Файл: Практикум для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 136 12 01 Проектирование и производство сельскохозяйственной техники.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 болтами привернут шкив 5, приводимый во вращение ремнем 16 от шкива коленчатого вала дизеля., Вентилятор 7 – осевого типа, с четырьмя лопастями, изготовленными из листовой стали и прикрепленными к шкиву 5 болтами. Устройства водяных насосов и вентиляторов дизелей различных марок незначительно отличается одно от другого. Для более эф­фективного охлаждения на А-41 установлен шестилопастный вен­тилятор. Подшипники насоса дизеля СМД-62 смазываются под давлением маслом, нагнетаемым из главной магистрали смазочной системы. Вентилятор приводится во вращение через два ремня. Центробежный водяной насос дизеля ЯМЗ-240Б выполнен от­дельно от вентилятора и прикреплен к торцевому листу с Левой стороны блок-картера. Привод насоса–шестеренный: через про­межуточную шестерню от коленчатого вала во вращение приводится валик с напрессованной на нем крыльчаткой. Вентилятор установлен на ступице ведомого вала гидромуфты, закрепленной на переднем торце блок-картера. Гидромуфта приводится во вращение через ременный привод от коленчатого вала. Включается вентилятор при температуре охлаждающей жидкости выше 90...95°С. При этом шток термосилового датчика, установленного на трубе для охлаждающей жидкости с правой стороны головок цилиндров, передвигает золот­ник включателя гидромуфты и открывает доступ масла в нее. При понижении температуры до 75...80°С золотник включателя перекрывает доступ масла в муфту и вентилятор отключается.
НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО СИСТЕМ ПРЕДПУСКОВОГО ОБОГРЕВА. ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ

Назначение. Система предпускового обогрева предназначена для облегчения пуска дизеля при низких температурах. Установлена она на тракторах ДТ-75МВ, Т-150К и К-701. Система обогрева– закрытая, жидкостная, с принудительной циркуляцией. Подключена она параллельно к системе охлаждения.

Устройство. Система предпускового обогрева дизеля А-41 состо­ит из котла 7 (рис. 20) подогревателя; трубы 5, соединяющей котел подогревателя с системой охлаждения дизеля; заливной трубы 2; топливного бачка 4; топливопроводов 12; электромагнитного клапана 3; вентилятора 7; воздуховода 8; кожуха 9 поддона; панели управления 6, на которой смонтированы переключатель; включатель свечи и контрольная спираль. Котел подогревателя установлен под нижним баком радиатора. Он состоит из наружной А и внутренней Б водяных рубашек, сообщающихся между собой, и горелки для приготовления и эффективного сжигания рабочей смеси. В котел 7 топливо из бач­ка
4 поступает через электромагнитный клапан 3, который перекрывает его подачу при выключенном вентиляторе 7, установ­ленном с левой стороны дизеля. Воспламеняется топливо от свечи, расположенной на котле подогревателя. Газы проходят через центральную часть котла, затем–зазор между водяными рубаш­ками и выходят из котла подогревателя через патрубок 77. Пройдя между поддоном дизеля и кожухом 9 поддона, они подогревают масло в картере. Пар и горячая вода из котла 7 подогревателя по трубопроводу 5 подаются в водяную рубашку дизеля и пускового двигателя. По трубке 13 конденсат пара сливается из водяной рубашки дизеля в котел подогревателя в начале его обогрева. Панель управления 6 установлена под капо­том дизеля. Система предпускового обогрева, за исключением отдельных элементов, одинакова для дизелей различных марок.



Рисунок 20. Схема предпускового подогрева дизеля А-41:

1 – котел подогревателя; 2 – заливная труба; 3 – электромагнитный клапан; 4 – топливный бачок; 5 и 13 – трубопроводы; б – панель управления; 7 – вентилятор; 8 – воздуховод; 9 – кожух поддона; 10 – электрические провода; 11 – патрубок; 12 – топливопровод; 14 – краник; А и Б – наружная и внутренняя водяные рубашки.
Техническое обслуживание. Систему охлаждения следует запол­нять только чистой водой. Особое внимание надо обращать на жесткость воды. Жесткая (содержащая много солей кальция и магния) вода образует на стенках водяной рубашки накипь. Накипь затруняет теплообмен, ухудшает эффективность действия системы охлаждения. Чтобы уменьшить количество накипи, нужно заливать в систему охлаждения мягкую воду или смягчить жесткую. Наиболее простой способ смягчения воды-ее кипячение. Хорошие результаты дает умягчение воды тринатрийфосфатом, а также применение антинакипинов. Уровень воды должен поддерживаться в пределах 40...50 мм от верхней плоскости заливной горловины. Его проверяют на хо­лодном дизеле. В случае большого понижения уровня при на­гретом дизеле не следует доливать холодную воду, так как от резкого охлаждения могут появиться трещины в головке цилиндров и водяной рубашке блок-картера. По той же причине нельзя заливать горячую воду (температура выше 70...75°С) в холодный дизель. Доливать воду следует постепенно после прогрева дизеля, когда он уже работает. Нужно следить за тем, чтобы не было утечек из системы охлаждения.

Обнаружить их легче на холодном дизеле, так как вытекающая в небольших количествах жидкость не успевает испариться. Важно содержать в чистоте радиатор и резиновые шланги, периодически очищать от пыли и грязи, не допуская попадания на них масла или топлива. Нужно следить за нормальным натяжением ремня вентилятора, которое рекомендовано заводом-изготовителем. Обычно оно должно быть таким, чтобы при нажатии на ремень в средней его части с силой 30...50 Н прогиб был 10...15 мм. Силу нажатия и прогиб измеряют специальным приспособлением. Натяжение ремней вентилятора регулируют на неработающем дизеле изменением положения генератора (дизеля Д-240 и Д-144) или специального натяжного ролика (А-41 и СМД-62).
Ход выполнения работы:

1. Ознакомиться с устройством и работой системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

2. Изучить конструкцию термостата двигателя СМД-62.

3. Изучить принцип действия термостата двигателя СМД-62

Оформление отчета

Отчет

по лабораторной работе № 8

«Система охлаждения»
1.Цель работы:…

2.Оборудование, приспособления, инструмент: …

3. Описание устройства и принципа действия системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

4. Описание конструкции и принципа действия термостата двигателя СМД-62.

5. Выводы.

Лабораторная работа № 9

«Пусковые устройства ДВС»
Цель работы: ознакомиться с устройством и принципом работы пусковых устройств двигателей внутреннего сгорания.

Оборудование, приборы и материалы:

1. Макет четырехтактного дизельного двигателя внутреннего сгорания Д-240 в разрезе.

2. Макеты пусковых устройств ДВС.

3. Плакат системы пуска ДВС.

4. Учебный кинофильм.


Теоретическая часть


Пуск дизелей должен быть быстрым и надежным. Он происхо­дит в результате проворачивания коленчатого вала с частотой, обеспечивающей нормальное протекание рабочего процесса в цилиндрах. Чтобы создать в цилиндрах температуру, необходимую для самовоспламенения впрыснутого в сжатый воздух топлива, нужно вращать коленчатый вал с частотой не менее 150...250 об/мин. Минимальную частоту вращения коленчатого вала дизеля, не­обходимую для его надежного пуска, называют пусковой.

Различают два способа пуска дизелей: электрическим стартером и пусковым карбюраторным двигателем. Для пуска большинства тракторных дизелей используют второй способ.

Вначале электрическим стартером 3 (рис 38, а) приводят в действие пусковой двигатель. Рычагом 5 вводят в зацепление с зубчатым венцом маховика ведущую шестерню 7, насаженную на вал 11. Тогда вращение от коленчатого вала пускового двигателя через шестерни /5 и 9, многодисковое сцепление 14, муфту сво­бодного хода 12, вал 11 и ведущую шестерню 7 передается коленчатому валу 10 дизеля.

Коленчатый вал 1 пускового двигателя вращается с частотой, обеспечивающей пусковую частоту вращения коленчатого вала дизеля. После пуска коленчатый вал дизеля вращается с частотой, превышающей пусковую. Для предупреждения передачи вращения в обратной последовательности (от дизеля к пусковому двигателю) сразу после пуска срабатывает автомат выключения 6. В результате шестерня 7 и зубчатый венец 8 маховика выходят из зацепления.



Рисунок 38. Схемы пуска дизелей:

а – пусковым двигателем; б – электрическим стартером; 1 – коленчатый вал пускового двигателя: 2 – аккумуляторная батарея; 3 – электрический стартер; маховик пускового двигателя; 5 – рычаг включения шестерни; 6 – автомат выключения; 7 – ведущая шестерня; 8 – венец маховика дизеля; 9 и 15 - шестерни; 10 – коленчатый вал дизеля; 11 – вал механизма передачи; 12 – муфта свободного хода; 13 – рычаг сцепления; 14 – сцепление; 16 – шестерня стартера.
Система пуска с помощью специального двигателя надежна при любых температурных условиях, но обслуживание ее и опера­ции при пуске сложнее, чем при использовании электрического стартера.


Электрический стартер применяют для пуска карбюраторных двигателей, в том числе пусковых, и некоторых дизелей (Д-240, ЯМЗ-240Б). Стартер 3 (рис. 38, б) включен в цепь аккумулятора 2. В период пуска шестерня 16 стартера входит в зацепление с зубчатым венцом 8 маховика двигателя. После пуска дизеля шестерня стартера автоматически отключается от шестерни ма­ховика.

При выходе из строя пускового устройства возможен пуск дизеля буксированием трактора. В этом случае коленчатый вал приводится во вращение от ведущих колес трактора через трансмиссию.

Для облегчения пуска дизелей, имеющих высокую степень сжатия, большую мощность и, следовательно, большую массу движущихся деталей, используют различные вспомогательные устройства: декомпрессионный механизм; подогреватели воздуха, воды в системе охлаждения и масла в поддоне картера дизеля.

УСТРОЙСТВО ПУСКОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ


Пусковой двигатель П-10УД–одноцилиндровый двухтактный карбюраторный с кривошипно-камерной продувкой. Его применяют для пуска дизелей Д-240, А-41 и их модификаций, а двигатель П-350 (по конструкции аналогичен П-10УД) – для пуска дизеля СМД-60 и его модификаций.

Остов двигателя образован чугунным картером 20 (рис. 39), состоящим из двух половин, центрирующихся штифтами и соеди­ненных стяжными болтами. Полость внутри картера образует кривошипную камеру, герметичность которой обеспечивается про­кладками и самоподжимными сальниками коленчатого вала. К передней стенке прикреплен регулятор 17. В расточку картера входит нижний выступ цилиндра 4. На внутренней поверхности цилиндра расположены впускные, продувочные и выпускные окна. Двойные стенки цилиндра 4 образуют полости 6 рубашки охлаждения.



Рисунок 39. Пусковой двигатель П-10УД:

1 – глушитель; 2 – выпускная труба; 3 – выпускной патрубок; 4 – цилиндр; 5 – поршень; 6 – полости рубашек водяного охлаждения; 7 – головка цилиндра; 8 – краник; 9 – искровая свеча зажигания; 10 – водоотводящий патрубок; 11 – поршневой палец; 12 – впускной канал; 13 – карбюратор; 14 – воздухоочиститель; 15 – продувочный канал; 16 – шестерня коленчатого вала; 17 – регулятор; 18 – шестерня привода регулятора; 19 – промежуточная шестерня; 20 – картер; 21 и 25 – передняя и задняя цапфы коленчатого вала; 22 – палец кривошипа; 23 – щеки кривошипа; 24 – шатун; 26– маховик с зубчатым венцом; 27 -канавка для наматывания пускового шнура; 28 – стартер.