Файл: Диагностика организационной культуры с помощью методики К. Камерона и Р. Куинна (на примере инженерного отдела компании Х).rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Основные теоретические положения

1.1 Подходы к определению организационной культуры

1.2 Инструмент оценки организационной культуры OCAI

2. Анализ организационной культуры инженерского отдела компании «X» методом OCAI

2.1 Основные характеристики деятельности компании «X»

2.2 Анализ данных. Построение профиля организационной культуры компании «Х»

2.3 Рекомендации по изменению организационной культуры

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1

Модель «конкурентных стратегий» М.Портера

Приложение 2

Анкета

Приложение 4

Частный профиль« характеристики организационной культуры»

Приложение 5

Частный профиль «лидер организации»

Приложение 6

Частный профиль «управление наемными работниками)

Приложение 7

Частный профиль «связующая сущность организации»

Приложение 8

Частный профиль «стратегический акцент»

Приложение 9

Частный профиль «критерии успеха»





2. Анализ организационной культуры инженерского отдела компании «X» методом OCAI



2.1 Основные характеристики деятельности компании «X»



Компания «X» основана в 1992 году. Это компания, предоставляющая строительные и проектировочные услуги. Территориально главные офисы расположены в Москве, работы ведутся по Москве и Московской области.

Основные объекты данной строительной компании – офисно - административные здания класса А. Также компанией уже были построены несколько торговых центров, жилые дома (эксклюзивные, по особым проектам), терминалы. Текущим проектом данной компании является реконструкция действующего и построение нового терминала в аэропорту «Домодедово», а также проектирование ЦКАТ (центральной кольцевой автодороги в Московской области).

Среди конкурентов многочисленные фирмы небольшого размера. Компания «X» стремится выйти на новый сегмент рынка, составив конкуренцию компаниям «Пик», «Монарх» и «Донстрой».

Компания «Х» обладает широкой сетью поставщиков. Среди них фирмы «Мосглавснабметалл», «Монолитстрой», «Мосинжбетон» и другие.

Основными заказчиками услуг в последние годы являлись «Ингеоком», «Мосинжстрой», «ЛВН девелопмент», «Домодедово констракшн» и другие.

Компания «Х» получает часть заказов в процессе участия в тендерах. Поэтому компания стремиться к найму образованных и квалифицированных сотрудников (стаж не менее 3 лет). Общее число занятых в компании приблизительно составляет 800 человек.

Объем выручки компании, начиная с 2009 года, падает. Такой спад можно объяснить как влиянием макроэкономических факторов (кризис 2008-2009), так и тем, что компании получила сравнительно меньше заказов в 2010 и в 2011 годах, а так же не получила основную выплату за два выполняемых заказа.


Год

Выручка в рублях

2009

4 122 022 621

2010

3 073 075 962

2011

2 281 635 338


Цели компании на ближайшее время:

  • Строительство и реконструкция терминалов в аэропорту «Домодедово»

  • Проектирование ЦКАТ

Компания «Х» видит перспективу в получении нескольких заказов на строительство административных зданий. Для получения данной работы компании необходимо расширить проектную группу (основная рабочая сила занята в двух крупных проектах ). Также одной из стратегических целей является выход на новые строительные рынки и наращивание мощностей. Эти факторы являются основными в новой стратегии компании «Х».



Организационная культура компании X представляет собой широко разветвленную линейную систему (см. приложение 3). Во главе компании стоят генеральный директор и президент. Отдел, в котором было проведено исследование, носит название отдела наружных коммуникаций (далее ОНК). В его главе стоит начальник ОНК. Ему подчиняются инженеры ОНК и ведущий инженер ОНК. Начальник ОНК в свою очередь подчиняется руководителю проектной мастерской.



2.2 Анализ данных. Построение профиля организационной культуры компании «Х»



В анкетировании принимало участие 7 сотрудников инженерного отдела. Анкеты были заполнены анонимно для обеспечения получения достоверной информации.

Используя методы расчетов, предоставленные в методике OCAI, получили профиль организационной культуры инженерного отдела (рис.2).


Рисунок 2 Общий профиль организационной культуры инженерного отдела компании «Х»
Сектор №1 представляет собой клановую культуру, сектор №2 адхократическую, № 3 – рыночную, №4- бюрократическую.

Сплошная линия отражает то, как оценивают настоящую организационную культуру, а пунктирная, то какой, по мнению сотрудников, она должна быть.

По общему профилю можно определить, что сотрудников устраивает уровень рыночных ценностей в общей картине, они хотят видеть больше клановых черт в культуре, но самая ощутимая разница (больше 10 пунктов) заключается в оценивании состояния бюрократических и адхократических ценностей, являющимися противоположными по своей сути.

По мнению респондентов, нынешняя культура организации содержит в себе большинство бюрократических ценностей, однако сотрудники в будущем хотят видеть больше адхократических составляющих. Поэтому объективным в данном случае является принятие решения о том, чтобы повысить адхократическую культуру и понизить бюрократическую. Клановую и рыночную культуру стоит оставить в прежнем состоянии, потому что различия в профилях незначительны (не превышают 10 пунктов). Теперь проанализируем общий профиль по стандартным разрезам, которые были описаны в теоретической части.

  1. Тип культуры, подчеркивающий базисные ценности и стили, является бюрократическим в настоящем времени. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что компании свойственны формализация и структуризация работы, особое место процедур и координации. В перспективе сотрудники видят организацию с преобладающей адхократической культурой.

  2. Основные различия в общем профиле заключаются в квадрантах, представляющих бюрократическую и адхократическую культуру. Сотрудники желают видеть меньше бюрократических ценностей в организации (разница составила 19 пунктов), и больше адхократических ценностей (разница составила 11 пунктов).

  3. Сила. Самая высокая оценка была отдана бюрократическому типу культуры, следовательно, этот тип доминирует в организационной культуре. М ы не можем сделать вывод о том, что сильная бюрократическая культура является залогом успеха данной компании, поскольку профиль предпочтительного состояния организационной культуры указал на сильную адхократическую культуру.


Теперь обратимся к профилям отдельных статей. Первый профиль начерчен по данным первого вопроса и носит название «характеристики организации» ( см. приложение 4). Проанализируем данный профиль по четырем основным разрезам.

  1. Типом культуры, характеризующим базисные ценности и стиль в характеристиках организации в настоящее время, является рыночный тип. Это говорит о том, что организация ориентирована на результат и достижение поставленных целей. В предпочтительном профиле преобладает адхократическая культура. Основываясь на этом, делаем вывод о том, что вес рыночных ценностей удовлетворяет сотрудников, адхократические ценности стоит увеличить.

  2. Основное различие заключается в квадранте, представляющем адхократическую культуру. Сотрудники желают видеть организацию с большим количеством адхократических ценностей (разница составила 11,25 пунктов).

  3. Сильнейшей и доминирующей культурой в настоящий момент является рыночная культура. В предпочтительном профиле организации доминирует адхократическая организационная культура.

Следующий частный профиль носит название «лидер организации», и построен в соответствии с оценкой, полученной анализом ответов на вопрос №2(см. приложение 5).

  1. Тип культуры, подчеркивающий основной стиль лидерства в организации, является бюрократическим. Сотрудники желают видеть своего лидера еще более рационально мыслящим, закрепляющим высокое положение процедур и надежности.

  2. Основное различие профилей заключается в оценке настоящего и предпочтительного состояния бюрократических ценностей: сотрудники хотят видеть более бюрократизированного лидера (разница составила 13,75 пунктов).

  3. Сила бюрократической культуры в отношении лидера организации является наивысшей, следовательно, бюрократические ценности являются доминирующими.

Проанализируем профиль «управление наемными работниками», построенный с помощью анализа ответов на вопрос №3.(см. приложение 6)

  1. Типом культуры, определяющим характер управления наемными работниками, является бюрократический тип. Исходя из этого, делаем вывод о том, что наемным работникам предоставлена гарантия занятости, дальнейшее будущее предопределенно. Сотрудники отдают свое предпочтение рыночному типу культуры, основанному на принципе конкурентной борьбы. Возможно, при настоящем доминировании бюрократических ценностей сотрудникам сложно продвинуться по карьерной лестнице и реализовать свои амбиции

  2. Основные различия в оценке «настоящего» и «предпочтительного» состояния культуры находятся в квадрантах, представляющих бюрократическую и адхократическую культуру. Сотрудники хотят видеть меньше бюрократических составляющих в управлении наемными работниками (разница составила 22,5 пунктов), и больше адхократических ценностей (разница составила 18,75 пунктов). В остальных сегментах разница незначительна.

  3. Сила бюрократической культуры является наивысшей при управлении наемными работниками, следовательно, она является доминирующей в настоящей культуре. В предпочтительном профиле доминирует рыночная культура.


Четвертый профиль «связующая сущность организации» построен по данным вопроса №4 (см. приложение 7). Проанализируем его, используя стандартные разрезы.

  1. Тип культуры, определяющий основные ценности в связующей сущности организации, является клановым. Это говорит о том, что для организации характерна сплоченность, высоко ценится командная работа, в коллективе царит дружественная атмосфера.

  2. Основные различия в оценках профилей находятся в сегменте бюрократической и адхократической культур. Сотрудники желают, чтобы связующая сущность организации меньше базировалась на бюрократических ценностях, (разница составила 22,5 пунктов), и больше базировалась на адхократических составляющих, (разница составила 10 пунктов).

  3. Сила клановой культуры является наивысшей в связующей сущности организации, следовательно, она доминирует в данном аспекте культуры. В предпочтительном профиле также доминирует рыночная культура.

Следующий профиль, который будет проанализирован с помощью стандартных разрезов, профиль «стратегический акцент», построенный по данным вопроса № 5 (см. приложение 8).

  1. Тип культуры, определяющий основные ценности в стратегическом акценте, является бюрократическим. На основании этого можно сделать вывод о том, что основной стратегический акцент делается на стабильности и низких затратах.

  2. Основные различия находятся в сегменте квадрантов, представляющих бюрократическую и адхократическую культуру. Сотрудники желают, чтобы стратегический акцент меньше базировался на бюрократических ценностях (разница составила 20 пунктов), и больше основывалась на адхократических составляющих (разница составила 15 пунктов). В остальных аспектах культуры разница оценок незначительна.

  3. Сила бюрократической культуры в стратегическом акценте в настоящее время является наивысшей, однако сделать вывод о ее доминировании было бы некорректно, поскольку разница в оценке настоящего положения бюрократической и адхократической культуры составляет 5 пунктов. Следовательно, по мнению сотрудников, в организации доминируют черты как бюрократической, так и адхократической культуры. Это говорит о серьезной несогласованности представлений внутри коллектива. Другое положение дел в предпочтительном профиле: доминирующими ценностями являются адхократические составляющие .

Последний профиль, который будет проанализирован автором, построен по результатам вопроса № 6 и носит название « критерии успеха» (см. приложение 9).