Файл: Практикум для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 136 12 01 Проектирование и производство сельскохозяйственной техники.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Топливо, засасываемое из бака подкачивающим насосом через полый болт, заполняет кольцевую полость в корпусе и через восемь отверстий диаметром 2 мм в распределителе поступает в стакан. Поток топлива проходит через кольцевой зазор между фильтрующим элементом и стаканом. Основная часть топлива, резко изменив направление, проходит через сетку фильтрующего элемента с отверстиями размером 0,1 мм в центральное отверстие и через полый болт отсасывается в подкачивающий насос. Остальная часть топлива и механические примеси, капли воды, обладающие большей плотностью, продолжают по инерции двигаться вниз вдоль стенок стакана в зону отстоя. Успокоитель отделяет полость, в которой циркулирует топливо, от зоны отстоя и обеспечивает эффективную работу фильтра при вибрации. Скопившийся отстой периодически сливают через отверстие, закрытое пробкой внизу фильтра.
На дизеле ЯМЗ-240Б установлен двухсекционный фильтр грубой очистки. Секции фильтра включены в систему питания параллельно. Каждый фильтрующий элемент состоит из ворсистого хлопкового шнура, навитого на сетчатый каркас. Элементы плотно зажимают по торцам между корпусом и стаканом. Топливо подводится по каналу, проходит фильтрующие элементы и по внутренним сетчатым каркасам поступает к топливоподкачивающему насосу.
Фильтры тонкой очистки очищают топливо от мельчайших механических частиц. Наибольшее распространение получили фильтры с бумажными фильтрующими элементами, так как они обеспечивают высокое качество очистки топлива. В фильтре тонкой очистки дизеля Д-240 имеется один сменный бумажный фильтрующий элемент, помещенный в корпусе. Корпус закрыт крышкой с вмонтированным в нее вентилем. Резиновое уплотнение предотвращает подтекание топлива. Топливо проходит сквозь штору бумажного фильтрующего элемента, оставляя на ее поверхности механические примеси и воду. Из корпуса 'фильтра очищенное топливо по трубке поступает в головку топливного насоса. Отстой топлива удаляют через закрываемое пробкой отверстие в нижней части корпуса. Воздух, скопившийся в системе питания удаляют, отвернув рукоятку продувочного вентиля.
На дизеле А-41 установлен двухсекционный фильтр с бумажными неразборными фильтрующими элементами. Секции его работают последовательно, т. е. все топливо очищается сначала в одной, а затем в другой секции.
Фильтрующий элемент состоит из шторы, цилиндрической картонной обечайки с отверстиями для прохода топлива и двух жестяных крышек. Штора изготовлена из специальной бумаги и свернута в шестигранную винтовую «гармошку». Фильтр без разборки можно промывать обратным потоком топлива. Для отключения и промывки правого фильтрующего элемента предусмотрен двухходовой кран.
При промывке фильтра доступ топлива в правую секцию закрыт, и оно поступает в левую, а из нее при работающем дизеле–в топливный насос. Топливо в правой секции проходит фильтровальную бумагу в обратном направлении с внутренней поверхности, удаляя осевшие частицы с наружной поверхности фильтрующего элемента, восстанавливая его фильтрующую способность. Предварительно в правой секции отвертывают сливной болт на два оборота для слива загрязненного топлива. Фильтр тонкой очистки топлива дизеля СМД-62 – двухступенчатый, с последовательным включением первой и второй ступени. В качестве первой ступени применен фильтр, состоящий из двух одинаковых секций, включенных в топливную систему параллельно.
Подкачивающие насосы позволяют, преодолевая гидравлическое сопротивление фильтров и топливопроводов, подавать топливо из бака к топливному насосу. Подкачивающие насосы рассматриваемых дизелей – поршневого типа. Их крепят к корпусу топливного насоса. Схема их устройства и работы представлены на рисунке 30.
Рисунок 30. Схема действия подкачивающего насоса:
а – перепуск топлива; б – всасывание и нагнетание: 1 – корпус; 2 – поршень; 3 – пружина поршня; 4 – кулачковый вал топливного насоса; 5 – ролик; 6 –толкатель; 7 –пружина толкателя; 8 и 16–каналы; 9 и 15 – топливопроводы; 10 – перепускной клапан; 11 – крышка; 12 – рукоятка; 13 – поршень ручного насоса; 14 – впускной клапан
Подкачивающий насос приводится в действие от эксцентрика кулачкового вала 4 (рис. 30, а) топливного насоса. При вращении вала 4 эксцентрик, набегая на ролик 5 толкателя 6, перемещает толкатель и поршень 2 вперед, при этом пружина 3 сжимается. В результате в полости над поршнем давление повышается, а под поршнем создается разрежение. Вследствие этого впускной клапан 14закрывается, а перепускной 10 открывается, и топливо поступает по каналу 8 (см. стрелки на рис. 30, а).
Когда толкатель сходит с эксцентрика (рис. 30, б), поршень под действием сжатой пружины 3 перемещается назад, создавая давление в нижней полости и разрежение в верхней. Впускной клапан 14 открывается, а клапан 10 закрывается, и топливо по каналу 16 будет засасываться в полость над поршнем из фильтра грубой очистки. Одновременно топливо, находящееся под поршнем, нагнетается по каналу 8 в топливопровод 9, ведущий к фильтру тонкой очистки.
Если по каким-либо причинам (например, вследствие загрязненности фильтра, топливопроводов и т. д.) давление за подкачивающим насосом превысит 0,15...0,17 МПа, то перемещение поршня или прекратится или уменьшится, а следовательно, закончится или уменьшится подача топлива.
Попадание воздуха в топливную систему вызывает нарушение подачи топлива в цилиндры, нечеткую работу дизеля, затрудняет его пуск. Для удаления попавшего в систему воздуха используют насос ручной прокачки, закрепленный на подкачивающем насосе. Рукоятку 12 (рис. 30, а) штока поршня 13 ручного насоса перемещают вниз –вверх при открытом вентиле фильтра тонкой очистки. Прокачивают топливо до тех пор, пока из сливной трубки пойдет топливо без пузырьков воздуха. После этого вентиль закрывают, а рукоятку насоса навертывают на хвостовик крышки 11, иначе во время работы подкачивающего насоса через зазоры между деталями ручного насоса будет подсасываться воздух. На тракторе К-701 при пуске дизеля для заполнения системы топливом и удаления из нее воздуха в кабине установлен ручной топливоподкачивающий насос РНМ-1К диафрагменного типа.
ТОПЛИВНЫЕ НАСОСЫ
Топливный насос НД-21 распределительного типа – базовая модель унифицированного ряда насосов для дизелей с числом цилиндров от двух до восьми. По сравнению с многоплунжерными их масса и размеры меньше. Особенность конструкции насоса заключается в том, что один плунжер подает топливо в два, три или четыре цилиндра и при этом совершает не только возвратно-поступательное движение, но и вращается вокруг своей оси. Топливный насос НД-21/4 дизеля Д-144 выполнен в виде неразъемного алюминиевого корпуса, разделенного на три полости, в которых расположены: насосная секция, регулятор с механизмом управления и кулачковый вал с эксцентриковым валом привода подкачивающего насоса.
Секция насоса состоит из втулки 7 (рис. 33), плунжера 8, дозатора 6, зубчатой втулки 5, пружины 4 с тарелками. В верхней части втулки 7 ввернуты четыре штуцера 9 для каждого цилиндра. В штуцере расположены два подпружиненных клапана: нагнетательный 11 и обратный 12.
Во втулке 10 (рис. 34) имеется впускной канал А, распределительные каналы Б и окно Е, в котором размещается дозатор 12, перемещающийся по плунжеру 11. В плунжере сделаны центральный канал Г, распределительное отверстие В и отсечное отверстие Д.
Кулачковый вал 27 (см. рис. 33) приводится во вращение через распределительные шестерни от дизеля. На кулачке вала, над которым располагается роликовый толкатель, имеются четыре выступа. При набегании выступа кулачка на ролик 2 толкателя 3плунжер 8 движется вверх во втулке 7–совершается подача топлива. Когда выступ кулачка выйдет из-под ролика толкателя, под действием пружины 4 плунжер движется вниз–происходит всасывание топлива из фильтра. Одновременно кулачковый вал 27через шестерни 26 и 25 вращает вертикальный вал 15 регулятора, который через шестерни 17 и 16 и зубчатую втулку 5 поворачивает плунжер 8. За один оборот кулачкового вала 27 плунжер 8совершает четыре двойных хода (вверх – вниз) и один оборот вокруг своей оси, подавая топливо в цилиндры дизеля. Работает насос следующим образом.
Рисунок 33. Топливный насос НД-21/4 с регулятором:
1 – корпус насоса; 2 – ролик толкателя; 3 – толкатель; 4 – пружина плунжера; 5– зубчатая втулкй; б – дозатор; 7 – втулка плунжера; 8 – плунжер; 9 – штуцер; 10 – пружийа нагнетательного клапана; 11 и 12 – нагнетательный и обратный клапаны; 13 – пружина обратного клапана; 14 – сапун; 15 – вал регулятора; 16 – промежуточная шестерня; 17–шестерня вала регулятора; 18 – вильчатый рычаг; 19 – подвижная муфта регулятора; 20 – рычаг управления; 21 – пружина регулятора; 22 – корректор; 23 – ступица грузов; 24 - вал с эксцентриком привода подкачивающего насоса; 25 и 26 – шестерни привода вала регулятора; 27 – кулачковый вал; 28 – привод дозатора.
Когда выступ кулачка не давит на толкатель 3, плунжер 8под действием пружины опускается. Топливо по впускному каналу А (рис. 34, а) во втулке 10 поступает в надплунжерное пространство. Топливо не подается, пружины 2 и 7 плотно прижимают обратный 4 и нагнетательный 5 клапаны один к другому.
Когда под действием кулачка и толкателя плунжер 11 движется вверх, часть топлива до момента перекрытия плунжером канала А вытесняется обратно в топливопровод низкого давления. При перекрытии плунжером канала А (рис. 34, б) в надплунжерном пространстве создается давление и топливо по центральному каналу Г и распределительному отверстию В в плунжере начнет подаваться в распределительный канал Б втулки и далее через обратный 4 и нагнетательный клапаны в штуцере 9 и топливо-провод высокого давления–в форсунку.
Рис. 34. Схемы работы элементов топливного насоса:
I–плунжерной пары; II–обратного и нагнетательного клапанов; а– всасывание топлива; б – подача топлива; в – отсечка подачи топлива; 1 –канал; 2 и 7–пружины; 3 – седло; 4– обратный клапан; 5 – нагнетательный клапан; 6 –жиклер нагнетательного клапана; 8– ограничитель; 9 – штуцер; 10 – втулка; 11 – плунжер; 12 – дозатор; 13 – привод дозатора; А – впускной канал; Б – распределительный канал; В – распределительное отверстие; Г– центральный канал; Д– отсечное отверстие; Е – окно.
Чрезмерный подъем клапанов предотвращается ограничителем 8. В это время дозатор 12 плотно закрывает отсечное отверстие Дплунжера 11. Подача топлива прекращается в момент выхода отсечного отверстия Д из дозатора 12. Когда происходит отсечка подачи топлива (рис. 34, в), оба клапана опускаются и занимают первоначальное положение. Нагнетательный клапан 5 перекрывает отверстие седла 3 и не дает топливу двигаться в канал 1. Но часть топлива по инерции проходит через жиклер 6 нагнетательного клапана 5 и отжимает обратный клапан 4, обеспечивая резкое падение давления в топливопроводе. При следующем опускании и подъеме плунжера процесс повторяется, но плунжер поворачивается на 90° и топливо подается в следующий цилиндр.
Количество подаваемого топлива регулируют перемещением дозатора 12 по плунжеру 11. Наибольшая подача соответствует верхнему положению дозатора. Находясь в крайнем нижнем положении, дозатор не перекрывает отсечное отверстие Д, и подача топлива прекращается. Положение дозатора изменяют регулятором через систему рычагов.