Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Филиал федерального автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» в г. Душанбе
К
афедра «Экономика»
САМОСТОЯТЕЛЬНЯ РАБОТА СТУДЕНТА
по дисциплине: «Управление персоналом»
на тему: «Власть: формальная и неформальная»
Выполнила: студентка 4 курса
ДЗО группы 380301 А
Семенова Д.В.
Принял преподаватель:
Юсупов Ф.С.
.
Душанбе - 2023
Содержание
Введение 2
1. Понятие власти 4
2. Значение власти 6
3. Полномочия и ответственность 7
4. Основные источники власти в организации 10
5. Формальная и неформальная (реальная) власть в организациях 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Введение
Работа менеджеров оценивается результатом. И для достижения эффективных результатов менеджер должен уметь побуждать и мотивировать людей к выполнению обязанностей. Каждый менеджер должен знать способы влияния на своих подчиненных, и не только знать, но пользоваться ими.
Влияние - это психологическое воздействие, которое оказывают на человека, с целью регулировать его поведение. Понятие влияния сливается в понятие власти – способы и возможность оказания влияния на кого-либо.
Необходимо различать формальную и неформальную (реальную) власти. Формальная дается сверху, а неформальная – снизу.
Существуют различные формы и виды власти, о них будет подробнее рассмотрено в работе. И то, как применяет власть руководитель или менеджер во многом определяет успех предприятия, динамику развития фирмы.
Власть – это важный действующий инструмент эффективного управления, поэтому тема власти в наше время актуальная.
При помощи власти формируется стиль руководства, помогающий сформировывать отношения между руководством и подчиненными. Следовательно, данная тема имеет огромное значение в управлении организациями.
Для того чтобы достичь наивысшей эффективности производства, в организации должна присутствовать наивысшая степень влияния руководства на подчиненных. Причем способ оказания влияния должен быть выбран правильно.
1. Понятие власти
Об успехах менеджеров cудят не по тому, что они делaют, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать, или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них.
В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:
─ власть – это потенциал, имеющийся у ее пользователя, существующий не только тогда, когда применяется;
─ существует взаимосвязь между людьми, использующими власть и теми, на кого эта власть применяется.
─ тот, к кому применяется власть, имеет определенную свободу действий.
Власть это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств (насилия, права, авторитета, воли).
Власть может существовать, но не использоваться. У начальника нет необходимости применять к сотруднику имеющуюся у него власть, если сотрудник работает по правилам.
Власть - это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью - это возможность влияния на удовлетворение потребностей.
Власть - это социальный по своей сути термин. Власть имеет один индивид в отношении другого, одна группа - в отношении другой, и т.п. Концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации. Для достижения своих целей и укрепления своего положения, властью пользуются и подчиненные, и чиновники. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации. Успех и неудачи в применении власти или реакция на нее в основном определяются пониманием власти, знанием, как и когда ею пользоваться, а также способностью предвидеть последствия ее использования. Власть никогда не бывает абсолютной и неизменяющейся. Власть - это отношения в динамике, отношения, изменяющие и ситуацию, и людей, отношения, изменяющиеся во времени. Известно, как изменяются рейтинги руководителей, проведенные в разное время. Поэтому понимание отношений власти требует уяснения конкретной ситуации и тех, кто в нее вовлечен.
Власть часто, используют как синоним термина "авторитет". Это не совсем верно. Авторитет – это власть, которая дана кому-то на формальной основе и подчиненные считают эту власть правильной. В первом случае власть дается сверху, а во втором она должна быть получена снизу. Авторитет как понятие не исчерпывает всех вариантов появления власти. Власть может появиться от занимаемой должности, от личного воздействия или от того и другого. Власть должности проистекает не из самой должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подотчетен. Объем этой власти зависит от уровня доверия, которое обладатель должности может получить у того, кто расположен выше него в иерархии. При этом делегированная власть может быть в любое время взята обратно наверх. Это позволяет сделать вывод, что не существует прямой зависимости между уровнем должности и объемом власти. Их соотношение ситуационно и индивидуально.
Также есть понятие личной власти – степени уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных, основанная на близости его и их целей. Таким образом, личная власть происходит снизу. Основными формами личной власти могут быть экспертная власть, власть примера. Главной целью менеджера является направление усилий коллектива на достижение общих целей при любых условиях, что достигается с помощью власти. Диапазон власти конкретного лица определяется его возможностями вносить определенные изменения в поведение, отношения и ощущения подчиненных, т.е. влиять на них. Понятия «власть» и «влияние» взаимосвязаны. Но это не одно и то же. Менеджер может иметь власть, но не иметь влияния. И, напротив, сотрудник может не обладать властью, но иметь солидное влияние. Инструменты влияния варьируются в большом диапазоне. Для менеджера необходимы такие, с помощью которых можно не просто привить новые идеи в коллективе, но и добиться практических результатов в достижении целей организации.
2. Значение власти
Необходимость власти в управлении заключается в том, что в дополнение к формальным полномочиям руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Джон П. Коттер подчеркивает это, когда утверждает, что руководителю необходимо развивать власть, "потому что руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им не подчинены, и потому что практически никто в современных организациях не примет и не будет полностью подчиняться непрерывному потоку его или ее приказов только потому, что он или она начальник". Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.
В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организаций, находящихся вне их собственной организации, - поставщиков, заказчиков, конкурентов, регулирующих их деятельность ведомств и профсоюзов. В идеальном варианте все эти люди и силы будут охотно сотрудничать с руководителем и предоставлять все необходимое для выполнения работы и достижения целей организации. К сожалению, реальный мир делает эту работу несколько сложнее.
Даже в том случае, когда руководитель обладает четко определенными полномочиями направлять усилия подчиненных, это не всегда оказывается возможным. Подчиненные могут отказаться выполнить просьбу руководителя, тем самым сводя на нет его полномочия. Современные рабочие обычно гораздо более образованны и меньше согласны смиряться с традиционной властью, чем их предшественники. Даже если такой проблемы не возникнет, руководитель часто зависит от людей, которые ему формально не подчинены. Например, по части информации и услуг линейный управляющий теперь все больше зависит от штабного управленческого персонала, над которым у него нет никакого контроля. В некоторых ситуациях у штабного персонала есть только совещательные полномочия, и в осуществлении своих рекомендаций аппаратчики зависят от линейных руководителей.
Эта зависимость от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, является основной причиной трудностей, которые испытывает руководящий персонал. Однако страдают не только чувства. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими многочисленными "неуправляемыми" силами, он не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность как индивидуального трудового вклада, так и деятельности всей организации. Власть и влияние, инструменты лидерства, являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения подобных ситуаций. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он или она не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей через других людей. Таким образом, власть, хотя часто и неправильно используемая, является необходимым условием успешной деятельности организации.
3. Полномочия и ответственность
Средством, при помощи которого руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий, является делегирование. Делегирование базируется на ответственности и полномочиях.
Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Руководитель вынужден делегировать свои полномочия другому человеку, так как в противном случае, ему придется самому выполнять поставленные ему задачи. А так как время и способности руководителя ограничены, то это в больших случаях невозможно. Мэри Паркер Фоллетт, сказала то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.
Многие понимают понятие делегирования неправильно, соответственно и применяют также не по назначению. В следствие этого эффективность производства снижается. Поэтому нужно понимать понятия полномочия и ответственности.
Ответственность – обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Под обязательством понимается то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия.
Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент. Это отражено в старой военной поговорке — «честь отдается мундиру, а не человеку». Когда индивид меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой.
Обычно делегируются следующие виды работы:
-
рутинная работа; -
специализированная деятельность; -
частные и малозначимые вопросы; -
подготовительная работа.