Файл: Курсовая работа Государственное управление занятостью населения.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы государственного управления занятостью населения
1.1. Занятость и безработица. Их виды
1.2. Методы и инструменты управления занятостью на федеральном и региональном уровне
1.3. Особенности государственной политики занятости населения в условиях кризиса
ГЛАВА 2. Анализ государственного управления занятостью населения
2.1. Анализ современного состояния занятости населения в Астраханской области
2.2. Организация государственного управления занятостью в регионе
2.3. Программно-целевое управление в сфере занятости на региональном уровне
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ
3.1. Государственное регулирование программ в сфере занятости в Астраханской области
3.2. Конкретизация и затраты на реализацию данного предложения
2.2. Организация государственного управления занятостью в регионе
По итогам обследования Росстата в среднем за декабрь 2017 г. – февраль 2018г. численность рабочей силы по области составило 515,4 тыс. человек. Уровень общей безработицы – 7,6% (соответствующий период 2016-2017 – 8,3%).
За январь–март 2018 года в службу занятости населения Астраханской области обратились в поиске работы 5,5 тыс. граждан, что составляет 93,7% к аналогичному периоду 2017 года (5,9 тыс. чел.). В числе обратившихся 4,7тыс. или 84,7% приходится на долю незанятых трудовой деятельностью граждан. Признано безработными 2,8 тыс. человек – 84,7% к признанным безработными в январе - марте2017 года (3,3 тыс. чел.).
На рынке труда Астраханской области постоянно сохраняется территориальное, профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Банк вакансий, заявленных в службу занятости, на 1 апреля 2018 года насчитывал 7,1 тыс. ед., из них 66% - по рабочим профессиям, 76% - с заработной платой выше прожиточного минимума.
Коэффициент напряженности на начало апреля 2018 года составил в среднем по области 1,0 чел. из числа незанятых трудовой деятельностью граждан на одну заявленную работодателями вакансию, что ниже показателя начала апреля 2017 года (1,1 чел. на одну вакансию).
В январе - марте текущего года имелся спрос на электросварщиков, водителей автомобиля, сборщиков корпусов металлических судов, стропальщиков, слесарей-ремонтников, трактористов, продавцов, поваров, официантов.
Среди специалистов и служащих востребованы медицинские сестры, менеджеры, агенты страховые, бухгалтеры, инженерно-технические работники, воспитатели, врачи, фельдшеры, товароведы, механики, экономисты30.
На потребность в рабочей силе в регионе значительное влияние оказывает сезонный фактор. В районах области с наступлением сельскохозяйственных работ и рыбодобычи, появляется потребность в овощеводах, работниках растениеводства, полеводства, рыбаках, рыбообработчиках, работниках сферы туристического бизнеса - егерях, горничных и т.д.
Из общего числа вакансий, заявленных в службу занятости на начало апреля, на село приходится50,4%.
Проводимый органами службы занятости анализ спроса и предложения рабочей силы на рынке труда области свидетельствует о том, что в регионе постоянно востребованы рабочие неквалифицированного труда, т.е профессии не требующие профессиональной подготовки: дворники, грузчики, подсобные рабочие, разнорабочие, уборщики территорий, служебных помещений и т.п..
Численность зарегистрированных безработных на 1 апреля 2018 года составила 6,1 тыс. человек (на 01.04.2017 – 7,2 тыс. чел.), уровень регистрируемой безработицы – 1,1% к численности рабочей силы (на 01.04.2017 года – 1,4%) (рис. 3).
Рисунок 3 - Профессиональный состав предложения рабочей силы на рынке труда31
В отраслевой структуре спроса на рабочую силу наибольший удельный вес приходился на обрабатывающие производства, сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство, государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение.
По состоянию на 1 января 2018 года удельный вес вакансий по рабочим профессиям составил 60,3%.
В структуре рабочих профессий спрос значительно превышал предложение рабочей силы по таким профессиям, как: комплектовщик, обрубщик, продавец-консультант, рабочий склада, электрогазосварщик, швея, машинист бульдозера, токарь, укладчик-упаковщик, сборщик корпусов металлических судов, маркировщик, грузчик и др.
По таким рабочим профессиям, как: подсобный рабочий, слесарь по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов, рыбак прибрежного лова, овощевод, сторож (вахтёр), егерь, оператор котельной, рабочий зелёного хозяйства, санитарка (мойщица), слесарь-ремонтник, рабочий по благоустройству населённых пунктов, машинист насосных установок количество заявленных вакансий было значительно меньше числа граждан, имеющих эти профессии, зарегистрированных в службе занятости.
В структуре потребности рынка труда удельный вес предлагаемых вакантных мест для специалистов и служащих составил 39,7% в общем числе вакансий.
Преобладал спрос на агентов страховых, менеджеров (в торговле), врачей, фасовщиц, медицинских сестер, фельдшеров, товароведов.
В структуре спроса постоянно присутствуют вакансии на военную службу по контракту, заявленные военным комиссариатом (рис. 4).
Рисунок 4 - Профессиональный состав граждан, обратившихся в службу занятости за 2017 год32
За 2017 год в органы службы занятости обратилось 26,6 человек за содействием в поиске подходящей работы. В числе обратившихся 48,7% приходится на долю граждан, имеющих профессию рабочего, 28,0% – специалиста или служащего и 23,3% – это граждане, не имеющие специальности.
2.3. Программно-целевое управление в сфере занятости на региональном уровне
Регулирование регионального развития страны является одной из важнейших функций современного государства. Проводя целенаправленную и последовательную региональную политику, государство стремится улучшить уровень социально-экономического развития территории, сгладить дифференциацию регионов по основным социально-экономическим показателям, обеспечить хороший инвестиционный климат в регионе и т. д.
Исследователи А.И. Жуковский С.В. Васильев понимает комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, организационно-экономических и других задач и мероприятий, координируемых ресурсами, исполнителями и условиями реализации, направленных на решение важной национальной экономической проблемы наиболее эффективным образом и в течение установленного времени кадра.
Целевые программы являются ключевым средством реализации государственной политики, влияющей на промышленные, экономические и социальные процессы в рамках полномочий федеральных, региональных и местных органов власти. Целевые программы - это средство управления и регулирования социальных, научных, технических и экономических стратегий развития, способ накопления ресурсов для решения неотложных приоритетных задач33. Целевые программы, как видно из рисунка 1, о направлении и источнике финансирования, делятся на федеральные, региональные и муниципальные. Региональные целевые программы представляют собой комплекс мероприятий и проектов, направленных на достижение целей и конкретных целей экономического, социального или экологического характера, которые требуют согласованных действий государственных органов, местных органов власти и субъектов предпринимательства и финансируются полностью или частично из регионального бюджета. Разработка региональных программ - целенаправленный и последовательный процесс накопления всех возможностей регионов на разных уровнях.Региональные программы имеют строгую целевую ориентацию и по сравнению с федеральными государственными программами относительно небольшую сумму затрат на работу и
ресурсы и имеют строгую целевую ориентацию, нацеливание, ограничение временных интервалов и связанные с национальной концепцией регионального развития и региональной политики страны. Основными методологическими принципами разработки и реализации региональных программ в современных условиях являются34:
- сложность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе ее реализации;
- целевая ориентация и системный характер программных мероприятий; вариант развития программных мероприятий с учетом неопределенности (альтернативности) условий для ее реализации;
- доступность ресурсов программы;
- целевые задачи программы (исполнители, сроки, контрольные показатели и т. д.); обеспечение управляемости программы (создание необходимых правовых, организационных, финансовых механизмов).
Исследователи А.И. Жуковский С.В. Васильев Д.С. Стреис классифицирует региональные целевые программы по таким критериям, как уровень значимости или государственного статуса, территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых задач, секторальная локализация, характер проблемы, продолжительность программ, и т.п. 35. Согласно государственному статусу, программы делятся на федеральные региональные программы, осуществляемые только Российской Федерацией (ФЦП) и самими регионами, которые утверждаются региональными властями36. Программы по своей природе подразделяются на сводные, социально-экономические, научно-технические, инновационные, экологические, территориальные, внешнеэкономические, оборонные. В соответствии с условиями акции программы краткосрочны (продолжительность до 2 лет); среднесрочные (от 3 до 5 лет); Долгосрочный (более 5 лет)37. Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными критериями. Например: конкретная региональная программа может быть территориально-региональной; по функциональной ориентации - экологическая; по масштабу проблемы - узкоспециализированная; по продолжительности - среднесрочная и т. д. Таким образом, основной целью региональной программы является эффективное использование и развитие в рыночной среде природного, продуктивного, трудового и интеллектуального потенциала региона, преимущества его участия в национальном и международном разделении труда и повышение уровень жизни населения региона на этой основе.