Файл: Методические указания по проведению практических занятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Учебно-практическое пособие……………………...............42

1 вариант

1 вариант

1 вариант

2 вариант

1 вариант

2 вариант

3 вариант

самостоятельной работы

ТЕМА 1. Механизмы и методы государственного регулирования экономики

Вопросы для подготовки к занятию

Задания для подготовки к занятию

Вопросы для подготовки к занятию

Задания для подготовки к занятию

Задания для подготовки к занятию

Индивидуальные задания по дисциплине

1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА

(ОТПК)

3 вариант. ОТДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ

4 вариант. ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ (ФО)

1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА

Темы контрольных работ Темы контрольных работ выбираются строго в соответствии с последними цифрами шифра студента. Антимонопольное регулирование экономики. Антиинфляционная политика в системе государственного регулирования экономики. Бюджетная система: элементы, структура, формы взаимодействия в условиях федеративного государства. Бюджетный федерализм: проблемы реализации и взаимоотношений органов власти. Взгляды современных экономистов (Пол Самуэльсон, Милтон Фридмен и др.) на роль, которую должно играть государство в экономике. Взаимодействие кредитно-денежного регулирования и механизмов бюджетной и налоговой политики государства. Государственное регулирование экономики: сущность, основные формы и инструменты. Государственное регулирование и государственный сектор в рыночной экономике. Государственное регулирование экономики в условиях различных моделей и типов рынка. Государственное регулирование экономики и государственное планирование. Государственные заказы и контракты в системе государственного регулирования экономики. Государственное планирование и программирование: основные принципы, методы и технология разработки и реализации. Государственные заказы как инструмент реализации общегосударственных потребностей. Государственные контракты: классификация, область применения, основные формы и типы. Государственное регулирование экономического роста. Государственная поддержка малого бизнеса. Государственное регулирование инфраструктуры рынка. Государственное регулирование в экономически развитых странах. Государственное регулирование экономики в развивающихся странах. Государственное регулирование движения капиталов и иностранных инвестиций. Государственное регулирование экономики в период становления и развития рыночных отношений. Государственное управление экономикой в переходный период. Государственная программа формирования и развития рыночных отношений в переходный период. Дерегулирование экономики: основные методы и эффективность реализации. Инструменты денежно-кредитной политики государства. Классическая (монетаристская) экономическая теория и государственное невмешательство в экономику. Кейнсианская экономическая теория и усиление государственного вмешательства в экономику. Министерства и ведомства в структуре органов исполнительной власти в странах со сложившейся цивилизованной рыночной экономикой. Налогообложение как важнейший метод государственного регулирования экономики. Национальное счетоводство в системе государственного регулирования экономики. Налогообложение в период становления и развития рыночных отношений. Органы государственного регулирования экономики. Особенности налогообложения частного сектора в условиях цивилизованной рыночной экономики. Организационно-экономический механизм формирования и размещения государственных заказов и закупок. Основные цели кредитно-денежной политики государства и их взаимосвязь с экономической политикой. Основные формы и методы регулирования в социальной сфере. Особенности государственной поддержки инноваций в экономике. Основные черты и особенности государственного регулирования внешнеэкономических связей. Особенности государственного регулирования экономики в странах с социально ориентированной рыночной экономикой. Особая роль государства (правительства) в становлении и развитии рыночных отношений в переходный период. Опыт зарубежных стран по приватизации предприятий в период становления и развития рыночных отношений. Опыт государственного регулирования в странах с разным уровнем развития рыночной экономики. Правительственное регулирование предпринимательской деятельности. Планирование (директивное, стратегическое, индикативное) как метод государственного регулирования экономики. Прогнозирование как метод государственного регулирования экономики. Программирование как метод государственного регулирования экономики. Приватизация в системе государственного регулирования экономики. Приватизация государственных предприятий в переходный период. Роль и место государства в регулировании экономики. Роль и методы регулирования Центральным банком государства кредитноденежной сферы экономики. Регулирование внешнеэкономических отношений в системе государственного регулирования экономики. Социальная рыночная экономика как наиболее развития форма государственного регулирования экономики. Сущность государственного вмешательства в экономику и его роль на различных этапах становления и развития рыночных отношений. Социальная защищенность и социальная справедливость в системе государственного регулирования экономики. Структурная и инвестиционная политика в системе государственного регулирования экономики. Формы и методы государственного регулирования экономики. Формы государственного регулирования внешней торговли. Экономические функции государства (правительства) в условиях рыночной экономики. Ресурсноеобеспечение:а) основная литература:1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебник для вузов/ А.М. Бабашкина. - М.: Финансы и статистика, 2005, 2007. - 477 с. – 7 экз.2. Государственное регулирование экономики : учебное пособие / под редакцией И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой. — Москва : МГУ имени М.В.Ломоносова, 2011. — 440 с. — ISBN 978–5–211–06158–3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/10223 (дата обращения: 22.10.2019).3. Мельников В.В. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие/ В.В. Мельников. - М.: Омега-Л, 2012. - 335 с. – 7 экз. 4. Мысляева, И. Н. Государственное регулирование экономики : учебное пособие / И. Н. Мысляева, Н. П. Кононкова, Е. А. Алимарина ; под редакцией И. Н. Мысляева, Н. П. Кононкова. — М. : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2010. — 440 c. — ISBN 978-5-211-06158-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/13080.html (дата обращения: 22.10.2019).б) дополнительная литература:1. Буров, М. П. Государственное регулирование национальной экономики. Современные парадигмы и механизмы развития российских регионов : монография / М. П. Буров. — 3-е изд. — М. : Дашков и К, 2019. — 344 c. — ISBN 978-5-394-03328-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85356.html (дата обращения: 22.10.2019).2. Вилкина, М.И. Проблемы регулирования инфляции в экономике Российской Федерации / М.И. Вилкина // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. — 2016. — № 4. — С. 1-7. — ISSN 2906-0029. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/311361 (дата обращения: 22.10.2019).3. Кульков В.М. Макроэкономика: Учебник и практикум для академического бакалавриата/ В.М. Кульков; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - М.: Юрайт, 2016, 2017. - 375 с.. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-6373-1 (в пер.). - ISBN 978-5-534-02853-9. – 20 экз.4. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: Учебное пособие для академического бакалавриата/ Ред. С.Ф. Серегина; Высшая школа экономики. - 2-е изд., 3-е издиспр. и доп.. - М.: Юрайт, 2015, 2016, 2017. - , 184 с.. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-4320-7 (в пер.). - ISBN 978-5-9916-6123-2. - ISBN 978-5-534-0020702: 276.87, 388.10, 396.78. – 15 экз. 5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторя. По состоянию на 1 ноября 2017 г.+ сравнительная таблица изменений . - М.: Проспект, 2017. - 1072 с.. - ISBN 978-5-392-26894-8. – 15 экз.6. Подпорина, И.В. Современная финансовая политика Российской Федерации : учебное пособие / И.В. Подпорина. — Москва : МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014. — 320 с. — ISBN 978-5-19-010949-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/99345 (дата обращения: 22.10.2019).7. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: Учеб. пособие/ А.А. Никифоров, О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская; Ред. А.В. Сидорович; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 624 с.. - (Учебники МГУ им М.В. Ломоносова). - ISBN 978-5-8018-0351-7. – 27 экз8. Шишкин М.В. Антимонопольное регулирование: Учебник и практикум длбакалавриата и магистратуры/ М.В. Шишкин. - М.: Юрайт, 2017. - 143 с.. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-02892-8 (в пер.). – 8 экз.в) профессиональные базы данных и информационных справочных систем http: //www, cbr. ru. Официальный сайт ЦБ РФ. Информационно-аналитические материалы http://www.cfin.ru/finanalysis/- Финансовый анализ, оценка бизнеса http://www.economicus.ru/— Образовательно-справочный сайт по экономике. http://www.economy, gov.ru/minec/main- Министерство экономического развития Российской Федерации. http://www. gks.ru/- Федеральная служба государственной статистики. http://www, government.ru/

2. Учебно-практическое пособие

Рис. 1 Методы и средства государственного регулирования экономики

Тема. Бюджетно-налоговая политика государства

Налоговая система как инструмент государственной политики

Механизм и инструменты воздействия Центрального банка на предложение денег в экономике

Цели и эффективность денежно-кредитной политики

Тема. Содержание и меры антимонопольной политики

Тема. Cистема поддержки малого бизнеса

Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса

Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда

Тема. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды

Цель, задачи и эффективность государственного регулирования

Финансирование природоохранных мероприятий

Инвестиции как объект государственного регулирования

Государственное финансирование инвестиций

Основные направления государственного регулирования инвестиций

Система поддержки благоприятного инвестиционного климата

Цели и задачи ВЭД

Инструменты регулирования ВЭД

Итоговые вопросы по курсу



Государственные инвестиции сегодня составляют около 1% ВВП, они направляются прежде всего на реализацию Федеральной инвестиционной программы: около 70% - в социальную сферу, 20% - на поддержку, стимулирование частных инвестиций, 10% - в важнейшие производственные отрасли. Централизованные инвестиции меняют форму безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной и платной основе. Безвозвратное бюджетное финансирование сохраняется для объектов социальной направленности как не имеющих собственных источников финансирования.

Прямые государственные инвестиции за счет средств федерального бюджета направляются на развитие социального комплекса (образование, здравоохранение, культура, социальная защита, средства массовой информации), жилье для малообеспеченных семей, на конверсию оборонной промышленности, финансирование проектов на конкурсной основе, поддержку угольной промышленности, оздоровление убыточных производств, экспортноориентированных отраслей.

По инвестиционным проектам под ценные бумаги эмитентов, средства от размещения которых направляются на реализацию проектов общегосударственного значения, предоставляются государственные гарантии.

Из федерального бюджета выделяются средства на безвозвратной основе на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию негосударственным коммерческим организациям при условии увеличения доли собственности России в уставном капитале таких организаций путем передачи в федеральную собственность по номинальной стоимости дополнительного пакета акций на сумму предоставленных средств, а также при наличии экономического обоснования и необходимой проектно-сметной документации. Ряд направлений инвестиций финансируется на условиях возвратности и платности.

Размещение централизованных инвестиционных ресурсов производится на конкурсной основе. При Минэкономразвития РФ образована Комиссия по инвестиционным конкурсам.

Государство поддерживает инновационные проекты по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоение новых видов продукции. В этих целях создан Федеральный фонд производственных инноваций. Основные задачи Фонда – участие в разработке, экспертизе, конкурсном отборе и реализации инновационных проектов, подготовка и освоение производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства и технического перевооружения объектов, создания уникальных установок. В Федеральной инвестиционной программе для Фонда отдельной строкой выделяются государственные инвестиции в размере 1,5% государственных централизованных капитальных вложений. Инвестиции Фонда направляются на поддержку тех проектов, которые не включены в состав федеральных целевых программ. Финансирование осуществляется как на возвратной, так и на безвозвратной основе.


Разработку и реализацию инновационных проектов, повышение наукоемкости производственной сферы обеспечивают инжиниринговые центры. В стране создается их межрегиональная и межотраслевая сеть. Утверждена федеральная целевая программа «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений». Из федерального бюджета выделяются на финансирование мероприятий «Инжиниринг – сеть России».

Строительство объектов для федеральных государственных нужд осуществляется на основе заключения и исполнения государственных контрактов. При формировании государственной инвестиционной программы на очередной год Минэкономразвития РФ предусматривает капитальные вложения по вновь начинаемым стройкам и уточняет их по переходящим стройкам с учетом прогноза индекса цен на строительную продукцию. Минфин РФ выделяет средства на финансирование капитальных вложений, исходя из их плановых направлений. Государственные заказчики подают заявки на средства, выделяемые из федерального бюджета на возвратной и безвозвратной основе. Включение вновь начинаемых строек и объектов капитальных вложений по годам на весь период строительства – государственная гарантия непрерывности их финансирования до завершения строительства в установленные сроки.

Основные функции Государственной инвестиционной корпорации – экспертиза, конкурсный отбор и реализация инвестиционных проектов за счет централизованных капитальных вложений, выделяемых Правительством РФ, а также кредитов Центрального банка, привлеченных и собственных средств. Корпорация выступает гарантом иностранных и отечественных инвесторов, участников внешнеэкономической деятельности по торговле стратегическими материалами.

Важная задача корпорации – делегирование государственных функций стратегического инвестора частному капиталу, размещение бюджетных средств на рыночных принципах по критериям высокой прибыльности вкладываемого капитала, рациональное сочетание бюджетных и частных источников финансирования.

Программным документом, определяющим курс выхода из инвестиционного кризиса и условия для активной инвестиционной деятельности в стране, является Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России. Она характеризует сложившуюся ситуацию в инвестиционной сфере, содержит предпосылки роста инвестиций и задачи по их стимулированию, пути создания благоприятного инвестиционного климата, направления поддержки инвестиционной деятельности, организационно-правовые условия инвестирования. Важно также, что в программе выделен специальный раздел по снижению трансакционных издержек инвесторов, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов.



В настоящее время реализуется прежде всего подход, предусматривающий государственное участие (до 20%) в финансировании инвестиций по проектам, прошедшим конкурсный отбор. Условия участия в конкурсе предусматривают сроки окупаемости вложений до двух лет, при этом должно быть доказано, что выпускаемая продукция обеспечена платежеспособным спросом. Средства частного инвестора-собственника должны составлять не менее 20% (остальное может покрываться за счет кредита).

Государственные гарантии рассматриваются многими инвесторами как наиболее предпочтительная форма государственной поддержки. Они пока не получили реализации, кроме отдельных случаев, связанных с международными соглашениями. В соответствии с разработанными условиями эти гарантии не будут охватывать всей суммы риска, но в отношении определенной части его предусматривается возврат ресурсов в случае срыва высокоэффективного инвестиционного проекта, прошедшего сертификацию, по независящим от инвестора причинам. При этом инвестор, в свою очередь, должен представить встречные гарантии обязательства, включая залоговые. За счет бюджетных и внебюджетных источников намечается создание Фонда государственных гарантий высокоэффективных проектов на основе организации залоговой системы, отвечающей требованиям мирового уровня.

Важное значение имеет такой инструмент государственной поддержки инвесторов, как бюджет развития. В нем сосредоточена только часть ресурсов, выделяемых государством на инвестиционные цели. Финансовые ресурсы, необходимые для выполнения государством социальных обязательств, - строительство социально значимых и дорогостоящих инфраструктурных объектов, обслуживание технически сложных систем (атомные электростанции, аэронавигации и т.п.) – обеспечиваются по обычной схеме через текущий бюджет.

Построение бюджета развития базируется на следующих основных положениях:

использование заемных средств для финансирования инвестиционных

проектов, эффективность которых гарантирует возврат заемных средств; отделение финансирования исполнения бюджета развития от текущего


б юджета; гарантирование непрерывности финансирования;

создание механизма реализации бюджета развития, позволяющего индуцировать инвестиции через механизм гарантий, предоставляемых на конкурсной основе инвестором в пользу кредитующих банков, и путем наделения органа управления Бюджетом развития собственными средствами.

Источники формирования бюджета развития – связанные иностранные инвестиционные кредиты под гарантии Правительства РФ (при связанном кредитовании государство не переводит заемщику бюджетные средства, а оплачивает товары и услуги, требуемые для реализации проекта, на условиях тендера среди поставщиков), инвестиционные кредиты Мирового банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития, средства из источников внутреннего заимствования на инвестиционные цели.

Ключевым моментом является то, что за бюджетом развития в законодательном порядке закрепляется определенная возрастающая по годам доля источников финансирования дефицита федерального бюджета. Другой источник доходов бюджета развития – возврат в него с процентами ранее предоставленных кредитов.

Эффективность средств бюджета развития обеспечивается конкурсным отбором финансируемых проектов и надежность вложения финансовых средств. Реализация бюджета развития осуществляется на основе принципа проектного финансирования.

Государство за счет средств бюджета развития дает гарантии коммерческому банку на финансирование инвестиционного проекта в размере до 40% ссужаемых инвестору средств. Такое ограничение предопределяется необходимостью адекватной ответственности банка за выбор клиента и проверку экономической эффективности проекта. Проводимая государством политика по внедрению бюджета развития и последовательное снижение ставки банковского кредита позволяет обеспечить рост инвестиций в реальном секторе экономики.

Бюджет развития – это финансовая система государства, построенная на привлечении внешних и внутренних ресурсов для финансирования инвестиционных программ. Он представляет собой экономическую систему постоянного действия, построенную на систематическом возобновлении кредитных ресурсов. Бюджет развития предполагает объемы и направления инвестиций, обеспечивающие стабильное формирование и расходование федерального бюджета без превышения долговых обязательств над финансовыми возможностями страны.


Объемы бюджета развития определяются Правительством РФ исходя из потребностей в инвестициях. Бюджет развития и инвестиционная программа рассматриваются Федеральной инвестиционной комиссией и утверждаются ежегодно.

Поддержка со стороны государства может быть оказана российским инвесторам, каждый из которых вкладывает в свой проект собственные средства в денежной форме в размере как минимум 20% стоимости проекта. Государство может либо предоставить такому инвестору (по его выбору) кредит по льготной процентной ставке, либо выкупить у него соответствующую часть пакета акций. Размер такой поддержки – от 50% для проектов, реализующих патенты российского происхождения, правом пользования которых обладают российские инвесторы, до 20% для обычных проектов.

Принципиальная особенность бюджета развития как источника финансирования капиталовложений состоит прежде всего в том, что формирование его доходной части не зависит от сбора налогов в силу ее привязки к долговым инструментам правительства. Такого рода займы будут выплачены с доходов от проектов, на финансирование которых они пойдут, и не станут бременем для будущих поколений.

Закрепление за бюджетом развития строго определенных источников доходов позволяет сделать независимым поступление средств в бюджет развития от успеха или неуспеха в сборе налогов и обязательных платежей, а также исключить расходную часть бюджета развития из секвестра, что значительно повышает надежность непрерывного финансирования проектов, отобранных по конкурсу.