Файл: Практикум для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 136 12 01 Проектирование и производство сельскохозяйственной техники.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теоретическая часть
На отечественных тракторах установлены поршневые тепловые двигатели, внутри которых происходит сгорание топлива и преобразование части выделившегося тепла в механическую работу. Поэтому их называют двигателями внутреннего сгорания.
По способу воспламенения горючей смеси (смесь топлива с воздухом в определенных пропорциях) поршневые двигатели внутреннего сгорания классифицируют на двигатели с воспламенением от сжатия (дизели) и с принудительным воспламенением от электрической искры (карбюраторные и газовые).
По способу смесеобразования различают двигатели с внешним (карбюраторные и газовые) и с внутренним смесеобразованием (дизели).
По способу осуществления рабочего процесса бывают четырехтактные и двухтактные двигатели.
По числу и расположению цилиндров - одноцилиндровые и много цилиндровые с рядным и двухрядным (V-образным) расположением.
По виду применяемого топлива - двигатели, работающие на жидком (бензин, дизельное топливо) и газообразном (сжиженном газе) топливе.
Поршневые двигатели внутреннего сгорания состоят из ряда механизмов и систем, находящихся в определенном взаимодействии. К ним относятся кривошипно-шатунный, газораспределительный механизмы, регулятор частоты вращения, смазочная система, системы питания, охлаждения, пуска, а также зажигания для карбюраторных двигателей.
Детали и механизмы двигателя расположены в блок-картере, представляющем собой жесткий коробчатый остов.
Кривошипно-шагунный механизм служит для восприятия давления газов в цилиндре и преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Он состоит из цилиндра 14 (рис.2), поршня 5 с поршневыми кольцами, поршневого пальца 15, шатуна 17, коленчатого вала 19 и маховика 18. Сверху цилиндр закрыт головкой 6.
Рисунок 2. Устройство одноцилиндрового четырехтактного
карбюраторного двигателя:
1 – распределительные шестерни; 2 – распределительный вал; 3 – толкатели; 4 – штанга; 5 – поршень; 6 –головка цилиндра; 7 – глушитель; 8 – пружины клапанов; 9 – выпускная труба; 10 – карбюратор; 11 – впускной клапан; 12 – искровая свеча зажигания; 13 – выпускной клапан; 14 – цилиндр; 15 – поршневой палеи. 16 – водяная рубашка; 17 – шатун; 18 – маховик; 19 – коленчатый вал; 20 – резервуар для масла (поддон картера).
Рисунок 3. Схема двигателя внутреннего сгорания:
а – поршень в в.м.т.; б – поршень в н.м.т.
Механизм газораспределения предназначен для открытия и закрытия в строго определенное время впускного и выпускного клапанов, благодаря чему в цилиндр дизеля поступает воздух, карбюраторного двигателя - горючая смесь, также выходят отработавшие газы. Он состоит из распределительного вала 2, шестерен 1 привода распределительного вала, толкателей 3, штанг 4, клапанов 11 и 13, пружин 8.
Система охлаждения поддерживает необходимую температуру для нормальной работы двигателя. Эта система может быть жидкостной и воздушной.
Смазочная система подводит смазку к трущимся поверхностям деталей для уменьшения сил трения между ними, охлаждения деталей и вымывания продуктов изнашивания. Система питания служит для очистки и своевременной подачи в необходимом количестве топлива и воздуха.
Регулятор частоты вращения за счет автоматического изменения подачи топлива (дизель) или горючей смеси (карбюраторный двигатель) поддерживает частоту вращения коленчатого вала двигателя в установленных пределах в зависимости от нагрузки.
Система зажигания предназначена для принудительного воспламенения горючей смеси от электрической искры в карбюраторном двигателе.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ .
Верхняя мертвая точка (в. м. т.) - это положение поршня (рис. 3), при котором расстояние от него до оси коленчатого вала наибольшее.
Нижняя мертвая точка (н. м. т.) - это положение поршня, при котором расстояние от него до оси коленчатого вала двигателя наименьшее.
Ход поршня (S) - это расстояние по оси цилиндра между мертвыми точками. При каждом ходе поршня коленчатый вал поворачивается на половину оборота, т.е. на 180°.
Рабочий объем цилиндра (Vh) - это объем цилиндра, освобождаемый поршнем при перемещении от в. м. т. к н. м. т.
где d – диаметр цилиндра, м; S – ход поршня, м.
Объем (Vc) камеры сгорания (сжатия) - это объем над поршнем, когда он находится в в. м. т.
Полный объем цилиндра (Va) – это сумма объемов камеры сжатия и рабочего объема цилиндра
Литрaж двигателя(Vл) - это сумма рабочих объемов всех цилиндров
где - рабочий объем одного цилиндра, ; i – число цилиндров двигателя.
Степень сжатия - это отношение полного объема цилиндра к объему камеры сжатия.
Степень сжатия - отвлеченное число, указывающее, во сколько раз уменьшится объем рабочей смеси или воздуха в цилиндре при переходе поршня от н. м. т. к в. м. т.
Рабочая смесь образуется при перемешивании горючей смеси, заполняющей цилиндр, с остаточными газами.
При работе в двигателе внутреннего сгорания происходит ряд последовательно повторяющихся процессов: заполнение цилиндра свежим зарядом (воздуха или смеси); сжатие этого заряда; впрыскивание в сжатый воздух топлива (в дизелях) или воспламенения смеси от электрической искры (карбюраторные и газовые двигатели);сгорание топлива; расширение газов, при котором совершается механическая работа; удаление из цилиндра отработавших газов.
Рабочий цикл - это комплекс последовательных процессов (впуск, сжатие, расширение и выпуск), периодически повторяющийся в каждом цилиндре и обусловливающий работу двигателя.
Такт двигателя - это часть рабочего цикла, происходящая во время движения поршня от одной мертвой точки к другой.
РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДИЗЕЛЯ.
Такт впуска (рис. 4,а). При движении поршня от в. м. т. к в. м. т. над ним создается разрежение. Через впускное отверстие, открытое клапаном еще до прихода поршня в в. м. т., в цилиндр поступает воздух, предварительно очищенный в воздухоочистителе. После перехода поршнем н. м. т. клапан закрывает впускное отверстие. Давление в конце такта впуска - 0,08 - 0,09 МПа, температура воздуха 50...70°С.
Такт сжатия (рис.4,б). Поршень движется от н. м. т. к в. м. т., при этом оба клапана закрыты. Происходит сжатие воздуха примерно в 14... 17 раз (Е = 14... 17), в результате чего давление воздуха в конце такта достигает 3,5-.4,0 МПа, температура– 510-680°С.
В конце такта сжатия при положении поршня, близком к в. м. т., в камеру сгорания, где находится сжатый и нагретый воздух, через форсунку под большим давлением впрыскивается тонко распыленное топливо. Оно самовоспламеняется и большая часть его сгорает. Давление газов повышается до 5,5...9,0 МПа, температура– до 1630...2130°С.
Такт расширения (рабочий ход) (рис.4,в). Оба клапана закрыты. Поршень движется от в. м. т. к н. м. т.. К концу такта расширения давление падает до 0,3...0,5 МПа, температура–до 630…930°С.
Рисунок 4. Схема рабочего процесса четырехтактного дизеля.
а – впуск, б – сжатие, в – расширение, г - выпуск
Такт выпуска (рис.4,г). Когда поршень подходит к н. м. т., выпускной клапан открывается. Поршень, двигаясь от н. м. т. к в. м. т., выталкивает отработавшие газы через отверстие, открытое клапаном, в атмосферу. В конце такта давление газов–0,11...0,12 МПа, температура-430…580 С.
МОЩНОСТНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ
Мощность – это отношение работы к интервалу времени ее совершения.
Индикаторная мощность (Ni) - это работа, совершаемая газами внутри цилиндра двигателя в единицу времени.
Эффективная (полезная) мощность (Ne) - это разность между индикаторной мощностью и мощностью трения.
Эффективную мощность можно определить также и по следующей формуле:
где - момент силы (крутящий моменг) на валу двигателя, определяемый при испытании двигателя на тормозном стенде, Н • м; п - частота вращения коленчатого вала, об/мин.
Механический коэффициент полезного действия – это отношение эффективной мощности к индикаторной:
Мощность двигателя зависит от давления газов в цилиндре двигателя, от литража двигателя, частоты вращения коленчатого вала двигателя и его тактности. Для каждого двигателя она непостоянна и главным образом зависит от изменения частоты вращения коленчатого вала и количества подаваемого за цикл топлива.
Номинальная мощность – это назначаемая предприятием-изготовителем эффективная мощность дизеля при номинальной частоте вращения, полной подаче топлива и стандартных атмосферных условиях, температуре и плотности топлива. Работа двигателя на номинальном режиме наиболее экономична.
Удельный расход топлива–один из главных параметров, определяющих экономичность работы двигателя:
где –часовой расход топлива, кг/ч.
В современных дизелях удельный расход топлива составляет 230...250 г/кВт-ч. Экономичность–основное преимущество дизелей по сравнению с карбюраторными двигателями. Удельный расход топлива увеличивается,