Файл: Методические рекомендации по трудовому воспитанию детей разных возрастных групп в условиях дошкольной образовательной организации 19 Заключение 23.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности и структура трудовой деятельности дошкольника
1.2 Педагогическое сопровождение труда в природе детей дошкольного возраста
1.3 Гигиенические и педагогические требования к организации труда дошкольников в природе
2.1 Формы организации труда в природе детей разных возрастных групп в ДОО
При формировании трудовых навыков дошкольник начинает осознавать цели труда. Развитие целенаправленной деятельности связано с особенностями ее мотивации. К труду дошкольника могут побуждать разные виды мотивов: одобрение взрослых, стремление самоутвердиться, познавательный мотив, но самым высоким уровнем является общественный мотив – стремление сделать что-то полезное для другого человека, оказать помощь. Так, в процессе организации трудовой деятельности педагогу необходимо доступно объяснить детям задание, сделать акцент на важности доброжелательного отношения друг к другу, оказании взаимопомощи и поддержки.
Говоря о педагогических особенностях трудового воспитания детей дошкольного возраста, стоит обратить внимание на совместную трудовую деятельность взрослого с детьми. Взрослый – пример для подражания, авторитетный партнер и умелый соратник. Правильное выполнение задания, доступное объяснение в процессе воспитания, ценностное отношение к труду самого педагога – эффективные средства формирования опыта трудовой деятельности, воспитания трудолюбия и ответственности [8].
В целях создания комфортных условий целесообразно организовать атмосферу доверия, сопереживания и творческого взаимодействия между взрослыми и детьми в мероприятиях, в которых интегрированы игра и труд; поощрять детей к развитию творчества, поиску материалов, необходимых для реализации замысла (экспериментирование, техническое конструирование, ручной труд).
Трудовое воспитание в детском саду должно быть обеспечено необходимым оборудованием, которое хранится в «специальном рабочем уголке». Внешняя среда, дизайн пространственной среды и внутренний порядок имеют большое значение для приобретения детьми трудовых навыков. Подчеркнем, что необходимо создать такую предметно-развивающую среду, которая обеспечит оптимальные условия для трудовой деятельности ребенка, развития его креативных способностей. К таким условиям, по нашему мнению, относятся:
-
разнообразие и общедоступность необходимого оборудования и материалов, соответствие возрастным, педагогическим и гигиеническим требованиям; -
эстетизация инвентаря и рабочего места; -
соблюдение гигиенических требований (адаптация орудий труда к физиологическим особенностям детей, проветривание и безопасность орудий труда); -
наличие пособий, побуждающих детскую трудовую активность (методы сервировки стола, выставки детских поделок, модели, алгоритмы, карты); -
обеспечение достаточного пространства для различных видов труда (уголки ручной работы, столярная мастерская, кукольное ателье и др.) с учетом интересов детей; -
создание условий для организации труда детей за пределами группы (цветник, зимний сад, огород, экологическая тропа); -
динамичность развивающей предметно-пространственной среды (игрушки, орудия труда, предметы-заместители и т.д.); -
привлечение детей к изготовлению моделей рабочего процесса, альбомов выкроек, чертежей и т.д.; -
участие детей в изготовлении костюмов и декораций к празднику, игровых атрибутов и др.; -
доступность и систематичность детской трудовой деятельности, постепенность в увеличении рабочей нагрузки и усложнении содержания труда; -
создание в группе трудовой атмосферы, привлекательность трудовых действий или будущего результата [11].
Организуя детский труд, взрослым необходимо помнить, что данный вид деятельности должен быть целесообразным, необходимым, понятным, интересным, выполняться с удовольствием и в процессе труда необходимо активизировать не только физические, но и умственные усилия.
Обратим внимание на необходимость сотрудничества дошкольных организаций с семьями воспитанников в реализации задач трудового воспитания. В большинстве современных семей не уделяют должного внимания труду как средству формирования личности. Беседы, родительские собрания, наглядная информация, вовлечение родителей в образовательную деятельность и другие формы совместной работы позволят изменить отношение к трудовому воспитанию всех участников образовательного процесса. Включение ребенка в реальные трудовые отношения в семейном окружении должно стать естественной частью повседневной жизни, поэтому родителям необходимо расширить спектр работ для детей по дому и самообслуживанию (уборка одежды и обуви, несложный ремонт книг, уборка пыли, помощь взрослых в сервировке стола, уход за комнатными растениями, др.). Следует включить в содержание домашней работы обучение детей доступным навыкам приготовления пищи (нарезка вареных овощей, приготовление бутербродов, «чтение» схематических рецептов приготовления пищи и т.д.).
Итак, трудовое воспитание является необходимым условием формирования гармонично развитой личности: в труде дети проявляют волевые и нравственные качества, обучаются не только умению правильно пользоваться оборудованием и материалами, но и овладевают навыками трудовых действий. Труд способствует развитию разных сфер личности: обогащение представлений и словаря, развитие психомоторных, физических качеств, воспитание эстетического удовлетворения, развития коммуникативных качеств. Дошкольник не может самостоятельно научиться труду, грамотная педагогическая работа способствует усвоению трудовых навыков, элементарных представлений и воспитанию трудолюбия. Совместная деятельность ребенка и взрослого учит уважать чужой труд, учится трудиться, проявлять взаимопомощь и поддержку [9].
1.2 Педагогическое сопровождение труда в природе детей дошкольного возраста
Рассмотрение ФГОС ДО относительно анализа феномена педагогического сопровождения труда в природе детей-дошкольников ориентирует современных теоретиков и практиков дошкольного образования на следующие теоретико-практические концепты:
-
«Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; -
Конкретное содержание образовательных областей дошкольного образования зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей: для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру, направленную на восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация) и др., является важнейшим направлением образовательно-воспитательной деятельности; -
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка: ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и к самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх» [10].
Таким образом, переориентация дошкольного образования на субъект-субъектный характер, обоснованная гуманистическими взглядами, позволяет создавать педагогические условия, способствующие социализации и индивидуализации личности ребёнка. В свою очередь, отсутствие устремлённости педагогов к новым отношениям с детьми и проведению современных видов образовательной деятельности, их неготовность управлять совместной и самостоятельной деятельностью дошкольников создают проблему воспитания, обучения и развития детей в дошкольной организации, нуждающейся в эффективном педагогическом сопровождении и обеспечении.
Дефиниция «сопровождение», как показывает научный анализ данного феномена, трактуется неоднозначно, – см., например, определение, данное С. И. Ожеговым: «сопровождать, значит, сопутствовать чему-либо, служить приложением, дополнением к чему-либо».
В теории педагогики «педагогическое сопровождение» является достаточно инновационным научным образованием, определение значения которого возможно, на наш взгляд, если основываться на рассмотрении понятия «педагогическая поддержка».
«Педагогическое сопровождение» − это особый вид профессиональной деятельности, содействие ребёнку в развитии его потребностей и формировании способностей к активной, самостоятельной, ответственной деятельности.
Педагогическое сопровождение дошкольников понятие многозначное в дошкольном образовании, однозначного понимания нет:
-
одни авторы считают, что это действия педагога по отношению к ребёнку, т.е. быть рядом и помогать ему в индивидуальном развитии (Н. Б. Крылова); -
другие исследователи полагают, что это форма взаимодействия педагога и ребёнка в организованной среде (В. А. Айрапетова); -
взгляды третьей группы учёных ориентируют профессиональное сообщество на то, что это активное участие педагога в поддержке самостоятельности ребёнка в разных видах детской деятельности (В. А. Сластенин) [13].
Таким образом, введение понятия «педагогическое сопровождение» в дошкольное образование означает не создание новых форм образовательно-воспитательной деятельности, а изменение позиции педагога в организации образовательной деятельности с дошкольниками.
Педагог организует интересную деятельность с детьми и основывает её так, чтобы дети на основе наблюдений и собственных действий имели возможность действовать в организованной среде.
Миссия педагога дошкольного образования заключается в сотворении личности и осуществляет две функции: адаптивную (приспособление к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации) и гуманистическую (развитие личности ребёнка, его творческой индивидуальности) [15].
Для реализации данной миссии на современном этапе требуется иной подход к профессии педагога дошкольной организации: организация жизненного пространства детей, внедрение интеграционных форм организации образовательного процесса, вариативный подход к организации индивидуальных форм работы с детьми, доверительное взаимодействие, сотрудничество, развитие инициативы детей в условиях диалога, создание культуры группы, педагогическое сопровождение труда в природе детей дошкольного возраста в образовательно-воспитательной среде современной дошкольной организации и др.
На основе исследования Т. И. Тарабариной определим «структуру отношения дошкольников к труду:
-
знания и представления о труде взрослых и орудиях труда, понимание общественной значимости труда и необходимости трудиться, сформированность образа труженика (когнитивный компонент); -
положительное эмоциональное отношение к целенаправленной деятельности, потребность в труде, желание трудиться на пользу людям, интерес к труду (аффективный компонент); -
готовность к осуществлению трудовой деятельности и способность сосредоточиться на ней (согласно возрасту), стремление присоединиться к труду других людей, готовность проявить усилие, направленное на преодоление трудностей в трудовой деятельности; -
нацеленность на результат деятельности, получение удовлетворения от успехов (поведенческий компонент)» [19].
Важным элементом компонентной структуры аксиологической системы трудовой деятельности в дошкольном детстве выступает педагогическое взаимодействие субъектов образовательно-воспитательного процесса в предметно-пространственной и образовательной среде современной дошкольной организации.
Несмотря на то, что педагогическое сопровождение дошкольников реализуется во всём педагогическом процессе, мы остановимся на актуальной экологической проблеме современности, одним из направлений которой является труд детей в природе.
В процессе труда детей в природе решаются одновременно две задачи: дети приобщаются к трудовой деятельности и у них воспитывается заботливое отношение к растениям и животным.
Мир природы открывает широкие возможности для развития детей в совместной деятельности, но не все возможности используются с точки зрения деятельностного подхода, который требует организации и сопровождения педагога [18].
Одних экологических знаний недостаточно, на наш взгляд, необходимо включить детей в посильную практическую деятельность по заботе и охране природы, создавая условия для постоянного общения с природой (деятельность детей в цветнике или на огороде, природоохранные акции «Встречаем птиц», «Благоустройство участка» и др.).
Актуальность проблемы трудового воспитания состоит в том, что в настоящее время у подрастающего поколения снижен интерес к труду, наблюдаются отсутствие у дошкольников желания участвовать в повседневной трудовой деятельности, ограниченность и бессистемность знаний о труде взрослых, низкий уровень сформированности трудовой деятельности, слабая практика семейного трудового воспитания.
1.3 Гигиенические и педагогические требования к организации труда дошкольников в природе
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия [16].
В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, самостоятельно подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития.
Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде в плодовом саду). Разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. Уход за животными в уголке природы особенно полезен тем, что он способствует воспитанию ответственности (рыбка гибнет, если ее не накормить).
В процессе длительного ухода за животными дети видят наглядный результат своего труда, уясняют целесообразность ухода, получают первоначальные сведения о росте и развитии живых существ. Все это воспитывает у детей заботливое и внимательное отношение, поддерживает их интерес к объектам труда [19].