Файл: Особенности организации стартапа в сфере торговли одеждой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) Площадь под торговое оборудование для выкладки и отпуска товаров. Под эту площадь отводится примерно 30-32 %. Она включает установочную площадь оборудования, предназначенного для непосредственного размещения товаров, прилавков обслуживания покупателей, а также оборудования, обеспечивающего процесс их выбора (примерочные кабины, банкетки и т.д.)

2) Площадь узлов расчёта. Площадь под узлами расчётов занимает в среднем 10 %. Эта площадь включает площадь кассовых кабин, площадь установки столов упаковки.

3) Площадь для проходов покупателей. Эта площадь составляет 30-55 %. Площадь проходов включает площадь для проходов покупателей между оборудованием, а также площадь зон, прилегающих к входу в торговый зал. Соотношение этих площадей зависит от метода продажи товаров, типа магазина, размера торговой площади.

Проектируемый магазин предусматривает продажу товаров с индивидуальным обслуживанием, в том числе с открытой выкладкой, - это форма торгового обслуживания, при которой покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно или с помощью продавца, а проверяет качество, даёт консультацию, упаковывает и отпускает товары продавец.

Магазины, применяющие форму с индивидуальным обслуживанием, существенно замедляют торговый процесс, увеличивают затраты времени населения на приобретение товаров, имеют меньшую пропускную способность. В них менее эффективно используется торговая площадь, выше затраты ручного труда.Площадь зоны контрольно-кассового узла магазина включает площадь, занятую кабинами контроллеров-кассиров, площадь проходов между кабинами. Нам необходимо рассчитать, сколько узлов расчета необходимо для нашего магазина. Оптимальным является соотношение: на каждые 80-100 м² площади торгового зала – 1 узел расчета. Для проектируемого магазина нам будет достаточно 2 узла расчета.

Таблица 2 – Распределение функциональных зон в торговом зале

Наименование функциональной зоны

Площадь функциональной зоны от общей площади торгового зала

%

м2

Площадь под оборудование

30

108

Площадь под узлы расчетов

10

36

Площадь для проходов покупателей

50

180

Площадь под рабочие места продавцов

10

36

Итого

100

360

В любом магазине большое значение имеет правильное зонирование пространства. В частности, при зонировании должны учитываться известные факты: 80-90% людей, войдя в магазин, поворачивают направо и далее идут вдоль правой стены. Именно при входе осуществляется 60% продаж. Соответственно, именно справа следует вывешивать новинки сезона, самые модные и эксклюзивные модели, новые коллекции. А более дешевые товары лучше всего располагать в глубине магазина, чтобы по пути к ним посетитель обязательно увидел самую лучшую одежду, которая предлагается магазином, и купил именно ее.Еще очень важный факт: магазины одежды в большинстве случаев являются заведениями самообслуживания. Это важно учитывать при формировании торгового пространства. С точки зрения системы безопасности и порядка в торговом зале важно, чтобы все помещение просматривалось администратором. Поэтому особое место в любом магазине – это касса. Следующая, не менее ответственная зона – примерочные. Их нужно разместить так, чтобы и покупателям было удобно, и места в углах торгового помещения можно было эффективно использовать. Проходы к примерочным должны быть удобными, а пространство в них – красивым и удобным для расположения личных вещей покупателя. Именно на этапе создания проекта магазина необходимо правильно подобрать размеры примерочных и место их расположения. Они также должны находиться под контролем продавца.


Все компоненты, формирующие образ магазина или торгового центра в сознании покупателей, должны быть взаимосвязаны. Только в этом случае возможна цельность восприятия, а она означает хорошую узнаваемость магазина и большой процент лояльных покупателей. Цветовая и световая среда в магазине способны серьезно влиять на поведение покупателей в магазине, задействовать эмоции в процессе покупок. Грамотное использование цвета в интерьере не просто создает красоту и узнаваемость, но и служит средством информации, ориентирования для покупателей. Все это определяет оформление.

В дизайне магазина есть две опасности: сделать, как у всех, и наоборот, переборщить с выдумкой.Известно, что цвет оказывает различное физиологическое воздействие на человека, вызывая хорошее или плохое самочувствие, повышая или снижая его активность. Воздействие цвета на человеческий организм может быть косвенным благодаря свойству цвета зрительно изменять размеры и форму предметов. Может быть и непосредственным, выражаясь в различных ощущениях от прямого зрительного восприятия того или иного цвета. Первая задача, связанная с цветом, - обеспечение комфорта, для этого цвета должны быть связаны со специализацией магазина и целевой группой покупателей. Оптические иллюзии, возникающие из-за применения сочетаний цветов, используются для архитектурных целей, для создания образа торгового объекта и передачи соответствующего концепции настроения. В то же время эти иллюзии не должны обманывать покупателя, отвлекать от товара, вводить в заблуждение относительно его свойств или мешать выбирать нужный товар.Вторая задача связана с информативной ролью цвета. Цвет с давних пор участвовал в организации системы визуальной коммуникации и позволял людям, говорящим на разных языках, одинаково понимать назначение зданий и внутренних пространств, сигналы опасности или признаки спокойствия, этническое происхождение, принадлежность к определенной конфессии, специальность. Все это было возможно, несмотря на различия в трактовке значения цветов у разных народов. Символику цвета изучают и применяют архитекторы и дизайнеры при проектировании городской застройки, общественных зданий и производственных цехов. Широко используется информативная и направляющая роль цвета в торговых зданиях, особенно крупных.И третья задача - реализация потенциала цвета как мощного фактора эмоционального воздействия. Цветовая гамма выбирается для оказания необходимого психофизиологического воздействия на покупателя и для привлечения внимания к отдельным местам торгового зала и к выделяемым товарам.Правильное зонирование торгового пространства – залог того, что посетитель станет покупателем. Здесь важно и первое впечатление от посещения магазина, и удобство выбора, которое можно обеспечить правильным зонированием. Хоть и проектирование каждого магазина индивидуально и является настоящим искусством, но все-таки общие тенденции можно выделить. В первой зоне располагаются новинки и самые модные и дорогие вещи. Обычно это пространство занимает треть торгового зала. Во второй рекомендуется размещать повседневную одежду, а в третьей обычно размещают молодежную одежду. Общее правило для всех зон – все типы одежды не должны быть смешаны.


2.5.Расчёт потребностей в торгово-технологическом оборудовании торгового зала

Качество обслуживания покупателей, создание оптимальных условий труда торговых работников и обеспечение высоких экономических показателей работы магазина во многом зависит от того, насколько рационально он оснащён торговым оборудованием. При решении вопросов технического оснащения магазина особое внимание необходимо уделить выбору типов и моделей торгового оборудования и определённого его оптимального набора.

Для определения целесообразности выбора того или иного вида оборудования используется ряд показателей:Установочная площадь – сумма площадей оснований оборудования для демонстрации и продажи товаров. Рекомендуемое значение установочной площади составляет 30% от площади торгового зала или 150 м².

Sуст = Куст * Sтз (4)

где Sуст – установочная площадь, м²;

Куст – коэффициент установочной площади;

Sтз – площадь торгового зала, м².

Sуст = 0,3 * 360 = 108

Демонстрационная площадь – сумма площадей всех полок, кассет, панелей, кронштейнеров, на которые выкладывается товар. По нормативу для данной площади торгового зала демонстрационная площадь составляет 60 % от торговой площади или 216 м².

Sдем = Кдем * Sтз, (5)

где Sдем – демонстрационная площадь, м²;

Кдем – коэффициент демонстрационной площади;

Sтз – площадь торгового зала, м².

Sдем = 0,6 * 360 = 216

С учетом ассортиментного профиля магазина «Одежда» по каталогам и прайс-листам было подобрано необходимое оборудование.

Таблица 3 – Расчет установочной площади

Наименование оборудования

Размеры, м

Площадь, м²

Количество

Установочная площадь, м²

Длина (L)

Ширина (d)

S = L * d

n

1 Стойка-ресепшен

2,4

0,8

1,92

2

3,84

2 Персональный

компьютер

-

-

-

2

-

3 Подиум выставочный с манекенами

3

1

3

4

12

4 Примерочная зона

1,5

1,5

2,25

14

31,5

5 Стол выставочный, радиальный (малый)

1,2

1,2

3

3,6

6 Стол выставочный, радиальный (большой)

1,8

1,8

3

5,4

7 Стойка - вешала (большой)

1,2

0,4

0,48

10

4,8

8 Стойка - вешала

(малый)

0,8

0,4

0,32

8

2,56

9 Стол выставочный

0,8

0,8

0,64

7

4,48

10 Стойка – вешала спиралевидная

0,9

0,9

0,81

6

4,86

11 Система "Элегант" пристенная с ДСП и тумбами (большой)

3,6

0,5

1,8

15

27

12 Система "Элегант" пристенная с ДСП и тумбой (малый)

2,1

0,5

1,05

5

5,25

13 Манекен "Черный глянец" (женский)

1

1

1

11

4

14 Манекен "Черный глянец" (мужской)

1

1

1

11

4

15 Зеркало настенное (малое)

-

-

-

14

-

16 Зеркало настенное (большое)

-

-

-

2

-

Сумма

-

-

-

-

113,29


Таблица 4 – Расчет демонстрационной площади

Наименование оборудования

Количество

Установочная площадь, м²

Количество полок

Демонстрационная площадь, м²

n

m

1 Стойка-ресепшен

2

3,84

1

3,84

2 Подиум выставочный с манекенами

4

12

6

72

3 Стол выставочный, радиальный (малый)

3

3,6

1

3,6

4 Стол выставочный, радиальный (большой)

3

5,4

1

5,4

5 Стойка - вешала (большой)

10

4,8

-

5,76

6 Стойка - вешала

(малый)

8

2,56

-

3,07

7 Стол выставочный

7

4,48

1

4,48

8 Стойка – вешала спиралевидная

6

4,86

-

5,83

9 Система "Элегант" пристенная с ДСП и тумбами (большой)

15

27

3

81

10 Система "Элегант" пристенная с ДСП и тумбой (малый)

5

5,25

3

15,75

11 Манекен "Черный глянец" (женский)

11

4

5

20

12 Манекен "Черный глянец" (мужской)

11

4

5

20

Сумма

85

81,79

26

240,73

2.6. Устройство и планировка торгового зала

Эффективному использованию торговых площадей способствует рациональное размещение и планировка торговых залов, что обеспечивает свободный доступ к ним покупателей, ознакомление их с товарами, оптимальное размщение торгового оборудования.План магазина выполняет ряд функций. Стратегический план сочетает эффективное использование прилавков и проходов, что позволяет привлекать потребителей в магазины и максимизировать их готовность воспользоваться предложением магазина, иными словами – сделать покупку. План должен быть «прозрачным», что обеспечивает надежную работу магазина, направляя и помогая покупателю двигаться по площади и без труда находить нужные товары.Первичное назначение плана торгового зала – повысить проходимость магазина, дать возможность потребителю сполна увидеть товар розничного продавца. Кроме того, потребитель должен иметь возможность свободно добраться до любой части магазина. План позволяет размещать товары или товарные категории таким образом, чтобы потребитель мог легко отличить их друг от друга, а также с целью разделить несочетающиеся группы товара.Размещение товара может стимулировать чувственное и тактильное общение потребителя с товаром. Для продавцов одежды в планах магазина должна быть заложена пространственная гибкость, которая позволила бы проводить сезонные или более фундаментальные изменения в размещении товаров.Однако предугадать поведение посетителей магазинов практически невозможно, они не обязательно будут двигаться по магазину так, как это задумал розничный продавец. Часто не учитывается такой фактор, как периферийное зрение. Следовательно, необходимо продумывать планирование зон, которым изначально уделяется недостаточно внимание, и располагать там необходимые визуальные символы. Наиболее очевидные факторы необходимо проверять. Например, замечено, что потребители обращают мало внимания на рекламу и информацию, расположенную у входа в магазин. В то же время рекламные листовки, расположенные в магазине сразу же замечаются.Размер, форма и тип магазина влияют на тип возможной планировки. Необходима простота, которая будет контрастировать со сложной выкладкой товара, и разделение магазина на отделы. Важно также предоставлять доступ к товарам путем создания широких проходов, которые дают потребителям возможность рассмотреть товар, не скапливаясь в одном месте.Различают следующие основные варианты технологических планировок торгового зала: линейную, боксовую и смешанную. Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи.Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания.При боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают на изолированные друг от друга боксы. Каждый бокс имеет самостоятельный узел расчета. Обычно боксовая планировка применяется в крупных магазинах с большой торговой площадью. По сравнению с линейной она менее удобна, так как при комплексной покупке покупатель вынужден обращаться в различные отделы и производить оплату за отобранные товары в нескольких узлах расчета.Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.При разработке схемы технологической планировки следует учитывать тип магазина, размер торговой площади, конфигурацию торгового зала и т.д. Технологическая схема должна отвечать следующим основным требованиям:


- создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок;

- оптимально использовать торговые площади;

- создавать необходимые условия работникам магазина для рациональной организации торгово-технологического процесса.

Планы магазинов зависят от товарного ассортимента и способа управления категориями товара. Возможен конфликт между использованием торговой площади, планированием продаж и прибыли, а также презентацией товара. Для максимизации возможностей торговой площади используются планограммы эффективности, которые помогают определить раскладку товаров на полках. Для выявления идеального расположения продуктов требуется провести исследование, хотя это можно сделать и по данным о продажах за прошлые сезоны или предположений, основанных на прогнозировании продаж по времени и объему.

Анализ данных о продажах также дает менеджерам информацию об относительном размере и значении каждого рыночного сегмента и о товарах в каждом сегменте. Общая площадь в каждой зоне будет своей, однако она должна быть пропорциональна самому сегменту. В каждом сегменте бренды должны располагаться с учетом их относительной значимости – большую площадь и более выгодное местоположение необходимо выделять под ведущие бренды. Каждый сегмент пространства должен переходить в следующие бренды, которые обладают в основном теми же характеристиками, но они расположены по краям сегмента, т.е. торговую площадь необходимо выделять таким образом, чтобы она отражала рыночную долю продукции.

Планы и расположение товаров должны выполнять еще одну функцию – препятствовать воровству и снижать потерю товара. Четко просматривающиеся с касс и точек обслуживания ряды и сокращение числа «тупиков» на торговой площади повышают безопасность в магазине. Осмотр торговой площади можно проводить также и при помощи зеркал, скрытых камер и телевидения. К тому же при планировании магазина необходимо отвести место для барьеров безопасности на выходах.

Схема планировки торгового зала представлена в приложении.

2.7. Определение эффективности использования площади торгового зала

Эффективность использования площади торговых залов магазинов при размещении оборудования определяется с помощью ряда показателей: