Файл: Методические рекомендации по трудовому воспитанию детей разных возрастных групп в условиях дошкольной образовательной организации 19 Заключение 23.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности и структура трудовой деятельности дошкольника
1.2 Педагогическое сопровождение труда в природе детей дошкольного возраста
1.3 Гигиенические и педагогические требования к организации труда дошкольников в природе
2.1 Формы организации труда в природе детей разных возрастных групп в ДОО
Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.
Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развивается осознанно-бережное отношение к природным объектам, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.
Трудовая деятельность должна быть регулярной. Должны обязательно соблюдаться и санитарно-гигиенические требования к организации труда детей в природе.
Труд следует дозировать. Длительность трудового процесса зависит от характера труда, возраста и возможностей ребенка.
Продолжительность труда в младшей группе колеблется в пределах 5-7 минут, в средней ‑ от 10 до 15 минут с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте ‑ 15-25 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда [14].
Детское оборудование должно соответствовать росту и силам детей, их возможностям, быть правильной конструкции (соответственно назначению), например лейка для полива с двумя ручками, расположенными сверху и сбоку. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны, исправны и вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь. Он должен храниться в доступном для детей месте и в количестве, необходимом для каждого ребенка.
При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать гигиенические правила: работать не в жаркие часы дня, а утром и вечером. Одежда детей должна быть удобной, не стеснять их движений. Рабочая поза детей должна быть правильной. При рыхлении тело должно быть выпрямленным, при переносе воды ведра и лейки дети должны носить в двух руках и т.д.
2. Практические особенности организации труда в природе в разных возрастных группах в дошкольной образовательной организации
2.1 Формы организации труда в природе детей разных возрастных групп в ДОО
Формы организации труда дошкольников в природе разнообразны, но основными являются деятельность в уголке природы и на земельном участке – огороде, клумбе. Ухаживая за растениями, дети привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду со взрослыми, сверстниками и самостоятельно [20].
По мнению А. А. Муратовой, «… для воспитания положительного отношения к труду у дошкольников необходимо не только создание продукта как результата трудовой деятельности, но и фиксация самого процесса, прежде всего самими детьми, что в современных условиях можно сделать с помощью фотографий.
В рамках предметно-пространственной среды возможно создание сменяемой фотовыставки, на которой выставляется фоторепортаж с мероприятий в рамках культурной практики, при этом воспитателю важно учесть и минимизировать риск желания детей «покрасоваться» и «попасть в кадр».
Фотоальбомы, создаваемые по материалам выставки, позволят обеспечить фиксацию в памяти детей «трудовых подвигов», отслеживание «роста» трудовых умений и результатов, рефлексию трудовой деятельности. Кроме того, фотоматериалы будут способствовать привлечению внимания родителей к проблеме воспитания положительного отношения к труду. Отношение детей к труду – это формирующийся феномен, оно носит непостоянный, ситуативный характер, его проявление зависит от эмоций» [12].
Особое место и значение для воспитания у дошкольников созидательного взаимодействия с природным окружением приобретает в настоящее время такая форма организации труда, как экологическая акция. В переводе на русский язык «акция» означает «действие», т. е. полезные дела в окружающем мире. Для этого необходимо сформировать у детей мотивацию – осознанное отношение к делу, чтобы оно нашло отклик в их сердцах, это совместная деятельность со взрослыми [23].
Это социально значимое общее мероприятие дошкольной образовательной организации, основанное на событиях календаря, реализуется через детские виды деятельности с участием взрослых (педагогов и родителей). Дети на конкретных примерах учатся правилам поведения в природе, заботливому отношению к её объектам, при этом у детей формируется активная жизненная позиция к окружающему миру. Вместе с тем оптимизируются детско-родительские отношения, родители и дети объединяются общей идеей и получают мотивацию для активного участия в защите природы. Например, традиционную заботу о зимующих птицах можно превратить в экологическую акцию и сделать значимым событием для детей.
2.2 Методические рекомендации по трудовому воспитанию детей разных возрастных групп в условиях дошкольной образовательной организации
Педагогическое сопровождение труда в природе детей дошкольного возраста в образовательной среде детского сада является одним из центральных векторов развития современной теории и практики дошкольного образования.
Целесообразно осуществлять педагогическое сопровождение феномена трудовой природной деятельности детей в форме сотрудничества взрослых и детей на фоне совместной деятельности, их содружества в реальных и живых контактах со сверстниками – это та образовательная среда, в которой формируются качества развивающейся творческой личности ребёнка [21].
Уважая индивидуальные интересы и потребности каждого ребёнка, мы признаём за ним право самостоятельно решать, чем и как ему заниматься. Овладение самостоятельностью в совместной деятельности позволяет ребёнку не только войти в мир общечеловеческой культуры, но и осознанно найти своё собственное место в этой культуре.
Систематическое включение детей дошкольного возраста в трудовую деятельность в рамках экологического образования за счёт её деятельностного и эмоционального компонента с должным педагогическим сопровождением, оказывает положительное влияние на экологическую образованность дошкольников.
В воспитании у дошкольников положительного отношения к труду важно сделать акцент на уважении чужого труда, положительном отношении к труду на благо людям, понимании того, что нет дела, профессий не престижных, что труд почётен и необходим как для самого человека, так и для общества.
Сформулируем методические рекомендации по организации труда в природе в воспитательно-образовательном процессе ДОО, учитывая особенности развития детей дошкольного возраста.
Воспитание интереса к труду в природе является видом деятельности, направленным на создание общественно значимых результатов. Знакомясь с трудом в природе, ребёнок видит трудовой процесс, его конкретные результаты, познаёт их роль в удовлетворении потребностей человека. Поскольку ребёнок от природы склонен к подражанию, всё интересное его привлекает, педагог имеет широкие возможности для направления его свободной деятельности, инициирования определённых эмоций и стремлений. От педагога зависит осознание детьми того, что работа требует физических и волевых усилий, умения, терпения [25].
Опираясь на эмоции детей, желание участвовать в жизни и деятельности взрослых, воспитатель должен разъяснять, что именно трудом в природе созданы все блага, которые их окружают, подчёркивая, что смысл работы состоит в создании необходимых для человека благ и развитии самого человека (интеллекта, умений, силы, целеустремлённости, воли). Если труд в природе не ориентирован на конкретный результат, не создаёт необходимых обществу, людям ценностей, он и не имеет общественного значения. Желательно, чтобы все дети узнавали это не только из слов, но и на конкретных примерах. Такие старания педагога могут способствовать формированию позитивного отношения ребёнка к труду в природе, человека-работника, мастера своего дела, пониманию общественно значимых мотивов труда в природе, приобщению к трудовой деятельности в природе.
Формирование навыков трудовой деятельности в природе. В дошкольном возрасте дети пытаются подражать труду в природе. Следует помочь им осознать, что процесс имеет определённую последовательность операций, требует соответствующих стараний и умений [22].
Со временем дети дошкольного возраста начинают понимать, что перед тем, как приступить к работе, нужно знать её цель, представить её процесс и результат, подобрать необходимые средства, осуществить целенаправленные трудовые действия, взаимодействовать с другими людьми.
Сначала дети должны овладеть простыми трудовыми умениями в природе, а в впоследствии – целыми трудовыми процессами в природе. Овладение трудовыми навыками в природе расширяет возможности детей участвовать в простых трудовых процессах дома, детском саду, воспитывает самостоятельность, инициативу, уверенность в своих силах.
Постоянное участие в различных видах труда в природе формирует умение и привычку работать регулярно, преодолевать трудности, воспитывает организованность, самостоятельность, волевые качества личности [17].
Организуя трудовую деятельность в природе детей дошкольного возраста, воспитатель должен быть особенно внимательным к их индивидуальным особенностям, способствовать выработке индивидуального стиля трудовой деятельности в природе, овладению своеобразными приёмами педагогической работы и должного педагогического сопровождения. Это обеспечит максимальное использование ценных особенностей характеров детей, их отношение к труду в природе, компенсирует то, что препятствует успеху в работе.
Воспитание личности ребёнка в процессе его трудовой деятельности в природе. Здесь предполагается ответственность, самостоятельность, целеустремлённость, инициативность и выдержка. Без них невозможно формирование основ трудолюбия (привычки к трудовым усилиям, готовности участвовать в трудовой деятельности, умения доводить начатое дело до конца). Воспитатели и родители должны учитывать, что организм и психика дошкольников быстро устают от однообразной, сложной работы, и необходимо регулировать объём и продолжительность конкретной работы, чередуя её с элементами трудовой нагрузки. Оптимизация трудовых усилий детей убережёт их от разочарований, непомерной усталости, что является важной предпосылкой их положительного отношения к труду в природе [24].
Воспитателю также необходимо развивать личность ребёнка-дошкольника, его результативность, которая способствует воспитанию целеустремлённости, привычку доводить начатое дело до конца. Следует помнить, что, будучи направленным на личностное развитие ребёнка, ознакомление с трудом в природе детей дошкольного возраста связано с физическим, нравственным, умственным воспитанием. Конкретные его задачи, формы организации трудовой деятельности детей в природе обусловлены как воспитательными возможностями труда в природе, так и возрастными особенностями дошкольников.
Таким образом, педагогическое сопровождение труда в природе у дошкольников является важным направлением деятельности воспитателя, с учётом интеграции различных направлений развития детей, что способствует формированию у них морально-нравственных качеств и их позитивной социализации в дошкольной образовательной организации.
Заключение
На сегодняшний день одной из основных целей реформы дошкольного образования является замена традиционных ценностей обучения детей на ценности развития его личности. Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания. Трудовая деятельность детей становится, более эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения, актуальность ‑ проблемы содержания процесса приобщения ребенка к трудовой деятельности рассматривается не как самоцель, а прежде всего, как средство развития личностных качеств и формирования общих умений дошкольников.
Трудовое воспитание ‑ это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.
Цель трудового воспитания дошкольников ‑ формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.