Файл: Ю. Ф. Королюк Контрольные задания и задачи рейтингового контроля по курсу Теоретические основы электротехники.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство общего и профессионального образования РФ
Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова
Геологоразведочный факультет
Кафедра «Электроснабжение»
Ю.Ф. Королюк
Контрольные задания и задачи рейтингового контроля
по курсу
«Теоретические основы электротехники», часть II
для специальности 100400 «Электроснабжение (по отраслям)»
(Очное и заочное обучение)
1998 год
Составитель к.т.н., ст. науч. сотрудник,
профессор Королюк Ю.Ф.
Методические материалы утверждены на заседании кафедры «Электроснабжение»
«__»______1998 года протокол №___________
Зав. кафедрой___________________ Н.С.Бурянина
Методические материалы утвержены на заседании методкомиссии ГРФ «__»______1998 года протокол №________
Председатель методсовета ГРФ
_________________________ М.Л.Мельцер
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Настоящее пособие предназначено для студентов второго курса очного отделения и первого ускоренного курса заочного отделения специальности 100400 – «Электроснабжение (по отраслям)». Пособие условно делится на две части: «Задачи рейтингового контроля» и «Контрольные задания».
Задачи рейтингового контроля составлены в соответствие с рабочей программой и содержит пять разделов: «Несинусоидальные токи в линейных электрических цепях», «Переходные процессы в электрических цепях», «Нелинейные цепи постоянного тока», «Магнитные цепи», «Линии с распределенными параметрами».
Решение рейтинговых задач позволяет студенту закрепить пройденный материал, глубже понять процессы, происходящие в электрических и магнитных цепях постоянного и переменного токов в стационарных и переходных режимах, научиться пользоваться методами расчетов электрических цепей.
Решение одной задачи оценивается в процентах (100% соответствует решению всех задач раздела). За решение 95% задач студенту ставится «отлично», от 75% до 95% – «хорошо», от 60% до 75% – «удовлетворительно». Неудовлетворительная оценка ставится, если набрано менее 60%.
Получив определенный опыт решения задач, студент приступает к выполнению контрольного задания. Контрольные задания имеют 40 вариантов, которые отличаются между собой числовыми значениями параметров и схемами. Вариант задания определяется преподавателем. Студенты очного отделения выполняют по две задачи в каждом контрольном задании, заочного по одной: первую – в первом, вторую – во втором.
При изучении разделов, в которых излагается теория электрических и магнитных цепей, решении задач и контрольных заданий рекомендуются учебники и учебные пособия, приведенные ниже. Рекомендуется пользоваться одним учебником при изучении всех разделов теории и только тогда, когда тот или иной вопрос изложен в нем недостаточно ясно или вовсе не нашел отражения, использовать другой учебник.
В качестве достаточно полного перечня вопросов для самопроверки могут служить названия параграфов в учебнике /1/. Там же приведены решения задач по всем разделам теории электрических и магнитных цепей, читаемых в курсе «Теоретические основы электротехники».
Одним из основных видов занятий является выполнение контрольных заданий. К представленным на рецензию контрольным заданиям предъявляются следующие требования:
-
работа должна выполняться на листах формата А4 (образец титульного листа приведен в приложении); -
основные положения решения должны быть достаточно подробно объяснены; -
рисунки, графики, схемы, в том числе и заданные условием задачи, должны быть выполнены аккуратно, в удобочитаемом масштабе; -
следует оставлять справа поля не менее 4 см для замечаний рецензента; -
вычисления должны быть выполнены с точностью 0,1%: -
контрольные задания должны быть датированы и подписаны студентом; -
не зачтенное контрольное задание должно быть выполнено заново и представлено на повторную рецензию вместе с первоначальной работой и замечаниями рецензента. Исправление ошибок в отрецензированном тексте не допускается. Если неправильно выполнена не вся работа, а только ее часть, то после ее переработки исправленный текст нужно написать после первоначального текста, указав, что это исправление ошибок.
Контрольные задания зачитываются, если решения не содержат ошибок принципиального характера и если выполнены перечисленные требования.
Работа над контрольным заданием помогает студентам проверить степень усвоения ими курса, вырабатывает у них навык четко и кратко излагать свои мысли. Для успешного достижения этой цели необходимо руководствоваться следующими правилами:
-
начиная решение задачи, указать, какие физические законы или расчетные методы предлагается использовать при решении, привести математическую запись этих законов и методов; -
тщательно продумать, какие буквенные символы предполагается использовать в решении. Пояснить значение каждого буквенного символа словами или соответствующим обозначением на схеме; -
в ходе решения задачи не следует изменять однажды принятые направления токов и наименования узлов, сопротивлений и т.д. Не следует изменять обозначения, заданные условием. При решении одной и той же задачи различными методами одну и ту же величину надлежит обозначать одним и тем же буквенным символом; -
расчет каждой исходной величины следует выполнять сначала в общем виде, а затем в полученную формулу подставить числовые значения и привести окончательный результат с указанием единицы измерения. При решении системы уравнений целесообразно воспользоваться известными методами упрощения расчета определителей; -
промежуточный и конечный результаты расчетов должны быть ясно выделены из общего текста; -
для элементов электрических схем следует пользоваться ГОСТом.
1. ЗАДАЧИ РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Раздел «Несинусоидальные токи в линейных цепях»
-
Каким видом симметрии обладает кривая, заданная в виде ряда: u = 24 sin t + 50 sin 3t ?
2%
-
Какой приблизительно вид будет иметь кривая, заданная в виде ряда: u = 100 sin t + 50 sin 2t ?
2%
-
Мгновенное значение тока в ветви i = (3 + 4 sin t). Что показывает амперметр магнитоэлектрической системы, включенный в эту ветвь? Что показывает амперметр электромагнитной системы?
2%
-
В ветвь электрической цепи включены последовательно три амперметра: магнитоэлектрической, индукционной и электромагнитной систем. Первый показывает 8 А, второй – 6 А. Определить показание третьего амперметра.
2%
-
К цепи приложено напряжение: u = (100 + 100 sin t) В. Как изменятся показания амперметров магнитоэлектрической и электромагнитной систем, если фазу первой гармоники сдвинуть на 1800 ?
2%
-
О пределить показание вольтметра V1 магнитоэлектрической системы, если вольтметр V3 электромагнитной системы, включенный через трансформатор напряжения с коэффициентом трансформации 1 : 1, показывает 40 В, а второй вольтметр V2 электромагнитной системы, показывает 80 В.
3 %
-
Найти показание амперметра магнитоэлектрической системы в цепи идеального однополупериодного выпрямителя, если r = 10 Ом, u = (100 + 100 sin t) В.
3%
-
Задан ток в идеальной индуктивности: .Определить во сколько раз амплитуда первой гармоники напряжения на этой катушке больше амплитуды третьей гармоники.
3%
-
Н айти показание амперметра электромагнитной системы, если В. .
3%
-
Определить действующее значение напряжения если А, r = 10 Ом, Ом.
3%
-
Для цепи задано: В, С = 100 мкФ, L = 1 Гн. R = 10 Ом. Определить показания приборов электромагнитной системы.
4%
-
К цепи приложено напряжение В; r =10 Ом; Ом. Определить показания приборов электромагнитной системы.
4%
-
К двухполюснику приложено напряжение u = [100 + 141 sin (100t + 450)] В, под действием которого протекает ток i = 5 sin (100t + 00) А. Определить активную мощность Р, потребляемую двухполюсником.
3%
-
К двухполюснику приложено напряжение u = [100 + 150 sin (100t + 450)] В, под действием которого протекает ток i = 5 А (мгновенное значение). Определить активную мощность Р, потребляемую двухполюсником.
3 %
-
Найти активную мощность, выделяемую в цепи, если: В; r = 20 Ом; L = 10 Ом. 3% -
Определить активную мощность, потребляемую цепью (рис. к задаче 1.11), если u = [100 + 100 sin (t + 450)] В, С = 100 мкФ, r = 10 Ом и цепь находится в режиме резонанса токов.
3%
-
Обмотка симметричного трехфазного генератора соединена треугольником. ЭДС фазы А изменяется по закону e = [100 sin t +150 sin (3t + 300)] В. Определить показание амперметра электродинамической системы, включенного в разрыв треугольника, если сопротивление обмоток можно считать чисто реактивным и для первой гармоники равным Z = j5 Ом.
4 %
-
Обмотка трехфазного генератора соединена звездой. Фазная ЭДС изменяется по закону e = [100 sin t + 50sin (3t + 150)] В. Определить показание вольтметра электродинамической системы.
4%
-
Определить токи IЛ в линейном и IN в нейтральном проводах симметричной трехфазной цепи, если ЭДС генератора В, а сопротивления фаз приемника ZН = LН = 1 Ом, ZГ =0. 7% -
Определить ток IЛ в линейном проводе симметричной трехфазной цепи, если ЭДС генератора В, а сопротивления фаз приемника ZН = LН = 1 Ом, ZГ =0.
7%
-
О пределить напряжение Uн в симметричной трехфазной цепи, если ЭДС генератора В, а сопротивления фаз приемника Ом, ZГ = 0.
7%
-
Ф азная ЭДС трехфазного генератора В. Определить линейный и фазный токи, если сопротивление фаз Zн = rн + jxн = (10 + j10) Ом, Zг =0.
10%
-
Фазная ЭДС трехфазного генератора В. Определить линейный ток IЛ, если сопротивления фаз симметричного приемника rн = 10 Ом, Zг =0.
10%
-
ЭДС трехфазного генератора В.
Определить линейный и фазный токи если сопротивления фаз симметричного приемника равны ZГ = ZН = jL =j20 Ом.
1 2%
1.2. Раздел «Переходные процессы в электрических цепях»