Файл: Методы управления инновационным проектом (Понятие и содержание инновационной деятельности и инновационного менеджмента).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы инновационного проекта
1.1 Понятие и содержание инновационной деятельности и инновационного менеджмента
1.2 Управление инновационным проектом
1.3 Жизненный цикл инновационных проектов
1.4 Порядок разработки и управление реализацией инновационных проектов
1.5 Классификация инновационных проектов
Глава 2. Управление механизмом инновационного проекта на примере ООО "Морозко"
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Определение целей разработки проекта
2.3 Оценка конкуренции и анализ потребителей
2.4 Производственно – технологические инновации в ООО "Морозко"
Введение
В современном обществе темпы экономического роста и уровень развития стран во многом определяется ролью научно-технического прогресса в интеллектуализации производства. В глобальной экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для эффективной инновационной деятельности.
Инновационный менеджмент – это система управления разработкой и освоением каких-либо новшеств, направленных на совершенствование и развитие объекта управления, и увеличение его капитала. Новшествами могут быть: выпускаемая продукция, выполняемые производственные и бытовые услуги, технологические процессы изготовления, методы и способы организации, выполнения, испытаний, контроля, оценки, стимулирования и т.п. Процессы управления инновациями в мировой практике получили название инновационных процессов.
Инновационная деятельность предприятия характеризуется широким распространением концепции проектного управления. Сущность концепции состоит в представлении любого целевого изменения действующей системы как проекта - долгосрочного инвестирования в реальные активы, реализация которого связана с затратой времени и средств. Так как осуществляемые изменения систем, как правило, носят характер инновационных преобразований, то речь в данном случае идет об инновационных проектах и управлении инновационными проектами.
Понятие "инновационный проект" может рассматриваться как: форма целевого управления инновационной деятельностью; процесс осуществления инноваций; комплект документов.
Понятие инновационный проект употребляется в двух смыслах:
- Как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;
- Как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.
Актуальность выбранной темы, в первую очередь обуславливается тем, что, инновационные проекты, это необходимое условие для развития организации, усовершенствования и увеличения прибыли.
Цель работы – рассмотреть механизмы управления инновационным проектом на примере ООО "Морозко".
Объектом исследования данной работы являются инновационные проекты.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретически элементы и классификацию инновационных проектов.
- Проанализировать механизм управление инновационными проектами.
- Дать характеристику исследуемой организации и ее особенности работы.
- Разработать программу дальнейшей деятельности химчистки
Теоретической и методологической основой курсовой работы явились учебные пособия и научные труды авторов, таких как В.Я. Горфинкель, Беляев Ю.М., Круглов М.Г., Первушин В.А.. и др.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников
Глава 1 Теоретические основы инновационного проекта
1.1 Понятие и содержание инновационной деятельности и инновационного менеджмента
Инновационная деятельность— это совокупность процессов, связанных с трансформацией идей в новые или усовершенствованные продукты (услуги), технологические процессы или способы производства. Таким образом, инновационная деятельность радикально изменяет все виды рутинной, консервативной, устоявшейся деятельности в экономике, а также основных механизмов социально-экономического развития общества.
Содержание инновационной деятельности — это создание и распределение новшеств в материально-технической базе предприятий, сферах производства и услуг. Инновационная деятельность — звено интеграции научного и материального производства и реализации технических, организационно-экономических потребностей предприятий и организаций.
Инновационная деятельность включает в себя не только инновационные процессы, преобразующие научные знания в новые продукты, технологии и услуги, но и значительный комплекс маркетинговой и других видов подготовки производства, организационно-экономических, технологических и управленческих мероприятий, приводящих к инновациям и новым инновационным решениям.[1]
Главная цель инновационной деятельности предприятия (организации) заключается в обеспечении конкурентоспособности и эффективности его функционирования на рынке. Помимо главной цели существуют функциональные (частные) цели:
- замена устаревших видов продукции (услуг);
- диверсификация производства, предусматривающая расширение номенклатуры реализуемых видов продукции (услуг);
- сокращение жизненного цикла (ЖЦ) товаров или услуг;
- повышение удельного веса инновационной продукции, технологии, менеджмента в общей структуре;
- завоевание предприятием новых ниш рынка;
- повышение производительности труда и эффективности производства; сохранение известного имиджа или завоевание имиджа инновационно активной организации (предприятия), высокого места в рейтинге (иерархии в системе топ-менеджмента).
В заключение данного параграфа уточним сущность понятий:
1) “инновация” — это нововведение в области техники, технологии, организации, управления, основанное на использовании достижений НТП, науки и передового производственного опыта, обеспечивающее повышение эффективности производства, качества продукции (услуг) и ее конкурентоспособности;[2]
2) “инновационно активная организация” — организация, которая в течение трех последних лет имела завершенные инновации.[3]
Воздействие хозяйственного механизма на инновационную деятельность осуществляется посредством определенных приемов и стратегии управления, называемых в комплексе инновационным менеджментом. Иначе говоря, инновационный менеджмент представляет собой совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.
По мнению В. Д. Грибова и Л. П. Никитиной[4], инновационный менеджмент основывается на следующих ключевых моментах:
- Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.
- Организация инновационного процесса для данной инновации, предполагающая проведение организационно-технологического комплекса работ по превращению идеи в предмет (новый продукт, материализованная форма операции), готовый для продвижения на финансовом рынке и для продажи;
- Процесс продвижения и реализации инновации на рынке — это искусство, требующее творческого подхода и активных действий продавцов.
В инновационном менеджменте выделяют два уровня:
1) стратегический инновационный менеджмент, направленный на разработку стратегий роста и развития предприятий (организаций), технологических, социальных и организационно-экономических изменений, а также в целом разработку концепций формирования и совершенствования экономических систем;
2) функциональный (оперативный) инновационный менеджмент, направленный на организацию эффективного управления процессами разработки и внедрения новшеств.
Оба уровня, взаимодействуя, дополняют друг друга в едином комплексе управления: стратегический менеджмент сосредоточен на главных проблемах управления, его концептуальных основах; функциональный — на оперативных направлениях деятельности предприятий (организаций), его функциональных подсистем, участников и элементов инновационной деятельности.
Инновационный менеджмент включает в себя следующие действия:
- постановка стратегических и оперативных целей;
- разработка стратегий и стратегических направлений развития;
- анализ внешней и внутренней среды предприятий (организаций);
- анализ инфраструктуры предприятий и производств;
- анализ возможностей (перспектив) развития предприятий (организаций);
- стратегическое и оперативное планирование;
- анализ эффективности и путей совершенствования организационных структур управления;
- анализ технико-технологического и организационно-экономического развития производства;
- анализ и оценка эффективности инновационных проектов;
- выбор и разработка инновационных процессов;
- анализ разработки и внедрения организационно-управленческих решений;
- изучение рыночной конъюнктуры и проблем диверсификации производства;
- оценка эффективности инноваций и ИД;
- анализ стратегии и тактики инновационного маркетинга;
- формирование и развитие инновационных стратегий на предприятиях;
- организация управления рисками.
Инновационный менеджмент на предприятиях развивается в последние годы весьма динамично и проявляет свою эффективность в зависимости от гибкости его реакции на изменения неопределенной внешней рыночной среды, влияния НТП на производственно-хозяйственную деятельность, а также под воздействием глобальных процессов мировой экономики. Он использует определенные стандартные способы решения и приемы менеджмента, программы управления инновацией, другие научные методы и подходы, изложенные в последующих материалах данного учебника. Знания и навыки в области инновационного менеджмента позволят будущим специалистам и руководителям предприятий (организаций) эффективно работать в сложные условия х современной инновационно-модернизируемой экономики России.[5]
1.2 Управление инновационным проектом
Инновационный проект— это намечаемый к планомерному осуществлению, объединенный единой целью и приуроченный к определенному времени комплекс научно-технических работ и мероприятий по созданию, производству и продвижению на рынок новых продуктов, услуг и технологий, увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям. Объектом инновационный проект является жизненный цикл инновации.[6]
По своему содержанию инновационный проект охватывает все стадии инновационной деятельности (НИОКР, освоение и организацию производства, маркетинг новых продуктов, финансирование). Инновационный проект реализует все четыре стадии жизненного цикла новшества (зарождение, создание, распространение и потребление) и предусматривает разработку соответствующей документации в установленные сроки.[7]
При управлении инновационным проектом по функциям обычно выделяют стадии разработки, планирования, организации и контроля проекта. Понятие инновационный проект может быть рассмотрено в нескольких категориях:
- как форма целевого управления инновационной деятельности;
- процесс разработки и реализации инноваций;
- комплект документов
По уровню научно-технической значимости инновационные проекты подразделяются:
• на модернизационный;
• новаторский;
• опережающий (основан на опережающих технико-технологических решениях);
• пионерный.
По объему решаемых задач инновационные проекты подразделяются на монопроекты (один разработчик); мультипроекты (комплексные программы); мегапроекты (несколько программ с участием многих отраслей, регионов, корпораций, группы стран).[8]
По уровню принятия управленческих решений инновационные проекты бывают федеральные, региональные, отраслевые и проекты предприятий. Период реализации инновационных проектов: долгосрочный, средне- и краткосрочный.
На современном этапе управление инновационными проектами рассматривается как стратегический процесс (стратегическое управление инновационными проектами).
Процесс разработки инновационных проектов включает в себя следующие этапы:
- формирование инновационной идеи и определение стратегической цели проекта;
- стратегические исследования по проекту;
- структуризация по проекту;
- анализ рисков и факторов неопределенности;
- выбор варианта реализации проекта.
План инновационных проектов представляет собой детально разработанный, сбалансированный по ресурсам, времени и исполнителям, взаимосвязанный перечень работ и мероприятий, направленных на достижение поставленных целей и задач. Инновационный проект предусматривает создание и стратегических, и оперативных планов.
В процессе планирования определяются следующие параметры:
- состав этапов работ и сроки их выполнения;
- сметная стоимость этапов;
- перечень ресурсов для реализации инновационных проектов;
- расчеты экономической эффективности;
- карты технического уровня по видам продукции и технологическим процессам[9]