Файл: Ю. Ф. Королюк Контрольные задания и задачи рейтингового контроля по курсу Теоретические основы электротехники.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Министерство общего и профессионального образования РФ

Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова

Геологоразведочный факультет

Кафедра «Электроснабжение»

Ю.Ф. Королюк

Контрольные задания и задачи рейтингового контроля


по курсу

«Теоретические основы электротехники», часть II

для специальности 100400 «Электроснабжение (по отраслям)»

(Очное и заочное обучение)

1998 год
Составитель к.т.н., ст. науч. сотрудник,

профессор Королюк Ю.Ф.
Методические материалы утверждены на заседании кафедры «Электроснабжение»

«__»______1998 года протокол №___________
Зав. кафедрой___________________ Н.С.Бурянина

Методические материалы утвержены на заседании методкомиссии ГРФ «__»______1998 года протокол №________

Председатель методсовета ГРФ
_________________________ М.Л.Мельцер

ПРЕДИСЛОВИЕ.
Настоящее пособие предназначено для студентов второго курса оч­ного отделения и первого ускоренного курса заочного отделения спе­циаль­ности 100400 – «Электроснабжение (по отраслям)». Пособие условно де­лится на две части: «Задачи рейтингового контроля» и «Контрольные за­дания».

Задачи рейтингового контроля составлены в соответствие с рабочей программой и содержит пять разделов: «Несинусоидальные токи в линей­ных электрических цепях», «Переходные процессы в электрических це­пях», «Нелинейные цепи постоянного тока», «Магнитные цепи», «Линии с распределенными параметрами».

Решение рейтинговых задач позволяет студенту закрепить пройден­ный материал, глубже понять процессы, происходящие в электрических и магнитных цепях постоянного и переменного токов в стационарных и пе­реходных режимах, научиться пользоваться методами расчетов электриче­ских цепей.

Решение одной задачи оценивается в процентах (100% соответствует решению всех задач раздела). За решение 95% задач студенту ставится «отлично», от 75% до 95% – «хорошо», от 60% до 75% – «удовлетвори­тельно». Неудовлетворительная оценка ставится, если набрано менее 60%.

Получив определенный опыт решения задач, студент приступает к выполнению контрольного задания. Контрольные задания имеют 40 вари­антов, которые отличаются между собой числовыми значениями парамет­ров и схемами. Вариант задания определяется преподавателем. Студенты очного отделения выполняют по две задачи в каждом контрольном зада­нии, заочного по одной: первую – в первом, вторую – во втором.


При изучении разделов, в которых излагается теория электрических и магнитных цепей, решении задач и контрольных заданий рекомендуются учебники и учебные пособия, приведенные ниже. Рекомендуется пользо­ваться одним учебником при изучении всех разделов теории и только то­гда, когда тот или иной вопрос изложен в нем недостаточно ясно или вовсе не нашел отражения, использовать другой учебник.

В качестве достаточно полного перечня вопросов для самопроверки могут служить названия параграфов в учебнике /1/. Там же приведены решения задач по всем разделам теории электрических и магнитных цепей, читаемых в курсе «Теоретические основы электротехники».

Одним из основных видов занятий является выполнение контроль­ных заданий. К представленным на рецензию контрольным заданиям предъявляются следующие требования:

  • работа должна выполняться на листах формата А4 (образец ти­тульного листа приведен в приложении);

  • основные положения решения должны быть достаточно подробно объяснены;

  • рисунки, графики, схемы, в том числе и заданные условием за­дачи, должны быть выполнены аккуратно, в удобочитаемом мас­штабе;

  • следует оставлять справа поля не менее 4 см для замечаний ре­цензента;

  • вычисления должны быть выполнены с точностью 0,1%:

  • контрольные задания должны быть датированы и подписаны сту­дентом;

  • не зачтенное контрольное задание должно быть выполнено заново и представлено на повторную рецензию вместе с первоначальной работой и замечаниями рецензента. Исправление ошибок в отре­цензированном тексте не допускается. Если неправильно выпол­нена не вся работа, а только ее часть, то после ее переработки ис­правленный текст нужно написать после первоначального текста, указав, что это исправление ошибок.

Контрольные задания зачитываются, если решения не содержат ошибок принципиального характера и если выполнены перечисленные требования.

Работа над контрольным заданием помогает студентам проверить степень усвоения ими курса, вырабатывает у них навык четко и кратко из­лагать свои мысли. Для успешного достижения этой цели необходимо ру­ководствоваться следующими правилами:


  • начиная решение задачи, указать, какие физические законы или расчетные методы предлагается использовать при решении, при­вести математическую запись этих законов и методов;

  • тщательно продумать, какие буквенные символы предполагается использовать в решении. Пояснить значение каждого буквенного символа словами или соответствующим обозначением на схеме;

  • в ходе решения задачи не следует изменять однажды принятые направления токов и наименования узлов, сопротивлений и т.д. Не следует изменять обозначения, заданные условием. При реше­нии одной и той же задачи различными методами одну и ту же величину надлежит обозначать одним и тем же буквенным сим­волом;

  • расчет каждой исходной величины следует выполнять сначала в общем виде, а затем в полученную формулу подставить числовые значения и привести окончательный результат с указанием еди­ницы измерения. При решении системы уравнений целесообразно воспользоваться известными методами упрощения расчета опре­делителей;

  • промежуточный и конечный результаты расчетов должны быть ясно выделены из общего текста;

  • для элементов электрических схем следует пользоваться ГОСТом.


1. ЗАДАЧИ РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ

1.1. Раздел «Несинусоидальные токи в линейных цепях»


  1. Каким видом симметрии обладает кривая, заданная в виде ряда: u = 24 sin t + 50 sin 3t ?

2%

  1. Какой приблизительно вид будет иметь кривая, заданная в виде ряда: u = 100 sin t + 50 sin 2t ?

2%

  1. Мгновенное значение тока в ветви i = (3 + 4 sin t). Что пока­зывает амперметр магнитоэлектрической системы, включенный в эту ветвь? Что показывает амперметр электромагнитной системы?

2%

  1. В ветвь электрической цепи включены последовательно три амперметра: магнитоэлектрической, индукционной и электромагнитной систем. Первый показывает 8 А, второй – 6 А. Определить показание третьего амперметра.

2%

  1. К цепи приложено напряжение: u = (100 + 100 sin t) В. Как изменятся показания ам­перметров магнитоэлектрической и электро­маг­нитной систем, если фазу первой гармоники сдвинуть на 1800 ?

2%


  1. О пределить показание вольтметра V1 магнитоэлектрической системы, если вольтметр V3 электро­магнитной системы, включенный че­рез трансформатор напряжения с ко­эффициентом трансформации 1 : 1, показывает 40 В, а второй вольт­метр V2 электромагнитной системы, пока­зывает 80 В.

3 %

  1. Найти показание амперметра магни­тоэлектрической системы в цепи идеального од­нополупериодного выпрямителя, если r = 10 Ом, u = (100 + 100 sin t) В.

3%


  1. Задан ток в идеальной индуктивности: .Определить во сколько раз амплитуда первой гармоники напряжения на этой катушке больше амплитуды третьей гармоники.

3%


  1. Н айти показание амперметра элек­тромагнитной системы, если В. .


3%

  1. Определить действующее значение напряжения если А, r = 10 Ом, Ом.

3%




  1. Для цепи задано: В, С = 100 мкФ, L = 1 Гн. R = 10 Ом. Определить пока­зания приборов электромагнитной системы.

4%



  1. К цепи приложено напря­жение В; r =10 Ом; Ом. Определить показа­ния приборов электромагнитной сис­темы.

4%

  1. К двухполюснику приложено напряжение u = [100 + 141 sin (100t + 450)] В, под действием которого протекает ток i = 5 sin (100t + 00) А. Определить активную мощность Р, потребляемую двухполюсником.

3%

  1. К двухполюснику приложено напряжение u = [100 + 150 sin (100t + 450)] В, под действием которого протекает ток i = 5 А (мгновенное значение). Определить активную мощность Р, потребляемую двухполюс­ником.

3 %

  1. Найти активную мощность, выделяемую в цепи, если: В; r = 20 Ом; L = 10 Ом. 3%

  2. Определить активную мощность, потребляемую цепью (рис. к задаче 1.11), если u = [100 + 100 sin (t + 450)] В, С = 100 мкФ, r = 10 Ом и цепь находится в режиме резонанса токов.

3%

  1. Обмотка симметричного трехфазного генератора соединена треугольником. ЭДС фазы А изменяется по закону e = [100 sin t +150 sin (3t + 300)] В. Определить показание амперметра электродинамической системы, включенного в разрыв треугольника, если сопротивление обмо­ток можно считать чисто реактивным и для пер­вой гармоники равным Z = j5 Ом.

4 %

  1. Обмотка трехфазного генератора со­единена звездой. Фазная ЭДС изменяется по за­кону e = [100 sin t + 50sin (3t + 150)] В. Опре­делить показание вольтметра электродинамиче­ской системы.


4%



  1. Определить токи IЛ в линейном и IN в нейтральном проводах симметричной трехфазной цепи, если ЭДС генератора В, а сопротивления фаз приемника ZН = LН = 1 Ом, ZГ =0. 7%

  2. Определить ток IЛ в линейном проводе симметричной трехфаз­ной цепи, если ЭДС генератора В, а сопротивления фаз приемника ZН = LН = 1 Ом, ZГ =0.

7%




  1. О пределить напряжение Uн в симметричной трехфазной цепи, если ЭДС генератора В, а сопро­тивления фаз приемника Ом, ZГ = 0.


7%

  1. Ф азная ЭДС трехфазного генератора В. Определить линейный и фазный токи, если сопротивление фаз Zн = rн + jxн = (10 + j10) Ом, Zг =0.


10%



  1. Фазная ЭДС трехфазного генератора В. Определить линейный ток IЛ, если со­противления фаз симметричного приемника rн = 10 Ом, Zг =0.




10%


  1. ЭДС трехфазного генератора В.

Определить линейный и фазный токи если сопротивления фаз симметричного приемника равны ZГ = ZН = jL =j20 Ом.

1 2%

1.2. Раздел «Переходные процессы в электрических цепях»