Файл: Методы управления инновационным проектом (Понятие и содержание инновационной деятельности и инновационного менеджмента).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы инновационного проекта
1.1 Понятие и содержание инновационной деятельности и инновационного менеджмента
1.2 Управление инновационным проектом
1.3 Жизненный цикл инновационных проектов
1.4 Порядок разработки и управление реализацией инновационных проектов
1.5 Классификация инновационных проектов
Глава 2. Управление механизмом инновационного проекта на примере ООО "Морозко"
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Определение целей разработки проекта
2.3 Оценка конкуренции и анализ потребителей
2.4 Производственно – технологические инновации в ООО "Морозко"
Бизнес-план инновационных проектов дает возможность правильно оценить и обосновать варианты реализации проекта в конкурентных условиях рыночных отношений. Он является программным документом, дающим представление о целях, методах осуществления и результатах инновационных проектов, в том числе окупаемости необходимых затрат и кредитов.
Вопросы контроля и реализации инновационных проектов решаются на всех стадиях, начиная с планирования и заканчивая его непосредственным внедрением.
Состав проектной документации инновационных проектов включает следующие разделы:
- содержание проблемы и обоснование необходимости (актуальности) ее решения;
- цели и задачи проекта;
- этапы и конкретные сроки их осуществления, а также реализации инновационных проектов;
- система комплексных мероприятий по программе инновационных проектов;
- ресурсное обеспечение проекта;
- оценка эффективности инновационных проектов;
- механизм реализации инновационных проектов, организации управления и контроля плановых заданий.[10]
К проекту прилагается расчетно-пояснительная записка и бизнес-план.
Успешная реализация инновационных проектов возможна при соблюдении базовых принципов управления инновационным проектом:
- альтернативный выбор объекта и цели проекта;
- гибкая система и методы планирования;
- сбалансированность затрат и рисков с ожидаемой эффективностью ИП;
- полнота цикла управления ИП;
- поэтапная реализация и контроль ИП;
- оценка побочных (второстепенных) эффектов ИП и обратной связи, динамики распределения рисков и финансирования по этапам ИП;
- системно-комплексная взаимоувязка работ и мероприятий ИП;
- своевременная корректировка действий по результатам этапного выполнения.
Важнейшее значение имеет проведение качественной экспертизы инновационных проектов, принимающей решение о целесообразности и объеме финансирования проекта. Экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук осуществляют Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).[11]
Следует пояснить, что любой инновации и проекту всегда сопутствует определенное (устойчивое или неустойчивое) сопротивление. Поэтому руководители предприятий и инновационных проектов должны принимать меры по нейтрализации этого сопротивления (внедрение коллективных методов обсуждения и принятия решений, системы консенсуса и коллективной ответственности, систем оптимального мотивирования, привлечение социально-психологических служб, организация и поддержание инновационного климата, корпоративной культуры и др.)
1.3 Жизненный цикл инновационных проектов
Жизненный цикл проекта (ЖЦП) — это промежуток времени между моментом формализации идеи или утверждения технического задания проекта и моментом его закрытия, т.е. от состояния, «когда проекта еще нет», до состояния, «когда проекта уже нет».
Основные наиболее крупные временные участки обычно называют фазами жизненного цикла: фаза инициирования проекта, фаза разработки его концепции, фаза планирования проекта, фаза осуществления проекта и фаза завершения. В свою очередь, каждая из них делится на более мелкие элементы — стадии, этапы, подэтапы и т.д. (необходимо отметить, что определение фазы как наиболее крупного элемента жизненного цикла проекта носит условный характер; в других подходах это этапы или стадии). Элементами самого нижнего уровня структуризации жизненного цикла являются пакеты работ или работы. Переход от одной фазы к другой регламентируется достижением промежуточных целей или результатов фазы. Только тогда, когда руководитель проекта добивается запланированных показателей промежуточной подцели и получает соответствующий результат (и, более того, доказывает заказчику или инвестору, что требуемая подцель действительно достигнута и получен действительно нужный результат), он имеет право перехода к другой фазе. Это формализуется в виде своего рода ворот или шлюзов, прохождение которых невозможно без достижения показателей промежуточных целей или результатов.[12]
Жизненный цикл инноваций или инновационных продуктов имеет в своей основе три жизненных цикла: продукции, создания новой техники, товара. Жизненный цикл продукта имеет четыре стадии: НИОКР, производство, реализация, сервис. Процесс создания новой техники включает порядка шести стадий: НИР; ОКР; техническая подготовка производства; массовое или серийное производство; внедрение на рынок; сервис. Жизненный цикл товара имеет пять стадий: зарождение рынка; ускоренный рост; замедленный рост; зрелость и насыщение рынка; спад рынка.
Жизненный цикл инновационного проекта
У специалистов по управлению проектами часто жизненный цикл проекта представляется как процесс, состоящий из ряда следующих стадий (фаз, этапов): инициация, планирование, исполнение, контроль, завершение. Рассмотрим несколько примеров.
X. Кук и К. Тейт жизненный цикл проекта представляют в виде следующих четырех стадий: 1) стадии инициации, 2) планирования, 3) исполнения, 4) окончания.
Ф. Бэгьюли видит жизненный цикл проекта состоящим из четырех этапов: 1) этап технико-экономического обоснования; 2) этап планирования и разработки; 3) этап производственный; 4) этап заключительный).
М. В. Романова считает, что жизненный цикл проекта должен иметь пять фаз.[13]
1. Фаза жизненного цикла проекта — инициация (начальная фаза).
2. Фаза разработки (промежуточная фаза).
3. Фаза исполнения (промежуточная фаза).
4. Фаза контроля (промежуточная фаза).
5. Фаза завершения (конечная фаза).
Такое представление справедливо, если мы имеем дело с обычными повторяющимися циклами работ, например, обслуживание очередного корпоративного клиента, разработка концепции, открытие нового филиала в регионе. Если мы имеем дело с таким сложным проектом, как создание и продвижение новшества, то в основе должен лежать жизненный цикл инновации.
Например, коллектив авторов учебного пособия "Управление инновационными проектами" под редакцией В. Л. Попова представляет жизненный цикл инновационного проекта как соответствующий циклу создания новшества. У них жизненный цикл инновационного проекта включает четыре фазы.
1. Фаза концепции.
2. Фаза разработки.
3. Фаза реализации.
4. Фаза завершения.
Однако это видение требует уточнения.
Проект должен реализовать жизненный цикл новшества, все его четыре стадии (зарождение, создание, распространение и потребление), и его программа действий должна быть направлена на поиск идеи новшества, создание новшества, его распространение и поддержку у потребителя. Создание новшества объединяет в себе и разработку документации, совместно с созданием опытного образца, и промышленное производство. Поскольку это разные виды деятельности, то с точки зрения организации управления проектом в жизненном цикле проекта это должны быть разные стадии. Проект должен иметь явное начало, его необходимо инициировать, и он должен иметь соответствующее завершение. Поэтому, мы выделяем 5 стадий инновационного проекта.[14]
1. Инициация — Идея: инициация проекта при возникновении и отборе идеи, научно-исследовательская работа — НИР, макет, концепция новшества.
2. Разработка — Модель: разработка новшества (ОКР, разработка технологии, метода), документальное оформление новшества, создание опытных образцов и проведение испытаний, правовая защита новых решений.
3. Реализация — Производство: реализация идеи и создание (производство) новшества.
4. Распространение — Продвижение: диффузия, распространение и распределение новшества — маркетинговая логистика новшества.
5. Потребление — Завершение: потребление новшества, развитие
1.4 Порядок разработки и управление реализацией инновационных проектов
Разработка инновационного проекта представляет собой особым образом организованную НИР прогнозно-аналитического и технико-экономического характера, связанную с постановкой цели инновационного проекта, разработкой его концепции, планированием проекта и оформлением его проектно-сметной документации.
Разработка инновационного проекта— длительный, дорогостоящий и очень рискованный процесс. Любой проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд последовательных ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта, который принято делить на фазы, фазы — на стадии, стадии— на этапы. У каждого проекта можно выделить начальную (прединвестиционную) стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения работ (инвестиционную).[15]
Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях инновационного цикла. Более того, успешно прошедшие стадию испытания и внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком. Многие проекты дают обнадеживающие результаты на первой стадии разработки, но затем при неясной технологической перспективе должны быть закрыты. Даже наиболее успешные проекты не застрахованы от появления у конкурента более перспективной новинки.
Структуризация проекта представляет собой дерево ориентированных на продукт компонентов (оборудование, работы, услуги, информация), а также организацию связей и отношений между элементами. Ведь проект возникает, существует и развивается в определенном окружении— внешней среде, которая формируется политическими, экономическими, социальными и научно-техническими факторами. Проект как всякая система может быть разделен на элементы, между которыми должны определяться и поддерживаться связи.[16]
Инновационный проект тесно связан с научно-техническим обеспечениями ориентируется на законодательно-правовые основы.
Непосредственно же древообразная структура позволяет распределить общий объем работ по проекту на независимые блоки, которые передаются под управление специалистам.
Структурирование помогает решить следующие задачи:
- разделение объекта на поддающиеся управлению блоки;
- распределение ответственности;
- оценка необходимых затрат средств, времени, материальных ресурсов;
- создание единой базы для планирования, составления смет и контроля над затратами;
- увязка работ по проекту с системой ведения бухгалтерских счетов;
- переход от общих целей к конкретным заданиям.
Основными участниками инновационного проекта являются:
- заказчик— будущий владелец и пользователь результатов проекта (юридические, физические лица);
- инвестор— юридические, физические лица, которые вкладывают деньги (заказчик и инвестор могут совпадать);
- проектировщик— разработчик проекта;
- поставщик — организация, которая обеспечивает материально-техническое обеспечение;
- руководитель проекта— юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту;
- команда проекта, созданная на период работ.
Создание и реализация инновационного проекта включает следующие этапы.[17]
•Формирование инновационного замысла (идеи). Этап подразумевает разработку плана действий; необходимо определить субъекты (коммерческие организации и хозяйствующие субъекты) и объекты инвестиций (основные фонды, здания, сооружения, непосредственно программа инвестиций), их формы и источники в зависимости от деловых намерений разработчика идеи.
•Исследование инновационных возможностей. Целью исследования инновационных возможностей является подготовка предложения для потенциального инвестора. Если потребности в инвесторах нет и все работы производятся за счет собственных средств, тогда принимается решение о финансировании работ по подготовке технико-экономического обоснования(ТЭО) проекта.
- Подготовка контрактной и проектной документации.
- Строительно-монтажные работы.
- Эксплуатация объекта.
- Мониторинг экономических показателей.
В инновационном проекте могут использоваться следующие формы инвестиций: денежные средства и ценные бумаги, земля, здания, сооружения, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью