Файл: Методические указания по проведению практических занятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Учебно-практическое пособие……………………...............42

1 вариант

1 вариант

1 вариант

2 вариант

1 вариант

2 вариант

3 вариант

самостоятельной работы

ТЕМА 1. Механизмы и методы государственного регулирования экономики

Вопросы для подготовки к занятию

Задания для подготовки к занятию

Вопросы для подготовки к занятию

Задания для подготовки к занятию

Задания для подготовки к занятию

Индивидуальные задания по дисциплине

1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА

(ОТПК)

3 вариант. ОТДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ

4 вариант. ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ (ФО)

1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА

Темы контрольных работ Темы контрольных работ выбираются строго в соответствии с последними цифрами шифра студента. Антимонопольное регулирование экономики. Антиинфляционная политика в системе государственного регулирования экономики. Бюджетная система: элементы, структура, формы взаимодействия в условиях федеративного государства. Бюджетный федерализм: проблемы реализации и взаимоотношений органов власти. Взгляды современных экономистов (Пол Самуэльсон, Милтон Фридмен и др.) на роль, которую должно играть государство в экономике. Взаимодействие кредитно-денежного регулирования и механизмов бюджетной и налоговой политики государства. Государственное регулирование экономики: сущность, основные формы и инструменты. Государственное регулирование и государственный сектор в рыночной экономике. Государственное регулирование экономики в условиях различных моделей и типов рынка. Государственное регулирование экономики и государственное планирование. Государственные заказы и контракты в системе государственного регулирования экономики. Государственное планирование и программирование: основные принципы, методы и технология разработки и реализации. Государственные заказы как инструмент реализации общегосударственных потребностей. Государственные контракты: классификация, область применения, основные формы и типы. Государственное регулирование экономического роста. Государственная поддержка малого бизнеса. Государственное регулирование инфраструктуры рынка. Государственное регулирование в экономически развитых странах. Государственное регулирование экономики в развивающихся странах. Государственное регулирование движения капиталов и иностранных инвестиций. Государственное регулирование экономики в период становления и развития рыночных отношений. Государственное управление экономикой в переходный период. Государственная программа формирования и развития рыночных отношений в переходный период. Дерегулирование экономики: основные методы и эффективность реализации. Инструменты денежно-кредитной политики государства. Классическая (монетаристская) экономическая теория и государственное невмешательство в экономику. Кейнсианская экономическая теория и усиление государственного вмешательства в экономику. Министерства и ведомства в структуре органов исполнительной власти в странах со сложившейся цивилизованной рыночной экономикой. Налогообложение как важнейший метод государственного регулирования экономики. Национальное счетоводство в системе государственного регулирования экономики. Налогообложение в период становления и развития рыночных отношений. Органы государственного регулирования экономики. Особенности налогообложения частного сектора в условиях цивилизованной рыночной экономики. Организационно-экономический механизм формирования и размещения государственных заказов и закупок. Основные цели кредитно-денежной политики государства и их взаимосвязь с экономической политикой. Основные формы и методы регулирования в социальной сфере. Особенности государственной поддержки инноваций в экономике. Основные черты и особенности государственного регулирования внешнеэкономических связей. Особенности государственного регулирования экономики в странах с социально ориентированной рыночной экономикой. Особая роль государства (правительства) в становлении и развитии рыночных отношений в переходный период. Опыт зарубежных стран по приватизации предприятий в период становления и развития рыночных отношений. Опыт государственного регулирования в странах с разным уровнем развития рыночной экономики. Правительственное регулирование предпринимательской деятельности. Планирование (директивное, стратегическое, индикативное) как метод государственного регулирования экономики. Прогнозирование как метод государственного регулирования экономики. Программирование как метод государственного регулирования экономики. Приватизация в системе государственного регулирования экономики. Приватизация государственных предприятий в переходный период. Роль и место государства в регулировании экономики. Роль и методы регулирования Центральным банком государства кредитноденежной сферы экономики. Регулирование внешнеэкономических отношений в системе государственного регулирования экономики. Социальная рыночная экономика как наиболее развития форма государственного регулирования экономики. Сущность государственного вмешательства в экономику и его роль на различных этапах становления и развития рыночных отношений. Социальная защищенность и социальная справедливость в системе государственного регулирования экономики. Структурная и инвестиционная политика в системе государственного регулирования экономики. Формы и методы государственного регулирования экономики. Формы государственного регулирования внешней торговли. Экономические функции государства (правительства) в условиях рыночной экономики. Ресурсноеобеспечение:а) основная литература:1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебник для вузов/ А.М. Бабашкина. - М.: Финансы и статистика, 2005, 2007. - 477 с. – 7 экз.2. Государственное регулирование экономики : учебное пособие / под редакцией И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой. — Москва : МГУ имени М.В.Ломоносова, 2011. — 440 с. — ISBN 978–5–211–06158–3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/10223 (дата обращения: 22.10.2019).3. Мельников В.В. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие/ В.В. Мельников. - М.: Омега-Л, 2012. - 335 с. – 7 экз. 4. Мысляева, И. Н. Государственное регулирование экономики : учебное пособие / И. Н. Мысляева, Н. П. Кононкова, Е. А. Алимарина ; под редакцией И. Н. Мысляева, Н. П. Кононкова. — М. : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2010. — 440 c. — ISBN 978-5-211-06158-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/13080.html (дата обращения: 22.10.2019).б) дополнительная литература:1. Буров, М. П. Государственное регулирование национальной экономики. Современные парадигмы и механизмы развития российских регионов : монография / М. П. Буров. — 3-е изд. — М. : Дашков и К, 2019. — 344 c. — ISBN 978-5-394-03328-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85356.html (дата обращения: 22.10.2019).2. Вилкина, М.И. Проблемы регулирования инфляции в экономике Российской Федерации / М.И. Вилкина // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. — 2016. — № 4. — С. 1-7. — ISSN 2906-0029. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/311361 (дата обращения: 22.10.2019).3. Кульков В.М. Макроэкономика: Учебник и практикум для академического бакалавриата/ В.М. Кульков; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - М.: Юрайт, 2016, 2017. - 375 с.. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-6373-1 (в пер.). - ISBN 978-5-534-02853-9. – 20 экз.4. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: Учебное пособие для академического бакалавриата/ Ред. С.Ф. Серегина; Высшая школа экономики. - 2-е изд., 3-е издиспр. и доп.. - М.: Юрайт, 2015, 2016, 2017. - , 184 с.. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-4320-7 (в пер.). - ISBN 978-5-9916-6123-2. - ISBN 978-5-534-0020702: 276.87, 388.10, 396.78. – 15 экз. 5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторя. По состоянию на 1 ноября 2017 г.+ сравнительная таблица изменений . - М.: Проспект, 2017. - 1072 с.. - ISBN 978-5-392-26894-8. – 15 экз.6. Подпорина, И.В. Современная финансовая политика Российской Федерации : учебное пособие / И.В. Подпорина. — Москва : МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014. — 320 с. — ISBN 978-5-19-010949-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/99345 (дата обращения: 22.10.2019).7. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: Учеб. пособие/ А.А. Никифоров, О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская; Ред. А.В. Сидорович; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 624 с.. - (Учебники МГУ им М.В. Ломоносова). - ISBN 978-5-8018-0351-7. – 27 экз8. Шишкин М.В. Антимонопольное регулирование: Учебник и практикум длбакалавриата и магистратуры/ М.В. Шишкин. - М.: Юрайт, 2017. - 143 с.. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-02892-8 (в пер.). – 8 экз.в) профессиональные базы данных и информационных справочных систем http: //www, cbr. ru. Официальный сайт ЦБ РФ. Информационно-аналитические материалы http://www.cfin.ru/finanalysis/- Финансовый анализ, оценка бизнеса http://www.economicus.ru/— Образовательно-справочный сайт по экономике. http://www.economy, gov.ru/minec/main- Министерство экономического развития Российской Федерации. http://www. gks.ru/- Федеральная служба государственной статистики. http://www, government.ru/

2. Учебно-практическое пособие

Рис. 1 Методы и средства государственного регулирования экономики

Тема. Бюджетно-налоговая политика государства

Налоговая система как инструмент государственной политики

Механизм и инструменты воздействия Центрального банка на предложение денег в экономике

Цели и эффективность денежно-кредитной политики

Тема. Содержание и меры антимонопольной политики

Тема. Cистема поддержки малого бизнеса

Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса

Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда

Тема. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды

Цель, задачи и эффективность государственного регулирования

Финансирование природоохранных мероприятий

Инвестиции как объект государственного регулирования

Государственное финансирование инвестиций

Основные направления государственного регулирования инвестиций

Система поддержки благоприятного инвестиционного климата

Цели и задачи ВЭД

Инструменты регулирования ВЭД

Итоговые вопросы по курсу

3 вариант. ОТДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ


6. Отдел получает от ОТПК информацию, зафиксированную в таблице 3. Кроме того, отдел располагает и некоторыми более конкретными данными. Так, известно, что из 7,5 тыс. работников химической промышленности, составляющих предложение кадров для этой отрасли (см.табл.З) 5,5 тыс. чел. будут высвобождены в связи с намеченным закрытием убыточного производства. Трудоустроить их было бы затруднительно, поскольку химические предприятия в достаточной степени укомплектованы кадрами (см.табл.З). Есть возможность перепрофилировать убыточное производство на выпуск рентабельной продукции. Однако для этого нужны денежные средства в размере 3,8 млн.руб. Банки отказываются предоставить такую сумму недостаточно надежному клиенту. Им нужен гарант, который взял бы на себя финансовую ответственность, если химический завод не сможет погасить займы. Причем проценты по займу в любом случае обязуется платить само предприятие, получающее кредит.

Учреждением-гарантом может стать биржа труда, распоряжающаяся региональным фондом занятости: ОЭРЗ совместно с финансовым отделом должны решить, целесообразно ли просить банки предоставить кредит заводу под обеспечение фонда занятости. Для выработки решения следует учесть следующие обстоятельства.

а) Высвобожденные 5,5 тыс. чел. в большинстве своем окажутся безработными, и им необходимо будет выплачивать пособие. Размер пособия по закону составляет в первые 3 месяца 75 % от предыдущей заработной платы. Но средний срок выплаты пособия в игре - месяца (после этого безработного, как правило, удается трудоустроить, направить на переподготовку или на общественные работы). Средняя зарплата равна 40.0 руб. Кроме того, каждый работник в среднем содержит одного нетрудоспособного иждивенца, что дает право на повышение пособия на 10%. Определите, сколько средств из фонда занятости было бы направлено на выплату пособий для 5,5 тыс.чел. Сравните эту сумму с количеством денег, которые нужно гарантировать банкам.

б) Если кредит не будет предоставлен, то расходы из фонда занятости на пособия придется нести обязательно. В то же время, вполне вероятно, что завод использует займ эффективно и сможет вовремя его вернуть. В этом случае биржа не должна будет платить банкам.


в) Отсутствие кредита лишит предприятие потенциальной возможности выпуска нужной рынку продукции после перепрофилирования. Кроме того, безработица, еще нескольких тысяч человек сама по себе крайне нежелательна для города. Итак, принимая во внимание перечисленные обстоятельства, будет ли биржа гарантировать возврат банковских ссуд?

7. От отдела анализа рынка труда поступают рекомендации относительно целесообразности развития сферы услуг населению. Для удовлетворения потребности людей в услугах и повышения занятости нужно стимулировать создание новых рабочих мест в данных отраслях. Прямые ассигнования на эти цели из городского бюджета вряд ли помогут решить проблему - бюджет относительно невелик и перегружен иными статьями расходов. Кроме того, зарплата на муниципальных предприятиях недостаточно высока для привлечения работников. Но исполнительный орган в пределах законодательства о местном самоуправлении имеет другие рычаги воздействия на инвестиции. ОЭРЗ договаривается с ними о льготах в налогообложении предприятий сферы услуг, о скидке в арендной плате на помещения. Местный орган власти может выступать как посредник в аренде данными предприятиями оборудования, имеющегося в хозяйствах города. Он в праве также стать инициатором создания на паях промышленными предприятиями организаций бытового обслуживания, торговли, общепита для обеспечения работников этих заводов и населения города. Таким образом, стимулируются частные инвестиции в сферу услуг. В течение года подобные меры привели к следующему дополнительному спросу на кадры:

  • бытовое обслуживание - 2 тыс.чел.

  • торговля - 2 тыс.чел.

  • общественное питание-1,5 тыс.чел.

  • пассажирский транспорт - 0,5 тыс.чел.

Все эти новые рабочие места укомплектованы за счет имеющегося предложения работников. Таким образом, повышение спроса сопровождалось адекватным ростом трудоустройства и снижением избытка кадров. Итак, рассчитайте, насколько изменились спрос на работников сферы услуг и их избыток.

  1. В легкой промышленности города сложилась следующая ситуация. Швейные предприятия почти укомплектованы кадрами, поскольку в городе есть несколько учебных заведений данного профиля. Этим объясняется и существенный избыток рабочих соответствующих профессий. В рамках спроса и предложения рабочих легкой и пищевой промышленности (см.табл.З) положение первоначально выглядело бы так (в тыс.чел.):








Спрос

Предложение

Трудоустроено

Недостаток

Избыток

Швейники

Прочие

Всего

0,5

5,5

6

1

2

0,5

0,5

1

5

5

0,5

0,5

1

Местные исполнительные органы по предложению ОЭРЗ формируют годовой региональный заказ на дополнительное производство швейных изделий. Это обеспечивает повышение спроса на рабочих на 500 чел. и трудоустройство такого же избыточного количества людей данных профессий. Кроме того, заказ выгоден для горда, т.к. выпущенные швейные изделия местные органы обменивают в другой области на продовольствие.

Итак, определите, как изменятся спрос, предложение, трудоустройство, недостаток и избыток рабочих в легкой и пищевой промышленности вследствие действия регионального заказа.

  1. результаты работы ОЭРЗ необходимо отразить в таблице, корректирующей первоначальные условия конъюнктуры и возможности трудоустройства

(табл.4).

Данные строки 1 - это числа итоговой строки табл.З. Вместо знаков «?» поставьте цифры изменений конъюнктуры по соответствующим пунктам (со знаком «+» при увеличении или «-» при уменьшении прежнего числа).

Таблица 4 Изменения конъюнктуры рынка труда в результате мер экономического регулирования, тыс. чел.




Спрос

Предложение,П

Трудоустройство, Т

Недостаток, С-Т

Избыток, П-Т

  1. Начальные условия Изменения в отраслях:

  2. Химическая

-

?

-

-

?

промышленность

  1. Услуги населению

  2. Легкая и пищевая

?

?

-

-

?

?

-

-

?

?

промышленность

5.Суммарные изменения,

2+3+4

6.Итоговые условия, 1+5

?


?


?


-


?



Определите итоговые условия.

Сообщите ОАРТ данные строк 1 и 5 таблицы 4. Итоговую информацию (строка

6) передайте ОТПК.

2 вариант. ОТДЕЛ ТРУДОУСТРОЙСТВА И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ОТПК продолжает свои действия с учетом мер, принятых ОЭРЗ. Информацию об оставшихся недостатках и избытке кадров ОТПК запрашивает у ОЭРЗ.

  1. Наряду с экономическим регулированием и направлением работников на вакантные места по заявкам предприятий, на протяжении года осуществляется переподготовка кадров и организация общественных работ. Люди, оставшиеся нетрудоустроенными, могут приобрести новую профессию. Для этого биржа труда имеет свой учебный центр, а также заключает соглашения с другими учреждениями по подготовке, кадров. Но возможности в этой области ограничены. Есть 2 тысячи мест •для обучения промышленным специальностям и 2 тысячи - для профессий сферы услуг. Исходя из конъюнктуры (табл. 3), определите те отрасли, для обеспечения которых ОТПК направит людей на переподготовку. Сколько учебных мест вы выделите для каждой из этих отраслей? Сообщите эти данные финансовому отделу и ОАРТ.

  2. Часть избыточных работников (в основном низко квалифицированных) можно занять на организуемых биржей труда общественных работ для нужд города. Количество мест на общественных работах - 6 тыс.чел. Следовательно, укомплектование этих мест приведет к сокращению и недостатка, и избытка кадров на 6 тыс. чел. Передайте эту информацию финансовому отделу и ОАРТ. 12. Люди, которые желают получить работу, но временно остаются незанятыми, приобретают статус безработных. Определите их количество (избыток кадров минус направленные на переподготовку, минус участвующие в общественных работах). Сообщите эту цифру финансовому отделу и ОАРТ.

4 вариант. ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ (ФО)


Отдел обеспечивает денежную составляющую мероприятий биржи труда. Ее работа финансируется за счет средств регионального фонда занятости.

  1. Определите годовой размер данного фонда. Он складывается из обязательных и добровольных отчислений предприятий (в игре составляют 22 млрд. руб.; сюда входят и страховые взносы из фонда оплаты труда), ассигнований республиканского и местного бюджетов (10 млн. руб.), а также прочих поступлений (1,5 млн. руб.).

  2. Совместно с другими отделами определите направления использования фонда занятости. В частности, установите сумму, расходуемую на содержание биржи труда. В системе биржи работают 120 человек ( из расчета 15 чел. на 100 тыс. чел. населения). Средняя зарплата у них - 300 руб. .в месяц. Сколько денег будет выделено на заработную плату работников центра занятости в течение года?

Прочие расходы биржи составляют 68 тыс. руб. в год. Рассчитайте общие затраты городской службы занятости.

15.ФО совместно с ОЭРЗ решает вопрос о предоставлении гарантий коммерческим банкам под кредит для химического предприятия (см. задание 7). Если решение положительно, то нужно оставить резерв фонда в размере 3,8 млн. руб.

16.ФО получает информацию от ОТПК о количестве людей, направленных на переподготовку в течение года. Расходы на эти цели также финансируется из фонда занятости. Оплата за подготовку 1 чел. в среднем составляет 600 руб. в год. Кроме того, по закону, выплачивается стипендия в размере 75% прежнего среднемесячно заработка (по условиям игры он составляет 400 руб.). В данном случае в игре не учитывается то, что у лиц с трудовым стажем менее 1 года стипендия существенно ниже, и то, что за содержание иждивенца обучающему Полагаете надбавка в 10%. Для облегчения расчетов принимается условие, что эти два фактор в финансовом отношении уравновешивают друг друга). В игре средний срок обучения, а следовательно, и время финансирования для 1 человека, составляет год. Рассчитайте общие затраты на обучение кадров, если на подготовку направлено 4 тыс. человек.

  1. Биржа труда частично несет и расходы на общественные работы (в основном они оплачиваются организациями, для которых выполняются). Поэтому по условиям игры из фонда занятости на данные цели направляется сумма, составляющая лишь 100 руб. в месяц в расчете на одного человека. ОТПК сообщает, сколько людей в течение 1 года занято на общественных работах. Определите соответствующие расходы фонда занятости на протяжении года.

  2. Оставшиеся нетрудоустроенными работники признаются безработными. Средний срок выплаты пособия по безработице - 2 месяца. Незанятым гражданам принадлежит приоритет в трудоустройстве, переподготовке, направлении на общественные работы. Поэтому при исчислении суммы пособий, выплачиваемых из фонда занятости, нужно брать срок выплаты пособия не год, а 2 месяца, хотя количество безработных берется в целом за год. Данные о числе незанятых передает ОТПК. При этом нужно учитывать, что право на пособие имеют не все безработные. В игре из числа безработных 3 тысячи не получают пособия по причинам, оговоренным в законе. Это может быть истечение максимального срока выплаты (12 месяцев), отказ от двух предложений подходящей работы, поступление на временную работу и др. Размер пособия по законодательству в первые 3 месяца составляет по 75% от прежней среднемесячной заработной платы (средняя заработная плата равна 400 руб.). Здесь, так же как в задании 16, не учитываются отклонения от приведенного размера пособия.