Файл: Курсовая работа Государственное управление занятостью населения.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы государственного управления занятостью населения
1.1. Занятость и безработица. Их виды
1.2. Методы и инструменты управления занятостью на федеральном и региональном уровне
1.3. Особенности государственной политики занятости населения в условиях кризиса
ГЛАВА 2. Анализ государственного управления занятостью населения
2.1. Анализ современного состояния занятости населения в Астраханской области
2.2. Организация государственного управления занятостью в регионе
2.3. Программно-целевое управление в сфере занятости на региональном уровне
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ
3.1. Государственное регулирование программ в сфере занятости в Астраханской области
3.2. Конкретизация и затраты на реализацию данного предложения
1.2. Методы и инструменты управления занятостью на федеральном и региональном уровне
Федеральный закон о занятости населения РФ регулирует основные аспекты жизнедеятельности граждан, касающиеся не только наличия определенной профессиональной деятельности3. Сюда же относится и гарантия государства в содействии и социальной защите в случае отсутствия возможности реализовать право на труд. Данный акт устанавливает правовую основу, разъясняет экономические вопросы и определяет организационные рамки в политике Российской Федерации в содействии по трудоустройству населения.4
С момента принятия в 1991 году Федеральный закон о занятости РФ претерпел немало изменений. Однако редактирование началось с 1996 года. Именно с этой даты документ постоянно дорабатывался и дополнялся актуальными поправками5.
По своей структуре принятый законопроект состоит из семи глав. Однако последняя глава, подразумевающая контроль за выполнением данного законоположения, в 2005 году утратила свою силу. Остальные же главы рассматривают следующие вопросы6:
- общие положения дают определения основным понятиям, рассматриваемым в данном документе, дают определения о безработных гражданах, обозначают полномочия государства в вопросах права на трудовую деятельность граждан;
- оговариваются права граждан в сфере профессиональной деятельности и выбора места работы7;
- устанавливаются гарантии в обеспечении граждан их права на трудовую деятельность;
- далее освещаются организационные вопросы, а также регулирование заявленных аспектов, порядок действий и систематизация;
- оговаривается участие работодателей в вопросах обеспечения граждан трудовой деятельностью;
- устанавливается порядок реализации социальных гарантий в том случае, если гражданин не может реализовать свое право на труд.
Последняя редакция закона о занятости населения Российской Федерации актуальна на начало 2018 года. Здесь нужно учитывать то, что последние поправки в данный законопроект были внесены в последние числа декабря 2016 года
8.
Статья 3 Федерального закона 1032-1 о занятости населения в РФ говорит о статусе безработного. Именно здесь дается определение, какие лица являются безработными. Устанавливаются также условия и процедура признания данного статуса9.
Часть третья данной статьи в отдельном порядке указывает, какие граждане не могут считаться безработными:
- лица, которым нет еще 16 лет;
- получатели пенсионных выплат;
- лица, которые в течение 10 дней с даты становления на учет в соответствующей службе отказались от двух предложенных вакансий, включая работу сезонного или временного характера10;
- сюда же относятся те, кто в течение установленных 10 дней не явился для получения предложений по работе, а также не прошел в нужный срок регистрацию как безработный;
- осужденные в судебном порядке граждане, привлеченные к лишению свободы или исправительным работам;
- лица, предоставившие недостоверные сведения о себе и своей профессиональной деятельности11.
При этом четвертая часть данной статьи показывает, что в случае отказа в предоставлении статуса безработного, гражданин сохраняет за собой право обратиться в службу повторно. Однако сделать это можно не ранее, чем через месяц с даты получения отказа.
Федеральный закон о занятости населения Российской Федерации в первоначальной редакции за 1991 год получил номер 1032-1 ФЗ. Изменения данного законоположения касались не только формулировок. Так, уже говорилось об упразднении седьмой главы. Статьи 14 и 27 также утратили силу при внесении изменений в последнюю редакцию в 2007 и 2010 годах соответственно12.
Все изменения в законодательстве по правовым актам можно отслеживать на официальном информационном портале. Здесь же можно найти требуемые документы в последней актуальной редакции.
Комментарии к данному законоположению показывают, что на практике документ нуждается еще в разъяснениях и доработках. Несмотря на то, что Федеральный закон о занятости населения Российской Федерации — достаточно простой к пониманию документ, вопросы все равно возникают
, как и спорные ситуации13.
Комментарии к положениям позволяют получить актуальную информацию по текущей редакции закона, а также ознакомиться с разъяснениями по спорным вопросам14.
Предлагаемая редакция данного законоположения включает в себя все актуальные изменения, начиная с первого в 1996 году. Последнее изменение также учтено, что делает данную версию наиболее полной и востребованной по всем правовым вопросам касающимся возможности профессиональной деятельности граждан15.
Для удобства документ содержит в себе необходимые ссылки, позволяющие раскрыть суть поставленного вопроса. Аналогично представлены и комментарии к данному законодательному акту. Именно они дополняют разъяснениями большинство поставленных вопросов.
Необходимо отметить, что на современном этапе развития мирового хозяйства изменяется и значение роли государства: оно характеризуется уже не степени его вмешательства в рыночный механизм, а участием в обеспечение внутренних и внешних условий эффективного функционирования экономики страны. Причем в условиях международной экономической конкуренции, эффективной является государство, главным приоритетом которой является отстаивание национальных интересов и гарантии экономической безопасности. Показателем эффективности является соотношение открытости экономики страны и поддержка производителей на внешнем и внутреннем рынке.
1.3. Особенности государственной политики занятости населения в условиях кризиса
Учитывая значительную подвижность социально-экономических процессов, определяющих соотношение спроса и предложения на рынке рабочей силы и изменчивость приоритетов его развития, поиск направлений совершенствования механизмов влияния государства на эффективность занятости населения является актуальным, что и определило тему исследования16.
Определение путей совершенствования механизма государственного регулирования занятости населения и активизации государственной и региональной политики в этом направлении17.
В условиях социально ориентированного развития экономики особую роль играет подсистема государственного регулирования занятости населения, главными элементами которой являются субъекты, объекты, методы и средства воздействия18.
Большой удельный вес в этом механизме занимают органы государственной власти (Министерство социальной политики, Государственный центр занятости, органы местной власти), которые должны заниматься формированием и реализацией программ государственной политики занятости19.
Государство регулирует рынок труда, несмотря как на приоритеты экономического роста международного разделения рабочей силы, предоставляют возможность проанализировать и выявить тенденции в миграционных процессах рабочей силы, а соответственно — обеспечить объективную кадровую политику, возможности отраслевого распределения рабочей силы в зависимости от потребностей общества, так и факторы политического характера20.
Система государственного регулирования занятости населения формируется на микро-, мезо-и макроуровнях
На первых двух и некоторой степени на третьем уровнях направления государственного политики занятости должны быть такими:
— Согласование социальной, миграционной, демографической политики с целями и приоритетами политики занятости;
— Согласование структурной, инвестиционной, финансово-кредитной, внешнеэкономической политики с системой целей политики занятости;
— Обеспечение социальной поддержки незанятого населения.
Результативность политики государства на рынке труда невозможна без разработки эффективных мер регулирования сферы занятости на всех уровнях21.
На макроуровне к основным задачам политики занятости можно отнести:
— Минимизацию оттока квалифицированных кадров за рубеж, содействие занятости мигрантов, регулирование трудовых доходов;
— Регулирование качественных характеристик населения трудоспособного возраста;
— Государственную поддержку развития среднего бизнеса;
— Регулирование внешнеэкономических связей;
— Решение проблем с кредитованием, дотациями, субвенциями, налоговыми льготами направленными на поддержку и развитие, создание эффективных рабочих мест в различных отраслях экономики.
В задачи мезоуровня необходимо отнести основные приоритеты государственной службы занятости.
Речь идет о направлениях регулирования:
— Повышение качества рабочей силы через профессиональную подготовку и переподготовку;
— Целевая поддержка создания новых рабочих мест;
— Организация профессионального обучения, профориентации и профконсультации;
— Организация временной занятости и прочее.
На микроуровне политика занятости должна обеспечиваться следующими средствами:
— Активизацией самозанятости;
— Развития системы управления персоналом на предприятии, которая бы обеспечивала сохранение занятости работающих22.
Одним из главных направлений государственного регулирования выступает разработка и осуществление активных программ на рынке труда. Кроме того, такие программы дают безработным возможность заработать стаж, облегчает решение задачи поиска работы на рынке труда, а также является основой для выбора будущей профессии или помогает при осуществлении переквалификации23.
Критериями эффективности работы органов государственной службы занятости является повышение их роли в организации рынков труда — национального, регионального, местного, а также степень удовлетворения спроса, как не занятых трудовой деятельностью граждан, так и работодателей.
Для указанных целей применяется статистическая информация и административные данные самой службы занятости, которые дают представление о зарегистрированном рынке труда.
Именно в государственной службе занятости аккумулируется информация, которая охватывает различные источники данных