Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 842
Скачиваний: 13
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность стартап –проекта
1.2. Стадии развития стартапов
Глава 2. Бизнес-планирование стартап-проекта TECHBRAIN
2.1. Тенденции развития рынка носимых электроустройств
2.2. Характеристика стартап-проекта TechBrain
2.3. Выявление потенциальных клиентов
2.4. Бизнес-моделирование стартап-проекта TechBrain.
Глава 3. Масштабирование стартап-проекта
3.1. Управление стартап-проектом TechBrain
3.2. Оценка рисков и эффективности стартап-проекта TechBrain.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлено тем, что стартапы являются важным аспектом в повышении привлекательности инвестиционного климата страны, особенно развития инновационной деятельности предпринимательства и поддержке малого и среднего бизнеса с целью конкурентоспособного развития экономики РФ. На сегодняшний день РФ остается в списке развивающихся стран с высоким экономическим потенциалом.
Цель работы. Целью работы является обоснование целесообразности внедрения стартап-проектов.
Задачи работы. Достижение поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть сущность стартапа и его отличия от уже сформированных предприятий;
- рассмотреть этапы развития стартап-проекта;
- определить этапы финансирования стартап-проекта;
- определить методы оценки стартапа и целесообразность их применения;
- путем проведения аналитической работы сделать исследование конкурентной среды;
- оценить эффективность реализации предложенных мер.
Объект исследования. Объектом исследования является создание стартап-проекта.
Предмет исследования. Теоретические и научно-методические положения по разработке и внедрению стартап-проекта.
Методы исследования. В процессе исследования стартапа как инновационного коммерческого проекта применялись следующие методы исследования: системный подход, методы экономического и статистического анализа, группировки, графического моделирования организационных структур, экспертной оценки. Для получения аналитической информации были использованы данные статистической отчетности, внутренней, в частности, бухгалтерской отчетности предприятий, а также собственные расчеты. Для анализа конкурентоспособности стартапа использовались метод сравнения, с помощью которого стало возможным увидеть все недостатки и преимущества стартапа перед другими уже существующими проектами; метод синтеза, который позволил создать целостную картину слабых и сильных сторон проекта; статистический анализ прогнозируемых показателей деятельности предприятия предоставил возможность вычислить такие показатели, как затраты (постоянные и переменные), рентабельность. Использовался также метод прогнозирования, с помощью которого стало известным время окупаемости стартап - проекта. Теоретической основой исследования являются работы ведущих зарубежных и отечественных ученых, посвященные вопросам анализа, оценки и внедрения стартап-проектов.
Практическая значимость для предприятия, организации. Результаты проведенного исследования позволяют начинающим предпринимателям воплотить в жизнь свой собственный проект на базе четкого понимания сути стартапа; методов оценки стартапа; сведений о его финансировании, этапов развития и на базе примера его аналитической основы.
Глава 1. Понятие и сущность стартап –проекта
1.1.Сущность стартап-проекта
Инновационные компании в условиях посткризисного восстановления мировой экономики и роста экономической активности снова становятся перспективной сферой для вложений крупных инвестиционных и венчурных фондов, венчурных подразделений крупных ТНК, бизнес-ангелов и других частных инвесторов. Это подтверждают данные об увеличении объемов рынка венчурных инвестиций в США и Европе и значительном росте стоимости ведущих зарубежных и российских стартап-компаний. [1, c.14].
Единая методологическая основа рейтингования молодых инновационных компаний в отечественной практике пока не сформирована, применяемые подходы часто становятся предметом дискуссий и даже острой критики как со стороны стартаперов, так и инвесторов. Однако участие в таких конкурсах и рейтингах выступает благоприятным фактором продвижения стартап-компаний, рост информированности потенциальных инвесторов и потенциальных потребителей продукции реализуемых стартап-проектов.
Существует множество различных толкований этого термина, но мы остановимся на наиболее известных из них. Наиболее цитируемым является определение, данное Стивом Бланком, американский предприниматель из Кремниевой долины, преподаватель ряда ведущих американских вузов (Стэнфорд, Школа бизнеса Хааса, Калифорнийский университет в Беркли, Калифорнийский технологический институт, Колумбийский университет), которое звучит следующим образом: «Стартап - это организация, созданная для поиска устойчивой, повторяющейся и масштабируемой бизнес-модели».
Согласно определениям, данным Полом Грэмом, известным программистом и венчурным инвестором: «Стартап - это созданная для быстрого и стремительного роста компания» и Эриком Рисом Американским предпринимателем, пионером движения «Бережливый стартап»: «Стартап - это институт, созданный для проектирования и выпуска нового продукта, в условиях неопределенности» [2,c.35].
Стартап - это только что созданная компания (возможно даже не есть еще юр. лицом) находящаяся на стадии развития и строящая свой бизнес либо на основе новых инновационных идей, либо на основе только что появившихся технологий [3,c.85]. Наиболее современное значение понятие "стартап" подразумевает тот или иной венчурный проект.
Как видно, единого определения этого термина не существует, однако, обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что стартап или стартап-компания (от англ. Start-up - запускать) - компания с короткой историей операционной деятельности. Как правило, такие компании созданы недавно, находятся в стадии развития или исследования перспективных рынков. Новые проекты в отраслях высоких технологий часто называют хайтек-стартап [2]. Для отображения более детальной характеристики и отражение сути понятия стартапа ниже приведены примеры известных мировых компаний, что можно охарактеризовать как стартап.
«Airbnb, Inc.» - это частная глобальная компания со штаб-квартирой в Сан-Франциско, которая управляет онлайн-рынком и сервисом гостеприимства, доступным через его веб-сайты и мобильные приложения. Компания является одной из самых дорогих в Кремниевой долине, ее оценка составляет $ 30 млрд. согласно рейтингу Forbes 2000. Известным аналогом является «Booking.com "" Uber Technologies Inc.» (Убер) - американская международная частная компания из Сан-Франциско, которая создала одноименное мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей [3]. С помощью программы Uber заказчик резервирует машину с водителем и отслеживает ее перемещение к указанной точке. В большинстве случаев водители используют свои собственные автомобили, а также машины таксопарков или партнеров. В большинстве стран 80% оплаты переходят водителю, 20% перечисляются «Uber». Компания оценивается в более чем $ 120 млрд. согласно рейтингу Forbes 2000.10
«SPACEX» рисковый проект «SpaceX» не пользовался широкой популярностью среди инвесторов. В стартап вложили всего 100 миллионов долларов, однако это не помешало его создателю, Элону Маску, преуспеть на поприще покорения космоса. Главная цель проекта - перевести космические исследования исключительно на коммерческое финансирование, направив деньги американских налогоплательщиков на другие, более насущные программы. На сегодняшний день компания оценивается в $ 25 млрд. согласно рейтингу Forbes 2000 [4,c.82].
«PINTEREST» - это социальный интернет-сервис нового типа. В его основе картинки и фото, которыми делятся пользователи отправляют друг другу на стену, обсуждают и комментируют. Первые инвестиции поступили в компанию в 2012 году, это была сумма в 100 миллионов долларов. Следующий транш в 2013 году-230 миллионов долларов. На сегодняшний день компания оценивается в $ 11 млрд. согласно рейтингу Forbes 2000 [10,c.13].
Также важно отметить что стартап можно характеризовать как вновь созданный проект, имеющий в своей основе новое эффективное решение проблемы потребителя (пользователя). Важным признаком стартапа является тот факт, что стартап-это не обязательно монопрофильная компания. Стартап может и должен расти, расширяя спектр предлагаемых товаров и услуг, покупать и интегрировать новые стартапы в свою систему [11,c.106].
Исследуя историю развития современных мега-компаний было выяснено, что у них было скромное начало. Хотя IT СМИ часто описывают, что предпринимательское круг стартапов изобрело раскрутки (bootstrapping), успешный старт компании с собственными сбережениями характерные для предприятий малого бизнеса. Таким образом, оба начинают с малого стартового капитала, имеют целью получение денег и роста компании, то в чем различие? Разница заключается в их менталитете с самого начала.
Предприятия малого бизнеса как правило сосредотачиваются на получении прибыли, как только это возможно, а также стремятся стать стабильным бизнесом, разработанным для обеспечения средств к существованию и карьере для владельца бизнеса. Стартапы, с другой стороны, являются более рискованными экспериментами, настроенными на исследование новой бизнес-модели или аспекта рынка с потенциалом для гораздо большего роста. Ключевое различие заключается в том, что малый бизнес преследовал бы значительный рост из-за органического расширения, а стартап с самого начала был запланирован, чтобы быть масштабируемым. Стартапы стремятся создавать новые рынки или разрушать существующие, и в преследовании любого пути, надеются получить большой рост [13,c.56].
Другое критическое различие заключается в Стратегии Роста, которую могли бы преследовать малый бизнес или стартап. Там где небольшая компания могла бы сосредоточиться на растущем доходе с краткосрочным представлением об усилении доходности, у стартапов есть несколько альтернативных путей, чтобы достичь роста. Один такой путь состоит в чистом приобретении пользователей, где компании оптимистично вкладывают капитал в приобретение пользователей ради получения дохода позднее, обычно с помощью рекламы. Хорошими примерами могут стать «YouTube» и «Facebook». Другой пример заключается в том, чтобы сосредоточиться на растущем доходе, но без большого внимания к прибыльности, в этом случае примером может служить Amazon.
В поддержке стартапов участвуют университеты и бизнес-школы, технопарки, грантовые программы, сообщества бизнес-ангелов и фонды, бизнес-инкубаторы и акселераторы, площадки для краудфандинга и акционерного краудфандинга, отраслевые конференции и конкурсы, профессиональное сообщество.
Их совокупность создает «экосистему», условия для создания и развития новых компаний.
Объемы инвестирования стартап проектов очень велики заграницей.
Американские венчурные инвесторы только в первом квартале 2017 г заключили 1 970 сделок и вложили 22,3 млрд долл. В высокорисковые проекты инновационной направленности. Объемы Европейского венчурного рынка за этот же период выросли на 63%. По утверждению экспертов "Dow Jones' VentureSource», европейские инвесторы в первые три месяца текущего года заключили 445 сделок на общую сумму 4,32 млрд долл. США [3, с. 3], причем этот показатель на 63% превысил уровень аналогичного периода прошлого года [12,c.18].
Так, например, топ-15 участников рейтинга стартапов, проведенного экспертами авторитетного американского журнала «Forbes» на основе данных известной аналитической компании «VC Experts» (клиентами которой являются «Morgan Stanley», «Citizen.vc.», «JP Morgan», «Google», «Thomson Reuters» и др.), в совокупности получили от инвесторов в 2017 г финансирование в объеме 71 млрд долларов [4].
Характерной особенностью стартапа является хроническая нехватка финансов и шаткое положение фирмы на рынке. Непременно следует указать, что люди, которые считают стартап уменьшенной копией большой компании, сильно ошибаются, потому что традиционный бизнес, на основе которого действует большинство фирм, практически не связан с инновациями, которые лежат в основе любого стартапа [12].
После создания, для своего роста и развития любой стартап нуждается в инвестициях. Причем размер их увеличивается пропорционально росту фирмы. И если на начальном этапе стартап может ограничиться несколькими десятками тысяч долларов, то по мере развития размер необходимых вложений может вырасти в разы и составить уже миллионы [6].
Основными инвесторами в стартапы являются многочисленные венчурные фонды, созданные специально для таких целей. Однако до венчурных инвестиций еще нужно дорасти, потому что они могут быть выданы только тогда, когда компания уже имеет конечную и полноценную версию продукта и занимает хотя бы незначительную долю рынка.
1.2. Стадии развития стартапов
Наиболее часто упоминается сокращенная классификация стадий развития стартапов, согласно которой стартап проходит в своем развитии 5 стадий:
- Посевную стадию (seed stage);
- Стадию запуска (startup stage);
- Стадию роста (growth stage);
- Стадию расширения (expansion stage);