Файл: Методические указания по проведению практических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Учебно-практическое пособие……………………...............42
ТЕМА 1. Механизмы и методы государственного регулирования экономики
Вопросы для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Вопросы для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Индивидуальные задания по дисциплине
1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА
3 вариант. ОТДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
4 вариант. ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ (ФО)
1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА
2. Учебно-практическое пособие
Рис. 1 Методы и средства государственного регулирования экономики
Тема. Бюджетно-налоговая политика государства
Налоговая система как инструмент государственной политики
Механизм и инструменты воздействия Центрального банка на предложение денег в экономике
Цели и эффективность денежно-кредитной политики
Тема. Содержание и меры антимонопольной политики
Тема. Cистема поддержки малого бизнеса
Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса
Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда
Тема. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды
Цель, задачи и эффективность государственного регулирования
Финансирование природоохранных мероприятий
Инвестиции как объект государственного регулирования
Государственное финансирование инвестиций
Основные направления государственного регулирования инвестиций
имущества военно-технического назначения и т.п.;
определение порядка экспорта и импорта расщепляющихся материалов,
отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных веществ и др.;
определение порядка вывоза и ввоза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них;
установление показателей статистической отчетности внешнеторговой
деятельности, обязательных на всей территории РФ;
предоставление государственных кредитов и иной экономической
помощи иностранным государствам;
формирование и использование официальных золотовалютных резервов государства; разработка платежного баланса РФ; привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов под гарантии
П равительства РФ;
установление лимита внешнего государственного долга РФ и управление
этим долгом;
заключение международных договоров РФ в области внешнеэкономических связей;
создание и функционирование торговых представительств РФ за
рубежом.
Органы регулирования ВЭД. В России сложилась система государственного регулирования ВЭД, охватывающая все иерархические уровни управления – федеральный и региональный. На федеральном уровне высшим органом, осуществляющим регулирование ВЭД, является Федеральное
Собрание (Совет Федерации и государственная Дума), которое вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества. Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента РФ.
В регулировании ВЭД России принимают участие Министерство внешних экономических связей (МВЭС), Минэкономразвития, Федеральная таможенная служба, Центральный банк РФ и другие органы исполнительной власти. Так, например, на МВЭС возложены следующие функции: выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами России; разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики; осуществление контроля за соблюдением всеми участниками ВЭД законов и условий международных договоров; сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД; подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами; координация и согласование ВЭД с Минэкономразвития, Министерством иностранных дел, Центральным банком, Минфином и др.; осуществление нетарифного регулирования ВЭД.
Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку России, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы страны в отношениях с центральными банками других государств, международными банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями. Центральный банк проводит все виды валютных операций, разрабатывает условия и правила обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, регулирует курс рубля по отношению к валютам других стран, издает нормативные акты, выдает лицензии банкам на валютные операции.
Инструменты регулирования ВЭД
Все многообразие средств государственного регулирования ВЭД можно сгруппировать в три основных блока (или направления). Первый из них – это меры общего характера, направленные на укрепление национальной экономики и ее позиций в системе мирового хозяйства, ведущие в конечном счете к повышению конкурентоспособности промышленности страны и ее продукции. Регулирование ВЭД – это регулирование всей национальной экономики, ее конъюнктурных состояний и качественно-структурного развития. Это меры антимонопольной политики, пресечение недобросовестной конкуренции, разработка и реализация государственных экономических программ, стимулирование научно-технического развития, создание необходимой нормативной базы и институциональной структуры. Меры такого рода создают общеэкономический базис ВЭД.
Второй блок – это специальные инструменты и механизмы, стимулирующие или сдерживающие соответствующие виды ВЭД. Он включает несколько основных элементов: таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование (квоты и лицензирование), конвертируемость валюты и политику обменного курса.
Таможенно-тарифное регулирование. Таможенно-тарифное регулирование (установление экспортных и импортных пошлин) – главный инструмент внешнеторговой политики, призванный защитить отдельные отрасли от иностранной конкуренции и нейтрализовать преимущества иностранных фирм. Основной инструмент таможенно-тарифного регулирования – таможенные пошлины. Таможенная пошлина – это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе (вывозе) товара через границы государства. Разработка эффективной структуры таможенных пошлин – сложная задача, поскольку подразумевает достижение нескольких противоречивых целей. Потенциальный конфликт возникает из необходимости открыть отечественную экономику для иностранной конкуренции и одновременно обеспечить защиту «чувствительных» отраслей национальной экономики (протекционизм – защита отечественных производителей – традиционно является главной функцией пошлин). При этом может возникнуть необходимость реализации фискальной функции, если имеется большой бюджетный дефицит.
В зависимости от направления движения товаров пошлина может быть ввозной (импортной), вывозной (экспортной) и транзитной и взимается за перемещение товара через таможенную территорию. Развитые страны в основном используют импортные пошлины. Экспортные пошлины в настоящее время встречаются в отдельных развивающихся странах и рассматриваются как временная мера для предотвращения нехватки товара внутри страны и истощения ресурсов, а также пополнения казны. В России экспортные пошлины – временная мера и взимаются при вывозе некоторых ведущих товаров российского экспорта (нефть, руды, ряда металлов, углеводороды, пшеница, рыба, целлюлоза, удобрения).
Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу. Для того чтобы различия в национальных системах регулирования не затрудняли международную торговлю, страны мира постепенно унифицируют свои системы на общих принципах. Для этого создан Совет таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), членом которого с 1992 г. является и Россия. Товары в таможенном тарифе РФ классифицируются в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД, разработанной на основе так называемой Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), рекомендованной Международной торговой палатой для использования в мировой торговле, и Комбинированной тарифно-статистической номенклатурой Европейского сообщества (КН ЕС).
В зависимости от способа исчисления ставок пошлин выделяют: адвалорные пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости товаров, специфические, начисляемые в установленном денежном размере за физическую единицу облагаемого товара (за 1 кг, 1 л или 1 шт.), и комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
Ставки ввозных пошлин определяются Правительством РФ в пределах, установленных законом «О таможенном тарифе». На один и тот же товар действует несколько различных тарифов: с высокой, средней и низкой ставкой пошлин. Предельные ставки таможенных пошлин (50% базовой ставки) применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия использует (на условиях взаимности) режим наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования), установленный законодательными органами. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся стран пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера. На товары из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режима наибольшего благоприятствования, а также на товары, страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое.
В отдельных случаях устанавливаются так называемые специальные пошлины, призванные защитить отечественные товары от конкуренции с дешевыми импортными товарами. Например, антидемпинговая пошлина применяется в случае ввоза в Россию иностранных товаров по ценам более низким, чем стоимость в стране вывоза. Компенсационные пошлины вводятся в случае ввоза товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.
Нетарифные меры регулирования. Помимо таможенных пошлин в мире существует более 50 различных способов нетарифного ограничения внешней торговли. К нетарифным барьерам относятся различные налоги и сборы, регламентирование внешней торговли путем ее количественного ограничения (квотирования) или полного запрещения, лицензирование, санитарные требования, национальные стандарты безопасности, экологические нормы, специальные предписания в отношении качества, технических и потребительских свойств ввозимых товаров, административнобюрократические проволочки и т.п.
Внешнеторговая квота – это количественное или стоимостное ограничение экспорта (импорта), вводимое на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран. Квотирование позволяет бороться с дефицитом платежного баланса более эффективно, чем тарифный протекционизм. В отличие от таможенного тарифа использование квоты позволяет четко ограничить объем импорта (экспорта).
Внешнеторговые операции с отдельными видами товаров (например, вывоз квотируемых товаров, товаров мирного и военного назначения, ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, наркотических и психотропных средств, ядов) осуществляется на основе лицензии – письменного разрешения на вывоз (ввоз) указанного товара в установленный срок. Поскольку торговые операции с этими товарами затрагивают не только экономические, но и другие национальные интересы (безопасность, защита окружающей среды, сохранение культурного достояния и т.д.), торговая сделка нуждается в одобрении соответствующих государственных органов. Лицензия выдается на определенное время и оформляется только на один вид товаров.
К нетарифным ограничениям импорта относятся и технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов (по санитарным, радиационным и другим показателям), отраслевых норм и технических предписаний. Подобные процедуры могут серьезно осложнить сбыт ряда товаров.
Конвертируемость национальной валюты и политика обменного курса.