональным помощникам как состояние вы- горания (Grosch & Olsen, 1994). Выгорание — это такое состояние эмоциональ- ного и физического истощения, когда человек не может полноценно функцио- нировать. Это одно из наиболее часто встречающихся последствий работы в качестве консультанта (Emerson & Markos, 1996; Kottler, 1993). Люди не в со- стоянии действовать адекватно, если они никогда не выходят за рамки своей профессиональной роли. Консультанты должны интересоваться тем, что проис- ходит за пределами консультирования, и стараться не переносить свою работу на дом ни умственно, ни физически. Кроме того, они должны заботиться о сво- ем обновлении путем простых, не эффективных мер, таких как ремонт своего офиса каждые несколько лет, чистка упорядочение и создание новых архивов, анализ новых материалов; также
ОНЕ должны вносить свой вклад в профессию консультирования путем написания
ИЛЕ презентации материалов из области своей компетенции (McCormick, 1998). Pяд исследователей предлагают другие способы, какими консультанты могут предотвратить или избавиться от состоя-
51 ния выгорания (Boy & Pine, 1980; Pine & Aronson 1981; Savicki & Cooley, 1982;
Watkins, 1983).
• Поддерживать отношения со здравомыслящими людьми.
• Работать совместно с ответственными коллегами и с организациями, в которых развито чувство долга.
• В разумных пределах придерживаться положений теории консультиро- вания.
• Применять упражнения, которые уменьшают стресс.
• Влиять на факторы, вызывающие стресс.
• Совершенствоваться в самоанализе (а именно, идентифицировать стрес- се ры и релаксеры).
• Периодически анализировать и уточнять роли в процессе консультиро- вание ожидания и убеждения (например, работать интенсивнее, но не дольше).
• Пользоваться личностной терапией.
• Оставлять свободное и личное время (то есть придерживаться сбаланси- рованного стиля жизни).
• При работе с клиентами придерживаться позиции независимого уча- стия.
• Сохранять надежду.
Обобщая предыдущие научные изыскания в области личностных особен- ности и интересов консультантов, Овеншайн и Ноффсингер пришли к следую- щему
BI воду: «Эффективные консультанты должны быть эмоционально зака- ленным устойчивыми и объективными. Они должны знать свои возможности и быть ув ренными в себе, реалистично принимая свои сильные и слабые сторонь
(Auvenshine & Noffsinger, 1984, p. 151).
О
БРАЗОВАНИЕ КОНСУЛЬТАНТОВ
Не многие люди, если вообще таковые найдутся, способны успешно ра- ботат! качестве консультантов без надлежащего образования в областях чело- веческо развития и консультирования (Kurpius, 1986). Уровень необходимого образован непосредственно зависит от напряженности, сложности и направ- ленности ра£ ты. Перед тем как перейти к рассмотрению характера образова- ния, необходимо профессиональному консультанту, мы разберем три уровня оказания помощи и особенности обучения в других профессиях поддержки.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 83
У
РОВНИ ПОМОЩИ
Существует три уровня отношений при оказании помощи: непрофессио- нальные, парапрофессиональные и профессиональные. Каждый из уровней данной иерархии предполагает, что помощники владеют требуемыми навыками в достаточной для данной задачи степени (рис. 2.1).
52
Рис. 2.1. Виды отношений помощи
Источник: «Effective helping: Interviewing and Counseling Techniques», by Barbara F. Okun.
Первый уровень помощи представлен непрофессиональными помощни-
ками. Ими могут быть друзья, коллеги, необученные волонтеры или супервизо- ры, которые пытаются оказаться полезными нуждающимся в помощи и обла- дают для этого необходимым желанием и умением. Непрофессиональные по- мощники могут сильно различаться по уровню развития интеллекта и способ- ностей. Никаких специальных требований к ним не предъявляется, а качество помощи зависит в основном от конкретной личности.
Ко второму, более высокому уровню помощи относятся работники гу-
манитарных служб общего профиля. Это, как правило, представители гумани- тарных служб, прошедшие соответствующее обучение навыкам построения че- ловеческих отношений, но работающие преимущественно не индивидуально, а в составе бригады. Представители этого уровня обычно работают в качестве персонала учреждений психического здоровья, детских воспитателей, стажеров и начинающих консультантов. При достаточной подготовке и контроле работ- ники гуманитарных служб общего профиля (парапрофессионалы), например помощники в студенческих общежитиях, могут в значительной степени спо- собствовать установлению позитивных взаимоотношений, благоприятствую- щих улучшению психологического климата в целом (Waldo, 1989).
Наконец, существуют профессиональные помощники. Эти люди специ- ально обучаются приемам оказания помощи, как превентивным, так и терапев- тическим. Среди представителей этой группы — консультанты, психологи, психиатры, социальные работники, психиатрические медсестры, а также кон- сультанты и терапевты по вопросам брака и семьи. Работники этого уровня имеют специальное образование и проходят интернатуру под руководством су- первизора, чтобы подготовиться к разнообразным ситуациям и обстоятель- ствам.
В отношении обучения помощников двух последних уровней Робинсон и
Кин-ниер (Robinson & Kinnier, 1988) обнаружили, что для формирования навы-
53 ков в одинаковой степени эффективны и самообразование, и традиционное аудиторное обучение.
С
ПЕЦИАЛЬНОСТИ
,
СВЯЗАННЫЕ
С ОКАЗАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Каждая профессия помощи предъявляет свои теоретические и практиче- ские требования. Консультантам необходимо обладать элементарными знания- ми в других областях, с тем, чтобы в случае необходимости воспользоваться услугами этих профессионалов и осознанно взаимодействовать с ними по об- щим вопросам. Консультантам приходится часто взаимодействовать с предста- вителями трех профессий — психиатрами, психологами и социальными работ- никами.
Психиатры получают медицинскую степень (M.D.) и проходят ординату- ру по психиатрии. Они являются специалистами по работе с людьми, страдаю- щими психическими нарушениями. Они часто прописывают лекарства и при- держиваются биопсихологического подхода при лечении. Их клиентов называ- ют пациентами, Для допуска к практической деятельности они обязаны сдать и государственные экзамены, и экзамены на уровне штата.
Психологи могут получать степени доктора философии (Ph.D.), образова- ния (E.D.) или психологии (Psy.D.), Их курсовые и дипломные работы могут сосредоточиваться на проблемах клиники, консультирования или школы. Ли- цензирование психологов проводится во всех штатах, однако требования для получения лицензии в разных штатах различаются. Большинство психологов, ориентированных на работу в клинике, зарегистрированы в Национальном Ре- естре провайдеров услуг здравоохранения (National Register of Health Service
Providers),
для включения в который предъявляются единые стандарты. Подго- товка выпускников программ по психологическому консультированию включает изучение норм научной и профессиональной этики, планирования и методоло- гии исследования, статистики и психологического измерения, биологических основ поведения, когнитивно-аффективных основ поведения, социальных ос- нов поведения, индивидуальных различий, а также ряда специальных курсов.
Обучение по программам психологического консультирования и по консульти- рованию имеет много общих корней, вопросов и значимых персон в своей ис- тории (Elmore, 1984).
Социальные работники получают обычно магистерскую степень по соци- альной работе (M.S.W.), хотя в некоторых университетах проводится обучение по программе бакалавриата по социальной работе. Вне зависимости от полу- ченного образования, социальные работники всех уровней проходят "интерна- туру в условиях социального агентства. Социальные работники сильно разли- чаются по характеру работы. Одни работают по правительственным програм- мам для лиц, не имеющих привилегий и лишенных прав. Другие занимаются консультированием. Специалисты, демонстрирующие высокую клиническую и образовательную компетентность, принимаются в члены Национальной ассо-