Файл: Методические рекомендации по трудовому воспитанию детей разных возрастных групп в условиях дошкольной образовательной организации 19 Заключение 23.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»

Курсовая работа
Особенности организации труда в природе в разных возрастных группах в дошкольной образовательной организации


Выполнил(а) обучающийся(аяся) группы 211 Иванова Татьяна Сергеевна

_______________

подпись
Программа подготовки специалистов среднего звена

44.02.02 Преподавание в начальных классах

44.02.01 Дошкольное образование

49.02.01 Физическая культура

39.02.01 Социальная работа

Форма обучения: очная/заочная


Руководитель:

преподаватель Стародубцев Иннокентий Павлович


___________________
подпись



Минусинск

2022


Оглавление

Введение 3

1. Теоретические основы организации труда детей дошкольного возраста в природе в условиях дошкольного образовательного учреждения 6

1.1 Особенности и структура трудовой деятельности дошкольника 6

1.2 Педагогическое сопровождение труда в природе детей дошкольного возраста 12

1.3 Гигиенические и педагогические требования к организации труда дошкольников в природе 16

2. Практические особенности организации труда в природе в разных возрастных группах в дошкольной образовательной организации 18

2.1 Формы организации труда в природе детей разных возрастных групп в ДОО 18

2.2 Методические рекомендации по трудовому воспитанию детей разных возрастных групп в условиях дошкольной образовательной организации 19

Заключение 23

Список использованных источников 25


Введение


Проблемой повышения экологической культуры населения обеспокоены давно не только в России, но и во всем мире. В связи с глобализацией, развитием института сервиса и повышением количества отходов на планете возникает необходимость формирования у подрастающего поколения таких умений, как бережное отношение к окружающему миру, грамотное расходование ресурсов природы, быта и общего хозяйства.


Экологически культурное население может более эффективно планировать расходы ресурсов, принимать правильные инвестиционные и иные решения. Кроме того, повышение уровня экологической культуры создает основу для роста благосостояния населения, способствует экономии государственных расходов на ликвидацию последствий экологических и природных катастроф, виной которым часто становится деятельность самого человека.

Под экологической культурой детей дошкольного возраста понимаем ориентированность ребенка на бережное отношение к природе, восприятие природных объектов как важных элементов жизнедеятельности человека, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

В системе дошкольного воспитания труд детей в природе создает благоприятные условия не только для улучшения экологических условий, но и помогает создать благоприятные условия для физического развития, совершенствования движений, стимуляции действия различных органов и для укрепления нервной системы ребенка.

Дети, выполняя те или иные действия на природе, сталкиваются со свойствами растений, животных и почвы. При их анализе дети учатся анализировать, регулируют свои физические усилия, координируют движения и подбирают правильные орудия труда, убеждаются наглядно в потребностях почвы и живых организмов.

У дошкольников происходит понимание зависимости организмов от внешней среды, видят последовательность роста и развития растений и животных и устанавливаются закономерности и связи, которые существуют в природе. Все это вместе взятое способствует формированию понимания материального мира и у детей приходит понимание: зная потребности живых организмов, можно влиять на их рост и развитие и таким образом управлять природой.

Труд дошкольников в природе также способствует и развитию их наблюдательности, воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду и вызывает уважение к людям, которые этим трудом занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней, бережно относиться ко всему живому и к результатам чужого труда, и, соответственно, приумножать богатство нашей Родины.

Помимо экологического воспитания дошкольников посредством труда в природе, при удовлетворении эстетических потребностей людей, например при выращивании цветов, происходит и эстетическое воспитание детей.

Наряду с наблюдением за трудом окружающих людей, огромное значение имеет собственная трудовая деятельность дошкольников. Во многих дошкольных учреждениях имеются уголки природы, цветники или огороды, где дети могут работать. В уголках природы живут птички, хомячки, морские свинки, есть аквариумы с рыбками. Все это позволяет дать детям возможность познакомиться с жизнью животных и растений, освоить навыки по уходу за ними.



Основы экологической и эстетической культуры человека закладываются в дошкольном возрасте с учетом его возрастных особенностей и активном взаимодействии всех участников образовательных отношений. Однако вопрос объема и содержания, эффективных методов трудового воспитания современных детей дошкольного возраста до сих пор остается открытым, что и подтверждает актуальность выбранной темы работы.

Цель: изучение особенностей организации труда в природе детей разных возрастных групп в дошкольной образовательной организации.

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить особенности и структуру трудовой деятельности дошкольника;

  • описать педагогическое сопровождение труда в природе детей дошкольного возраста;

  • разобрать гигиенические и педагогические требования к организации труда дошкольников в природе;

  • проанализировать формы организации труда в природе детей разных возрастных групп в ДОО;

  • дать методические рекомендации по трудовому воспитанию детей разных возрастных групп в условиях дошкольной образовательной организации.

Объект исследования: организация труда дошкольников в природе.

Предмет исследования: трудовая деятельность дошкольников.

Методологическая основа исследования: анализ, синтез, систематизация, обобщение, сопоставление.

Практическая значимость: предложенная в данной работе программа исследования может быть успешно использована в современных ДОО при организации труда дошкольников в природе.

Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.

1. Теоретические основы организации труда детей дошкольного возраста в природе в условиях дошкольного образовательного учреждения

1.1 Особенности и структура трудовой деятельности дошкольника


Согласно основным положениям классической теории дошкольного воспитания, трудовая деятельность является незаменимым средством развития личности ребенка, привлекает его возможностью проявить собственную активность и независимость от взрослого, реализовать собственный потенциал и субъектность; способствует более прочному и осознанному усвоению знаний, развитию познавательной активности и самоконтроля, воспитанию дисциплины и ответственности; поэтому от того, как подрастающее поколение освоит основные навыки и умения трудовой деятельности, насколько прочно будет сформировано ценностное отношение к труду, во многом будет зависеть развитие и процветание общества [5].


Трудовое воспитание – процесс, направленный на формирование у детей практических знаний и навыков, необходимых в процессе решения тех или иных задач; приобщение к труду взрослых посредством вовлечения в трудовую деятельность; осознание его ценности и общественной необходимости. Е.В. Везетиу, в свою очередь отмечает, что трудовое воспитание подразумевает, во-первых, вовлечение детей в активную трудовую деятельность, во-вторых, воспитание позитивного отношения к труду и, в-третьих, овладение умениями и навыками, необходимыми для жизни в социуме [3].

В психолого-педагогических исследованиях в понимании сущности трудового воспитания принято выделять три взаимосвязанных компонента:

  1. Когнитивный компонент представляет собой совокупность знаний и представлений о труде взрослых, процессе, орудиях и результате труда;

  2. Аффективный компонент включает в себя положительное отношение детей к процессу и результату трудовой деятельности (целеустремленность, ответственность, инициативность, удовлетворенность результатом, др.);

  3. Поведенческий компонент понимается как совокупность практических умений и навыков ребенка, характеризующих его готовность к труду [6].

Отметим, что готовность к труду предполагает овладение практическими умениями и навыками в разных видах труда, понимание его целей и задач, развитие самомотивации к деятельности. В процессе обучения дошкольника трудовой деятельности педагог прививает уважение к труду других людей – взрослых и сверстников, ценностное отношение к результатам труда, стремление к оказанию посильной помощи. Эти задачи реализуются в соответствии с возрастными возможностями детей и индивидуальными запросами, способностями и интересами.

Проектирование и реализация трудовой деятельности оказывают влияние на все стороны развития личности:

  • физическое развитие – развитие зрительной и двигательной координации, мелкой моторики, ловкости, силы, выносливости и пр.;

  • речевое развитие – расширение пассивного и активного словаря, развитие связной речи, планирующей функции речи и др.;

  • социально-коммуникативное развитие - развитие коммуникативных способностей, воспитание уважения к труду, взаимопомощи, поддержки, ответственности, трудолюбия и т.д.;

  • познавательное развитие – развитие восприятия, мышления, воображения, любознательности, познавательного интереса, сенсорных способностей, формирование представлений, умения предвидеть результаты труда, др.;

  • художественно-эстетическое развитие – развитие способности видеть красоту в созидаемом, эмоциональной отзывчивости, овладение навыками художественно-творческого труда и конструирования [2].


Одним словом, труд способствует гармоничному развитию личности.

Трудовая деятельность в дошкольном возрасте чаще всего организуется в групповой форме. Такая форма организации детей позитивно влияет на формирование навыков взаимодействия и взаимопомощи, умение согласовывать индивидуальные и общие цели. Коллективный труд может быть организован как работа в парах, работа в подгруппах (от 3 до 8 человек), работа всей группой. Приоритетной задачей трудовой деятельности всегда были и будут задачи социально-нравственного воспитания: обучение партнерству, воспитание навыков коллективной деятельности. Вопросу о положительных отношениях между детьми в коллективной трудовой деятельности отводится важное место. А.С. Макаренко подчеркивал, что «всякая радость, какой бы малой она ни была, перед коллективом делает его сильнее, дружелюбнее и радостнее» [4].

Таким образом, по словам А.С. Макаренко, одна из задач образовательной деятельности ‑ помочь детям овладеть элементами коллективного трудового опыта, приобрести соответствующие навыки, стать полноправным членом общества [5]. Труд оказывает стимулирующее духовное и физическое развитие на личность растущего человека, способствуя позитивной социализации. Следует добавить, что при взаимодействии дети учатся ставить цель, справедливо распределять объем работы. Положительное взаимодействие между детьми, развитие доброжелательных связей, умение действовать совместно как со взрослым, так и со сверстником развивается через содружество, сотворчество, сопереживание.

Труд как деятельность формируется постепенно, начинается его формирование в русле игры. Игра для детей дошкольного возраста является ведущей деятельностью, определяющей вектор его психического развития. Отличительная особенность игры состоит в том, что она носит моделирующий характер по отношению к деятельности взрослых и тем самым реализует желание ребенка «быть как взрослый» [7]. Трудовая деятельность имеет зачатки в игровой деятельности, что проявляется в отдельных трудовых (профессиональных) действиях, реализуемых в игре. Однако, необходимо постепенно разделять труд и игру, так как первое становится самостоятельной деятельностью, имеющей свои цели и задачи.

Чтобы достичь определенной цели, ребенку необходимо определить свойства и качества материала, функциональное назначение и способ действия с конкретными инструментами, следовательно, происходит обогащение имеющихся представлений, социального опыта, развитие мыслительной деятельности, речи и саморегуляции. Кроме того, необходимо отметить, что приобщение к труду, знакомство с трудом взрослых решает еще одну важную задачу ‑ способствует ранней профессиональной ориентации детей, осознанному подходу к выбору профессии в будущем [1].