Файл: Практикум для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 136 12 01 Проектирование и производство сельскохозяйственной техники.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СХЕМЫ СМАЗОЧНЫХ СИСТЕМ
Смазочная система дизеля Д-240. Масло через сетчатый масло-приемник 3 (рис. 21) засасывается насосом 4 из поддона 1 картера. По маслопроводу 2 и вертикальному каналу блок-картера оно нагнетается в центробежный маслоочиститель (центрифугу) 19 с внутренним гидравлическим приводом ротора, откуда уже очищенное по маслопроводу 23 поступает в масляный радиатор 22. Здесь масло охлаждается и по маслопроводу 21 нагнетается в канал средней перегородки блок-картера. Далее основной поток идет в продольный канал 8, который называют главной магистралью, а часть масла поступает на смазывание среднего коренного подшипника по наклонному каналу 25.
Рисунок 21. Схема смазочной системы дизеля Д–240:
1 – поддон картера; 2, 11, 21 и 23 – маслопроводы; 3 – маслоприемник; 4 – масляный насос; 5, 7, 12, 13, 24 и 25 – каналы для масла; 6 – полость в шатунной шейке коленчатого вала для центробежной очистки масла, 8 – главная масляная магистраль; 9 – сапун; 10 – полость в валике коромысел; 14 – масломерная линейка; 15 – крышка маслозаливной горловины; 16 – редукционный клапан; 18 и 17 – сливной и предохранительный клапаны; 19 – центрифуга; 20 – указатель давления; 22 – радиатор; 26 – пробка
Из главной магистрали по каналам, просверленным в перегородках и стенках блок-картера, смазка поступает к остальным коренным подшипникам. Из кольцевых проточек верхних вкладышей коренных подшипников через сквозные сверления в коренных шейках и по каналам 5 в щеках коленчатого вала масло поступает в полости 6 шатунных шеек, откуда после дополнительной (центробежной) очистки по каналам 7 идет на смазывание трущихся поверхностей вкладышей и шатунных шеек.
Часть масла от переднего, среднего и заднего коренных подшипников через сверления в их верхних вкладышах и по каналам блок-картера поступает на смазывание соответствующих опорных шеек распределительного вала. В задней шейке этого вала сделано сверление, которое 1 раз за оборот соединяет отверстие, подводящее масло к этой шейке, с каналом 13 блок-картера и его продолжением – каналом 12 головки цилиндров. Это дает возможность подавать масло пульсирующим потоком по трубке 11 во внутреннюю полость 10 валиков коромысел. Из этой полости масло через сверления поступает в зазоры между валиком и коромыслом. По каналам 24 масло поступает на смазывание трущихся поверхностей регулировочных винтов и штанг. Масло, стекая по
штангам и далее через сверления в толкателях, поступает в поддон картера.
По соответствующим каналам смазка также подается во втулки промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса.
Масло, выдавливаемое из зазоров и снимаемое маслосъемными кольцами, разбрызгивается вращающимися деталями. Образующийся при этом масляный туман смазывает поверхности цилиндров, поршней, толкателей и других деталей. Через сверления в верхней головке шатуна масло поступает к поршневому пальцу. Для того чтобы давление в картере не повышалось и газы не выдавливали масло через уплотнения, полость картера сообщается с атмосферой через сапун 9.
Для контроля давления и температуры масла в главной магистрали на щитке контрольных приборов установлены указатель 20 давления и дистанционный указатель температуры.
В дизеле, загруженном на полную мощность, нормальная температура масла должна находиться в пределах 80...95°С. При такой температуре и номинальной частоте вращения коленчатого вала давление масла в главной магистрали должно составлять 0,20...0,30 МПа. Минимальное давление масла допускается не ниже 0,08 МПа.
В смазочной системе предусмотрены три клапана. Редукционный 16 (нерегулируемый клапан) позволяет при пуске дизеля непрогретое масло пропускать в главную масляную магистраль, минуя масляный радиатор. Сливной клапан 17 поддерживает необходимое давление масла в главной масляной магистрали. Он отрегулирован на давление 0,20...0,30 МПа. Если давление становится выше, сливной клапан перепускает масло в поддон картера. Предохранительный клапан 18 отрегулирован на давление масла 0,65...0,70 МПа. Если давление на входе в центрифугу превышает это значение, клапан перепускает масло в поддон картера.
Смазочная система V-образных дизелей более сложная, чем предыдущие. Для заполнения ее смазывающим материалом перед пуском здесь установлен шестеренный масляный насос предпусковой прокачки с приводом от пускового двигателя (трактор Т-150К) или электродвигателя (К-701). Сразу после включения в работу пускового двигателя (электродвигателя) насос начинает подавать масло в смазочную систему дизеля. В течение 1...2 мин создается давление 0,1 МПа, после чего работа насоса прекращается.
На дизеле СМД-62 – двухсекционный шестеренный насос и односекционный маслоочиститель (центрифуга с наружным гидроприводом ротора).
В смазочной системе дизеля ЯМЗ-240Б имеется двухсекционный 4 шестеренный насос и два маслоочистителя (масляный фильтр со сменными фильтрующими элементами, выполненными из бумаги, и центрифуга с наружным гидроприводом ротора). В масляном фильтре вмонтирован перепускной клапан с контрольным датчиком, включающим сигнальную лампу в момент открытия клапана. Из фильтра очищенное масло по каналам в блок-картере и корпусе упорного подшипника нагнетается через каналы в коленчатом вале к шатунным подшипникам. Распределительный вал и детали клапанного механизма смазываются таким же образом, как и в дизеле А-41. Часть масла из главной магистрали идет к гидромуфте, приводящей во вращение крыльчатку вентилятора, и сливается в поддон. Кроме того, масло поступает для смазывания пневмокомпрессора. В системе имеется пять клапанов: перепускной масляного насоса предпусковой прокачки для снижения давления в период пуска; перепускной, выключающий масляный фильтр при засорении; дифференциальный, расположенный в масляном фильтре и стабилизирующий давление в смазочной системе, два клапана в масляном насосе, аналогичные по действию клапанам насосов других дизелей.
УСТРОЙСТВО МАСЛЯНЫХ НАСОСОВ,
МАСЛООЧИСТИТЕЛЕЙ И РАДИАТОРОВ
Масляный насос – шестеренного типа. В действие приводится от коленчатого вала через пару шестерен. Он нагнетает масло в смазочную систему дизеля. В корпусе 5 (рис. 22) расположены ведущая 7 и ведомая 2 шестерни. При их вращении в канале 6 создается разрежение за счет выхода из зацепления зубьев и освобождения пространства впадин, занимаемого ими. Масло через сетчатый фильтр маслозаборника заполняет впадины между зубьями и переносится шестернями в нагнетательную полость. Здесь оно выдавливается входящими в зацепление зубьями и под давлением следующих порций подается в нагнетательный канал 3.
Маслоочиститель. Во время работы из-за изнашивания деталей в масле постепенно накапливаются металлические частицы, продукты окисления масла (нагар, смолистые вещества), частицы пыли. Непрерывная очистка масла с помощью фильтров позволяет увеличить срок службы масла и уменьшить износ деталей. Наибольшее распространение в качестве масляного фильтра получила полнопоточная центрифуга, в которой масло очищается под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора. На дизеле Д-240 установлена полнопоточная центрифуга с внутренним гидроприводом ротора.
Рисунок 22. Схема действия масляного насоса:
1 – ведущая шестерня; 2 – ведомая шестерня; 3 – нагнетательный канал; 4 – редукционный клапан; 5 – корпус насоса; 6 - входной канал; 7 – фильтрующая сетка
На оси 3 (рис. 23), ввернутой в корпус, вращается ротор. Он состоит из остова 8 внутреннего стакана 7, крышек 19 и 20 ротора и стакана 9, укрепленного на остове гайкой 10 и уплотненного резиновым кольцом 4. Шайба 11 и гайка 12, установленные на верхнем резьбовом конце оси 3, ограничивают осевое перемещение ротора. Внутри оси установлена маслоотводящая трубка 18. Ротор сверху закрыт колпаком 13, закрепленным гайкой 75 с шайбой 14. Из масляного насоса по каналу 2, кольцевому каналу и отверстиям 6 в оси 3 масло проходит в насадок 5. Через щели в насадке оно выбрасывается в тангенциальном направлении (по касательной), приобретает вращательное движение и через отверстия во внутреннем стакане 7 попадает в полость стакана 9 ротора. Отражательный буртик остова 8 ротора направляет масло вверх. Под действием центробежных сил оно очищается от продуктов изнашивания деталей и окисления масла, отлагающихся на внутренних стенках ротора Очищенное масло с большой скоростью через четыре тангенциальные отверстия 16 в верхней части остова 8 выбрасываются во внутреннюю проточку остова к входным радиальным отверстиям 17 оси 3. При этом возникает реактивная сила, вращающая ротор. Смазочный материал через отверстия 17 и трубку 18 поступает в главную масляную магистраль.
Рисунок 23. Центрифуга дизеля Д–240:
1 – корпус центрифуги; 2 – подающий канал; 3 – ось ротора; 4 – резиновое кольцо; 5 – завихритель масляного потока; 6 – выходные отверстия оси; 7 – внутренный стакан; 8 – остов ротора; 9 – стакан; 10 – специальная гайка; 11 и 14 – шайбы; 12 – гайка; 13 – колпак; 15 – колпачковая гайка; 16 – тангенциальное отверстие; 17 – радиальное отверстие оси; 18 – маслоотводящая трубка; 19 и 20 – крышки ротора; 21 – предохранительный клапан; 22 – сливной клапан; 23 – редукционный клапан.
Масляный радиатор предназначен для поддержания определенной температуры масла при работе дизеля с большой нагрузкой и при высокой температуре окружающего воздуха.
Масляный радиатор (см. рис. 21) – воздушного охлаждения состоит из верхнего и нижнего сварных бачков и сердцевины с двумя рядами стальных плоскоовального сечения трубок, впаянных в бачки радиатора. Он крепится к стойкам водяного радиатора спереди.
Ход выполнения работы:
1. Ознакомиться с устройством системы смазки двигателя внутреннего сгорания.
2. Ознакомиться с устройством и назначением составляющих частей и элементов системы смазки ДВС.
Оформление отчета
Отчет
по лабораторной работе № 6
«Система смазки ДВС»
1. Цель работы:…
2. Оборудование, приспособления, инструмент: …
3. Устройство системы смазки двигателя внутреннего сгорания.
4. Устройство и назначение составляющих частей и элементов системы смазки ДВС.
5. Выводы.
Лабораторная работа № 8
«Система охлаждения ДВС»
Цель работы: ознакомиться с устройством и работой системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Изучить конструкцию и принцип действия термостата двигателя СМД-62.
Оборудование, приборы и материалы:
1. Макет четырехтактного дизельного двигателя внутреннего сгорания Д-240 в разрезе.
2. Макет водяного насоса центробежного типа.
3. Плакат системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания.
4. Учебный кинофильм.