Файл: Методические указания по проведению практических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 316
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Учебно-практическое пособие……………………...............42
ТЕМА 1. Механизмы и методы государственного регулирования экономики
Вопросы для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Вопросы для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Индивидуальные задания по дисциплине
1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА
3 вариант. ОТДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
4 вариант. ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ (ФО)
1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА
2. Учебно-практическое пособие
Рис. 1 Методы и средства государственного регулирования экономики
Тема. Бюджетно-налоговая политика государства
Налоговая система как инструмент государственной политики
Механизм и инструменты воздействия Центрального банка на предложение денег в экономике
Цели и эффективность денежно-кредитной политики
Тема. Содержание и меры антимонопольной политики
Тема. Cистема поддержки малого бизнеса
Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса
Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда
Тема. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды
Цель, задачи и эффективность государственного регулирования
Финансирование природоохранных мероприятий
Инвестиции как объект государственного регулирования
Государственное финансирование инвестиций
Основные направления государственного регулирования инвестиций
Основные направления государственного регулирования инвестиций
Существующее законодательство, определяющее правовой режим инвестиционного процесса, - один из важнейших факторов активизации инвестиционной деятельности. Правовую базу деятельности хозяйствующих субъектов в инвестиционной сфере обеспечивает государство. Оно в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в стране и ставящие субъекты инвестиционного процесса в равные условия. Государство определяет права и формы собственности, правила ведения инвестиционной деятельности, устанавливает условия заключения и выполнения контрактов, предупреждает злоупотребления на инвестиционном рынке, обеспечивает защиту инвесторов и т.д. Государство не только определяет условия инвестиционной деятельности, но и защищает их, предоставляя такую защиту через суд. Если один из субъектов инвестиционного процесса нарушает контракт, то другой должен иметь возможность обратиться к государству за защитой. Определение и защита правил инвестиционной деятельности – это не только право, но и обязанность государства. Для контроля за соблюдением законов создаются специальные органы, предупреждающие злоупотребление, обеспечивающие защиту инвесторам, принимающие действенные меры к нарушителям.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности основывается на комплексе мер налоговой, кредитной, бюджетной политики, взаимосвязанных и взаимообусловленных при их реализации и четкой системе организации и управления инвестиционным процессом со стороны государственных органов. На сегодняшний день ими создана правовая база, включающая более 30 документов, охватывающих все основные аспекты инвестиционной деятельности: по иностранным инвестициям, налогообложению, конкурсному размещению централизованных инвестиционных ресурсов, бюджету развития, лизингу.
Система поддержки благоприятного инвестиционного климата
Инвестиционный климат – обобщенное выражение состояния инвестиционной сферы, на которую оказывают влияние политические, экономические, финансовые, социальные, организационно-управленческие, институциональные и другие факторы социально-экономического развития страны.
При определении инвестиционного потенциала страны или региона учитываются основные макроэкономические, социально-демографические и другие их характеристики. Инвестиционный потенциал носит обобщенный характер и
выступает как взвешенная сумма частных потенциалов, среди которых потенциал:
ресурсно-сырьевой, характеризуемый средневзвешенной
обеспеченностью запасами основных видов природных ресурсов;
трудовой, включающий трудовые ресурсы и их образовательный
уровень;
производственный, определяемый результатами деятельности в основных сферах хозяйства;
инновационный, выражающий уровень развития НИОКР и их
финансирования, внедрения достижений научно-технического прогресса; инфраструктурный, определяемый состоянием дорог, транспорта, коммуникаций, связи и других общих условий, необходимых для
инвестиционного процесса;
финансовый, дающий представление об объеме бюджетных доходов,
прибыльности предприятий и доходах населения;
потребительский, наиболее полно выражающийся в покупательной
способности населения.
На сегодняшний день состояние российского инвестиционного климата оценивается как высокорисковое. Причина такого состояния не в отсутствии средств для вложения, а в непредсказуемости и неопределенности экономического положения страны в целом и повышенном риске любых форм инвестирования. Специфика складывающегося в России инвестиционного климата обусловлена многими факторами, а точнее, частными рисками. В качестве основных составляющих можно выделить следующие виды риска: экономический, финансовый, политический, социальный, криминальный, законодательный.
Уменьшение этих рисков составляет одно из магистральных направлений улучшения инвестиционного климата. Важное влияние на инвестиционный климат оказывают государственная политика в отношении капиталовложений, участие страны в системе международных договоров и традиции их соблюдения, стабильность и однозначность функций государственного управления, степень и методы вмешательства государства в экономическую деятельность, эффективность работы государственного аппарата, оперативность принятия решений, последовательность в проведении экономической политики и т.п.
В соответствии с законодательством РФ гарантируется защита инвестиций, в том числе и иностранных, независимо от форм собственности. Инвестиции не могут быть безвозвратно национализированы, реквизированы. Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, включая упущенную выгоду, и только на основе законодательных актов РФ и субъектов Федерации.
Внесенные или приобретенные инвесторами целевые банковские вклады, акции или иные ценные бумаги, платежи за приобретенное имущество, а также арендные права в случаях их изъятия возмещаются их инвесторам, за исключением сумм, использованных или утраченных в результате действия самих инвестор или предпринятых с их участием. Инвестиции на территории
России в некоторых случаях подлежат обязательному страхованию, что является гарантией их сохранения.
Сегодня инвестиционный климат в России таков, что он заинтересовывает инвесторов вложениями главным образом в топливно-энергетический комплекс, тогда как наукоемких отрасли, развитие экспортно-ориентированных производств в обрабатывающей промышленности остаются вне поля их интересов.
Существенное значение в современных условиях имеет совершенствование форм иностранного инвестирования. Это прежде всего совместные предприятия, прямые и портфельные инвестиции. В этой связи целесообразно проведение дифференцированной политики по отношению к разным формам портфельных инвестиций. Портфельные инвестиции в корпоративные ценные бумаги заслуживают государственной поддержки. Кроме того, это требует создания в России цивилизованного фондового рынка. Государство могло бы, как это делается в ряде стран, взять на себя гарантирование полного или частичного возмещения потерь владельцам от падения курсов акций, что естественно, дало бы стимул инвесторам.
Все это подразумевает необходимость разработки конкретной программы по оздоровлению инвестиционного климата в России. На макроэкономическом уровне цель разработки такой программы – повышение инвестиционной активности и привлечение средств отечественных и зарубежных фирм по ключевым направлениям российской экономики, рост общеэкономической и коммерческой эффективности инвестиций по всем формам собственности, рациональное размещение инвестиционных ресурсов и снижение степени риска инвестирования в российской экономике.
Создание благоприятного климата для деятельности иностранного и отечественного капитала в России – ключевой фактор для формирования позитивного имиджа страны в глазах инвесторов. Причем этот процесс должен идти в рамках четко и конкретно сформулированной государственной политики по привлечению инвестиций, включающей как институциональные, так и административные меры на федеральном и региональном уровнях.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1). Дайте понятие инвестициям.
2). Какие бывают виды инвестиций?
3). Куда вкладываются государственные инвестиции?
4). Каким образом осуществляется государственное финансирование инвестиций?
5). Бюджет развития и его формирование.
6). Перечислите факторы, оказывающие влияние на инвестиционный климат.
7). Назовите основные направления государственного регулирования инвестиций.
Тесты по теме:
-
Инвестиции представляют собой:
а) вложение средств в строительство промышленных объектов;
б) долгосрочные вложения средств в целях создания и модернизации предприятий, освоения новейших техники и технологий, расширения производства и максимизации прибыли; в) вложение средств за рубеж;
г) вложение средств в недвижимость.
-
Портфельные инвестиции представляют собой:
а) вложения средств в новое оборудование;
б) вложение средств в предметы труда;
в) вложение средств в ценные бумаги;
г) вложение капитала зарубежными собственниками.
-
Какие из перечисленных факторов оказывают влияние на инвестиционный климат?
а) географические, экономические, политические;
б) природные, демографические, социальные;
в) климатические, научно-технические, экономические, политические;
г) экономические, социальные, политические, криминальные.
-
Как можно оценить инвестиционный климат в России:
а) благоприятный;
б) нормальный;
в) неблагоприятный;
г) высокоблагоприятный.
Тема. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Цели и задачи ВЭД
Либерализация внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в России создала условия для выхода на внешние рынки большого числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих различные внешнеэкономические операции. ВЭД реализуется в следующих основных формах: внешняя торговля, производственное кооперирование, научно-техническое сотрудничество, совместное предпринимательство на территории страны и за рубежом, привлечение иностранной рабочей силы и капитала, участие в работе международных организаций и объединений.
Цели государственного регулирования ВЭД в России – защита ее экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности, стимулирование развития национальной экономики и обеспечение условий эффективной интеграции страны в мировую экономику.
Законом Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (1995 г.) определено, что в этой области именно государством должны решаться следующие задачи:
формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей
и основных принципов внешнеторговой политики страны;
обеспечение экономической безопасности, защита экономического суверенитета и экономических интересов государства в целом, а также экономических интересов субъектов РФ и российских лиц;
государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом;
установление на всей территории РФ стандартов и критериев безопасности и (или) безвредности для человека ввозимых товаров и правил контроля за ними;