Файл: Методические указания по проведению практических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 296
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Учебно-практическое пособие……………………...............42
ТЕМА 1. Механизмы и методы государственного регулирования экономики
Вопросы для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Вопросы для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Индивидуальные задания по дисциплине
1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА
3 вариант. ОТДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
4 вариант. ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ (ФО)
1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА
2. Учебно-практическое пособие
Рис. 1 Методы и средства государственного регулирования экономики
Тема. Бюджетно-налоговая политика государства
Налоговая система как инструмент государственной политики
Механизм и инструменты воздействия Центрального банка на предложение денег в экономике
Цели и эффективность денежно-кредитной политики
Тема. Содержание и меры антимонопольной политики
Тема. Cистема поддержки малого бизнеса
Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса
Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда
Тема. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды
Цель, задачи и эффективность государственного регулирования
Финансирование природоохранных мероприятий
Инвестиции как объект государственного регулирования
Государственное финансирование инвестиций
Основные направления государственного регулирования инвестиций
Как показывает практика, в России в течение всего периода реформ отмечался незначительный удельный вес повышения квалификации – около 3%. Дело в том, что среди незанятых, направленных на профессиональное обучение и переподготовку, многочисленную группу составляют женщиныспециалисты, имеющие бесперспективную профессию. Отсутствие спроса на работников отдельных профессий не означает их объективной ненужности. Это лишь отражение деформаций формирующегося в России рынка с его структурными сдвигами, идущими вразрез с тенденциями НТП.
Ориентация профессионального обучения незанятого населения на социально уязвимые категории населения накладывает отпечаток на всю систему профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации. Это проявилось, например, в том, что для увеличения шансов на включение в трудовой процесс участвующих в мероприятиях профессионального обучения были разработаны дополнительные формы, которые позволяли полнее учитывать требования производства, а также конъюнктуру рынка труда. К их числу можно отнести, например, целевую подготовку рабочих кадров из числа безработных для частных предприятий, финансируемую совместно службами занятости и предприятиями. Так, в ленинградской области проведена подготовка работников для фирмы
«Сувенир» на договорной основе, по которой предусматривалось разделение затрат: предприятие оплачивает обучение, а служба занятости выплачивает стипендию или предприятие создает рабочие места, а служба занятости оплачивает обучение.
Практика говорит о заинтересованности служб занятости в сотрудничестве при проведении профессиональной подготовки и переподготовке прежде всего с предприятиями, так как все больший удельный вес в системе непрерывного образования приобретают производственные формы получения квалификации, получение трудовых навыков без отрыва от производства. Подобные формы подготовки, конечно, рассчитаны в первую очередь на тех безработных, которые из-за невысокого образовательного уровня еще не готовы к занятиям, дающим законченное профессиональное образование.
Поиск новых форм работы с социально уязвимыми группами затронул и такую сферу деятельности служб занятости, как профессиональная ориентация и консультация. Для этого используются, в частности, клубы ищущих работу, ярмарки вакансий, телефоны доверия, консультационные пункты. Анализ конкретных данных показывает, что имеющийся в этом деле опыт заслуживает более широкого распространения. Как своеобразную работу по профессиональной ориентации можно рассматривать и собеседования, проводимые представителями предприятий, с которыми предполагается заключить договор о создании дополнительных рабочих мест, с безработными в клубе ищущих работу.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1). Что собой представляет рынок труда?
2). По каким признакам судят о развитости рынка труда?
3). Перечислите субъектов социально-трудовых отношений.
4). Какие существуют направления государственного регулирования рынка труда?
5). Назовите косвенные методы регулирования рынка труда.
6). Как решается проблема занятости в России? 7). Как влияет развитие малого бизнеса на занятость населения?
Тесты по теме.
-
Рынок труда представляет собой:
а) сферу отношений по купле-продаже средств труда;
б) сферу отношений по купле-продаже недвижимости;
в) сферу, где происходят контакт продавцов и покупателей трудовых услуг.
-
К косвенным мерам государственного регулирования рынка труда не относятся:
а) налоговая политика;
б) стимулирование роста занятости;
в) денежно-кредитная политика.
-
Основные направления государственного вмешательства в сферу занятости:
а) увеличение числа рабочих мест, амортизационная политика;
б) подготовка и переподготовка кадров, социальное страхование безработицы, денежно-кредитная политика;
в) стимулирование роста занятости, подготовка кадров, содействие найму.
6. Какой важнейший признак характеризует развитость рынка труда?
а) обеспечение полной занятости населения;
б) обеспечение прожиточного минимума;
в) обеспечение оплаты труда, адекватной квалификации и образованию работников.
Тема. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды
Проблема экологической безопасности. Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды связана с обострением проблемы экологической безопасности. В процессе производственной деятельности, а также при личном потреблении имеют место значительные выбросы в окружающую среду.
Однако возможности природы в самоочищении и самовосстановлении не безграничны. С возрастаем объемов выбросов, особенно высокотоксичных веществ, и их концентрации увеличивается ущерб, наносимый окружающей среде. Происходит экологическая деградация окружающей среды и биосферы: опустынивание, сокращение площадей лесов, уменьшение количества сырья и пресной воды, возникновение парникового эффекта, истощение озонового слоя, загрязнение Мирового океана, сокращение биологического разнообразия (исчезновение видов животных и растений), накопление твердых, токсичных и радиоактивных отходов, выпадение кислотных дождей и т.п. Все это может привести к непредсказуемым последствиям и угрожать существованию человека как вида.
О росте внимания к проблеме защиты окружающей среды свидетельствует тот факт, что 1987 г. был объявлен Советом Европейского сообщества «европейским годом защиты окружающей среды». В 1992 г. в Рио-де-Жанейро была проведена Конференция ООН по развитию и окружающей среде, в работе которой приняли участие 179 государств мира. На Конференции были приняты документы, в основе которых лежит так называемая концепция устойчивого (самоподдерживающегося, допустимого) развития (sustainabledevelopment). В соответствии с концепцией устойчивого развития устранения сложившихся противоречий между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности в рамках стабильности социально-экономического развития требуется постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. Этого можно достичь только усилиями всего человечества, но начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно.
В работе Конференции ОНН по развитию и окружающей среде приняла участие и российская делегация. Был подготовлен доклад о состоянии окружающей среды в России. После Конференции была разработана стратегия национального развития РФ – «Повестка дня для России на XXI век», основанная на принципах устойчивого развития. В апреле 1996 г. был подписан Указ Президента РФ (№440) «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
Цель, задачи и эффективность государственного регулирования
Цель государственного регулирования в области охраны окружающей среды в России – переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений людей.
К началу экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной. Ее негативное воздействие на окружающую среду (в расчете на единицу производимого продукта) существенно выше, чем в развитых странах. Значительная часть основных производственных фондов России не отвечает современным экологическим требованиям, а состояние 16% территории страны характеризуется как экологически неблагополучное. В связи с этим защита окружающей среды сегодня становится базисной функцией государства.
Задачи государственного регулирования в области охраны окружающей среды:
экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований;
регулирования природопользования и охраны окружающей среды;
широкого применения экологически ориентированных методов управления;
страны, определение норм допустимого антропогенного воздействия на них;
безопасности и создание соответствующей системы эколого-правового воспитания и обучения (формирование экологического мышления).
Поиск эффективных государственных регуляторов в области охраны окружающей среды и природопользования связан с выбором критерия оценки природоохранных мероприятий. Во-первых, необходимо следить за тем, чтобы объем выбросов не превышал установленной максимально допустимой величины. Это так называемый критерий экологической эффективности. Вовторых, достижение экологической цели с минимальными народнохозяйственными издержками может быть обеспечено при данном уровне технических знаний. Это критерий экономической эффективности в статичном смысле. С развитием науки и техники минимум народнохозяйственных издержек на предотвращение ущерба постоянно снижается. Это так называемая экономическая эффективность в динамическом смысле.
В-третьих, необходимо рассматривать социальную эффективность применяемых инструментов государственного регулирования. Например, меры по стимулированию природоохранных мероприятий могут вызвать значительное увеличение издержек производства, что в крайних случаях может привести к уменьшению инвестиций, сокращению производства или даже к закрытию предприятия. Меры по усилению природоохранных мероприятий могут противоречить обеспечению уровня занятости в условиях высокой безработицы. С другой стороны, меры по защите окружающей среды могут оказывать и положительное влияние на уровень занятости. Например, через создание новых рабочих мест в производственной и административной сферах, связанных с контролем за осуществлением природоохранных мероприятий. В конечном счете трудно оценить общий социальный эффект реализуемых мероприятий.
В-четвертых, следует учитывать политическую осуществимость мер по усилению защиты окружающей среды. Таким образом, для достижения цели природоохранной политики необходимо определить ее приоритеты и рассмотреть все возможные последствия планируемых мероприятий.
Инструменты государственного регулирования в области охраны окружающей среды
Принцип нормативного качественного состояния окружающей среды. Он положен в основу проведения экологической политики и ее финансирования в большинстве развитых стран и достигается путем установления стандартов на загрязнения различного рода. Например, определяется максимально допустимый объем выбросов вредных веществ на единицу оборудования, устанавливаются нормы уменьшения количества выбросов, предельно допустимое содержание вредных веществ и т.п. Акцент делается на законодательные ограничения вредного воздействия, государственное нормирование, контроль и санкции. Законы по охране природы основываются на принципе «загрязнитель платит», который был введен ОЭСР в 1972 г. Нормативное регулирование служит сегодня основным способом воздействия экологической политики на хозяйственную деятельность, инвестиционную активность, инновационный процесс.
В России система стандартов, инструментов и рычагов регулирования, а также санкции в отношении нарушителей правовых норм определены законом «Об охране окружающей среды», который был принят в 1991 г.