Файл: Методические указания по проведению практических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 307
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Учебно-практическое пособие……………………...............42
ТЕМА 1. Механизмы и методы государственного регулирования экономики
Вопросы для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Вопросы для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Индивидуальные задания по дисциплине
1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА
3 вариант. ОТДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
4 вариант. ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ (ФО)
1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА
2. Учебно-практическое пособие
Рис. 1 Методы и средства государственного регулирования экономики
Тема. Бюджетно-налоговая политика государства
Налоговая система как инструмент государственной политики
Механизм и инструменты воздействия Центрального банка на предложение денег в экономике
Цели и эффективность денежно-кредитной политики
Тема. Содержание и меры антимонопольной политики
Тема. Cистема поддержки малого бизнеса
Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса
Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда
Тема. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды
Цель, задачи и эффективность государственного регулирования
Финансирование природоохранных мероприятий
Инвестиции как объект государственного регулирования
Государственное финансирование инвестиций
Основные направления государственного регулирования инвестиций
3 вариант. ОТДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
6. Отдел получает от ОТПК информацию, зафиксированную в таблице 3. Кроме того, отдел располагает и некоторыми более конкретными данными. Так, известно, что из 7,5 тыс. работников химической промышленности, составляющих предложение кадров для этой отрасли (см.табл.З) 5,5 тыс. чел. будут высвобождены в связи с намеченным закрытием убыточного производства. Трудоустроить их было бы затруднительно, поскольку химические предприятия в достаточной степени укомплектованы кадрами (см.табл.З). Есть возможность перепрофилировать убыточное производство на выпуск рентабельной продукции. Однако для этого нужны денежные средства в размере 3,8 млн.руб. Банки отказываются предоставить такую сумму недостаточно надежному клиенту. Им нужен гарант, который взял бы на себя финансовую ответственность, если химический завод не сможет погасить займы. Причем проценты по займу в любом случае обязуется платить само предприятие, получающее кредит.
Учреждением-гарантом может стать биржа труда, распоряжающаяся региональным фондом занятости: ОЭРЗ совместно с финансовым отделом должны решить, целесообразно ли просить банки предоставить кредит заводу под обеспечение фонда занятости. Для выработки решения следует учесть следующие обстоятельства.
а) Высвобожденные 5,5 тыс. чел. в большинстве своем окажутся безработными, и им необходимо будет выплачивать пособие. Размер пособия по закону составляет в первые 3 месяца 75 % от предыдущей заработной платы. Но средний срок выплаты пособия в игре - месяца (после этого безработного, как правило, удается трудоустроить, направить на переподготовку или на общественные работы). Средняя зарплата равна 40.0 руб. Кроме того, каждый работник в среднем содержит одного нетрудоспособного иждивенца, что дает право на повышение пособия на 10%. Определите, сколько средств из фонда занятости было бы направлено на выплату пособий для 5,5 тыс.чел. Сравните эту сумму с количеством денег, которые нужно гарантировать банкам.
б) Если кредит не будет предоставлен, то расходы из фонда занятости на пособия придется нести обязательно. В то же время, вполне вероятно, что завод использует займ эффективно и сможет вовремя его вернуть. В этом случае биржа не должна будет платить банкам.
в) Отсутствие кредита лишит предприятие потенциальной возможности выпуска нужной рынку продукции после перепрофилирования. Кроме того, безработица, еще нескольких тысяч человек сама по себе крайне нежелательна для города. Итак, принимая во внимание перечисленные обстоятельства, будет ли биржа гарантировать возврат банковских ссуд?
7. От отдела анализа рынка труда поступают рекомендации относительно целесообразности развития сферы услуг населению. Для удовлетворения потребности людей в услугах и повышения занятости нужно стимулировать создание новых рабочих мест в данных отраслях. Прямые ассигнования на эти цели из городского бюджета вряд ли помогут решить проблему - бюджет относительно невелик и перегружен иными статьями расходов. Кроме того, зарплата на муниципальных предприятиях недостаточно высока для привлечения работников. Но исполнительный орган в пределах законодательства о местном самоуправлении имеет другие рычаги воздействия на инвестиции. ОЭРЗ договаривается с ними о льготах в налогообложении предприятий сферы услуг, о скидке в арендной плате на помещения. Местный орган власти может выступать как посредник в аренде данными предприятиями оборудования, имеющегося в хозяйствах города. Он в праве также стать инициатором создания на паях промышленными предприятиями организаций бытового обслуживания, торговли, общепита для обеспечения работников этих заводов и населения города. Таким образом, стимулируются частные инвестиции в сферу услуг. В течение года подобные меры привели к следующему дополнительному спросу на кадры:
-
бытовое обслуживание - 2 тыс.чел. -
торговля - 2 тыс.чел. -
общественное питание-1,5 тыс.чел. -
пассажирский транспорт - 0,5 тыс.чел.
Все эти новые рабочие места укомплектованы за счет имеющегося предложения работников. Таким образом, повышение спроса сопровождалось адекватным ростом трудоустройства и снижением избытка кадров. Итак, рассчитайте, насколько изменились спрос на работников сферы услуг и их избыток.
-
В легкой промышленности города сложилась следующая ситуация. Швейные предприятия почти укомплектованы кадрами, поскольку в городе есть несколько учебных заведений данного профиля. Этим объясняется и существенный избыток рабочих соответствующих профессий. В рамках спроса и предложения рабочих легкой и пищевой промышленности (см.табл.З) положение первоначально выглядело бы так (в тыс.чел.):
| Спрос | Предложение | Трудоустроено | Недостаток | Избыток |
Швейники Прочие Всего | 0,5 5,5 6 | 1 2 | 0,5 0,5 1 | 5 5 | 0,5 0,5 1 |
Местные исполнительные органы по предложению ОЭРЗ формируют годовой региональный заказ на дополнительное производство швейных изделий. Это обеспечивает повышение спроса на рабочих на 500 чел. и трудоустройство такого же избыточного количества людей данных профессий. Кроме того, заказ выгоден для горда, т.к. выпущенные швейные изделия местные органы обменивают в другой области на продовольствие.
Итак, определите, как изменятся спрос, предложение, трудоустройство, недостаток и избыток рабочих в легкой и пищевой промышленности вследствие действия регионального заказа.
-
результаты работы ОЭРЗ необходимо отразить в таблице, корректирующей первоначальные условия конъюнктуры и возможности трудоустройства
(табл.4).
Данные строки 1 - это числа итоговой строки табл.З. Вместо знаков «?» поставьте цифры изменений конъюнктуры по соответствующим пунктам (со знаком «+» при увеличении или «-» при уменьшении прежнего числа).
Таблица 4 Изменения конъюнктуры рынка труда в результате мер экономического регулирования, тыс. чел.
-
Спрос
Предложение,П
Трудоустройство, Т
Недостаток, С-Т
Избыток, П-Т
-
Начальные условия Изменения в отраслях: -
Химическая
-
?
-
-
?
промышленность-
Услуги населению -
Легкая и пищевая
?
?
-
-
?
?
-
-
?
?
промышленность
5.Суммарные изменения,
2+3+4
6.Итоговые условия, 1+5
?
?
?
-
?
-
Определите итоговые условия.
Сообщите ОАРТ данные строк 1 и 5 таблицы 4. Итоговую информацию (строка
6) передайте ОТПК.
2 вариант. ОТДЕЛ ТРУДОУСТРОЙСТВА И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ОТПК продолжает свои действия с учетом мер, принятых ОЭРЗ. Информацию об оставшихся недостатках и избытке кадров ОТПК запрашивает у ОЭРЗ.
-
Наряду с экономическим регулированием и направлением работников на вакантные места по заявкам предприятий, на протяжении года осуществляется переподготовка кадров и организация общественных работ. Люди, оставшиеся нетрудоустроенными, могут приобрести новую профессию. Для этого биржа труда имеет свой учебный центр, а также заключает соглашения с другими учреждениями по подготовке, кадров. Но возможности в этой области ограничены. Есть 2 тысячи мест •для обучения промышленным специальностям и 2 тысячи - для профессий сферы услуг. Исходя из конъюнктуры (табл. 3), определите те отрасли, для обеспечения которых ОТПК направит людей на переподготовку. Сколько учебных мест вы выделите для каждой из этих отраслей? Сообщите эти данные финансовому отделу и ОАРТ. -
Часть избыточных работников (в основном низко квалифицированных) можно занять на организуемых биржей труда общественных работ для нужд города. Количество мест на общественных работах - 6 тыс.чел. Следовательно, укомплектование этих мест приведет к сокращению и недостатка, и избытка кадров на 6 тыс. чел. Передайте эту информацию финансовому отделу и ОАРТ. 12. Люди, которые желают получить работу, но временно остаются незанятыми, приобретают статус безработных. Определите их количество (избыток кадров минус направленные на переподготовку, минус участвующие в общественных работах). Сообщите эту цифру финансовому отделу и ОАРТ.
4 вариант. ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ (ФО)
Отдел обеспечивает денежную составляющую мероприятий биржи труда. Ее работа финансируется за счет средств регионального фонда занятости.
-
Определите годовой размер данного фонда. Он складывается из обязательных и добровольных отчислений предприятий (в игре составляют 22 млрд. руб.; сюда входят и страховые взносы из фонда оплаты труда), ассигнований республиканского и местного бюджетов (10 млн. руб.), а также прочих поступлений (1,5 млн. руб.). -
Совместно с другими отделами определите направления использования фонда занятости. В частности, установите сумму, расходуемую на содержание биржи труда. В системе биржи работают 120 человек ( из расчета 15 чел. на 100 тыс. чел. населения). Средняя зарплата у них - 300 руб. .в месяц. Сколько денег будет выделено на заработную плату работников центра занятости в течение года?
Прочие расходы биржи составляют 68 тыс. руб. в год. Рассчитайте общие затраты городской службы занятости.
15.ФО совместно с ОЭРЗ решает вопрос о предоставлении гарантий коммерческим банкам под кредит для химического предприятия (см. задание 7). Если решение положительно, то нужно оставить резерв фонда в размере 3,8 млн. руб.
16.ФО получает информацию от ОТПК о количестве людей, направленных на переподготовку в течение года. Расходы на эти цели также финансируется из фонда занятости. Оплата за подготовку 1 чел. в среднем составляет 600 руб. в год. Кроме того, по закону, выплачивается стипендия в размере 75% прежнего среднемесячно заработка (по условиям игры он составляет 400 руб.). В данном случае в игре не учитывается то, что у лиц с трудовым стажем менее 1 года стипендия существенно ниже, и то, что за содержание иждивенца обучающему Полагаете надбавка в 10%. Для облегчения расчетов принимается условие, что эти два фактор в финансовом отношении уравновешивают друг друга). В игре средний срок обучения, а следовательно, и время финансирования для 1 человека, составляет год. Рассчитайте общие затраты на обучение кадров, если на подготовку направлено 4 тыс. человек.
-
Биржа труда частично несет и расходы на общественные работы (в основном они оплачиваются организациями, для которых выполняются). Поэтому по условиям игры из фонда занятости на данные цели направляется сумма, составляющая лишь 100 руб. в месяц в расчете на одного человека. ОТПК сообщает, сколько людей в течение 1 года занято на общественных работах. Определите соответствующие расходы фонда занятости на протяжении года. -
Оставшиеся нетрудоустроенными работники признаются безработными. Средний срок выплаты пособия по безработице - 2 месяца. Незанятым гражданам принадлежит приоритет в трудоустройстве, переподготовке, направлении на общественные работы. Поэтому при исчислении суммы пособий, выплачиваемых из фонда занятости, нужно брать срок выплаты пособия не год, а 2 месяца, хотя количество безработных берется в целом за год. Данные о числе незанятых передает ОТПК. При этом нужно учитывать, что право на пособие имеют не все безработные. В игре из числа безработных 3 тысячи не получают пособия по причинам, оговоренным в законе. Это может быть истечение максимального срока выплаты (12 месяцев), отказ от двух предложений подходящей работы, поступление на временную работу и др. Размер пособия по законодательству в первые 3 месяца составляет по 75% от прежней среднемесячной заработной платы (средняя заработная плата равна 400 руб.). Здесь, так же как в задании 16, не учитываются отклонения от приведенного размера пособия.