Файл: Государственная поддержка создание и внедрения инновационных проектов.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, мировая экономическая наука последних десятков лет показывает, что в формировании конкурентоспособности компаний и государств инновации исполнили существенную значимость, гарантировав стратегические превосходства руководителям инновационных процессов. Вследствие этого важной проблемой, для какой угодно страны представляется подбор приоритетных направлений инновационной работы. Достойное место государства на мировой политической и экономической арене невозможно без достижения технологического и научного лидерства, эффективного внедрения высокотехнических инноваций. Государственная поддержка инновационной деятельности – ключевой элемент в достижении международной конкурентоспособности и обязательное условие перехода общества к инновационной модели развития.
Государственные инновационные программы работают фундаментом с целью развития инноваторской политики компаний и призваны гарантировать встраивание многих субъектов хозяйствования в государственную инновационную концепцию. В нынешнее время результативность инновационной работы компании обусловливается, первоначально только, присутствием отработанной организации инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих согласно к инновационной области академических исследований.
В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации приняты законы, регулирующие отношения с общественностью в области инноваций и инноваций. Однако их систематический анализ указывает на отсутствие единства не только в их развитии, но и на определение их имен и понятий. Наряду с законами субъекты Российской Федерации принимают политические документы, устанавливающие комплекс мер по реализации инновационной политики, развитие научной и инновационной деятельности на территории своего региона или реализацию мер государственной поддержки предметы инноваций.
Теоретические основы данной работы составили труды таких авторов как: Я.Д. Вишняков К.А. Кирсанов, С.П. Киселева, Б.Т. Кузнецов А.Б. Кузнецов, А.Н. Мардас, Р. И. Акмаева, Ю.М. Беляев, Л.К. Вьюгина, Е.П. Голубков и др.
Целью данной работы является изучение государственной поддержки создания и внедрения инновационных проектов. При этом можно выделить следующие основные задачи:
- рассмотреть понятие и сущность инноваций;
- изучить особенности управления инновациями;
- рассмотреть особенности государственной поддержки инноваций;
- представить резюме проекта;
- описать команду проекта;
- описать планирование времени;
- составить смету проекта;
- оценить риски проекта.
Информационную базу исследования составила научная и учебная литература по теме исследования, в том числе труды таких авторов как: Я.Д. Вишняков К.А. Кирсанов, С.П. Киселева, Б.Т. Кузнецов А.Б. Кузнецов, А.Н. Мардас, Р. И. Акмаева, Ю.М. Беляев, Л.К. Вьюгина, Е.П. Голубков и др.
Объектом данного исследования выступает проект внедрения инновация на примере частного лицея. Предметом - государственная поддержка создания и внедрения инновационных проектов.
В работе использовались общенаучные методы, такие как анализ, синтез.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты изучения государственной поддержки создания и внедрения инновационных проектов. Во второй главе представлен проект внедрения инновация на примере частного лицея.
1. Теоретические аспекты изучения государственной поддержки создания и внедрения инновационных проектов
1.1. Понятие и сущность инноваций. Особенности управления инновациями
В современном постиндустриальном мире инновациям отводится первоочередная роль в развитии экономики и общества. Несмотря на повышенный интерес исследователей к данному феномену, единства подходов к определению термина «инновации» не выработано до сих пор.
В общей сложности можно выделить пять основных подходов к раскрытию сущности инноваций (рисунок 1). Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1 - Базовые подходы к определению сущности инноваций
Согласно объективному подходу под инновациями следует понимать результат научно-технического прогресса. В то же время процессный подход утверждает, что инновации есть процесс, включающий в себя разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей [3].
Объективно-утилитарный подход рассматривает инновации двояко: с одной стороны, воспринимает их в качестве объекта, а с другой – делает акцент на их утилитарном характере (способности к удовлетворению общественных потребностей с большим полезным эффектом).
Согласно процессно-утилитарному подходу инновации следует отождествлять с комплексным процессом создания, распространения и использования новых практических средств.
Наконец, процессно-финансовый подход рассматривает инновации с позиции процесса инвестирования в них.
Так или иначе, понятие инноваций тесно связано с такими терминами, как новации (новшества) и нововведения.
Новация (новшество) – это новый порядок, обычай, метод, явление или изобретение.
Нововведение – это процесс использования новшества.
Таким образом, инновации можно воспринимать в качестве нововведений, получивших реальное воплощение в производственном процессе и фактически используемых [5].
Согласно международным стандартам под инновациями следует понимать конечные результаты инновационной деятельности, представленные в виде новых или усовершенствованных продуктов, внедренных на рынок, либо процессов, используемых в практической деятельности. Также инновация может быть определена в качестве результата процесса формирования и распространения качественно отличных от предшествующих аналогов изделий, услуг, технологий и управленческих методов. Это новшество, приобретающее экономическое содержание.
Основными свойствами инноваций являются:
- новизна;
- производственная преемственность;
- коммерческая реализуемость.
Это означает, что все новшества, новации и нововведения, прежде всего, должны символизировать наличие новизны в виде технико-технологических сдвигов, организационных либо управленческих преобразований. Помимо этого, нововведения должны быть внедрены в производство и реализуемы на рынке, то есть востребованы. Лишь в этом случае, при соблюдении описанных выше условий, нововведения могут считаться инновациями.
Инновации подлежат множественной классификации по различным основаниям. Их основные виды представлены на рисунке 2. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 2 - Виды инноваций
В зависимости от содержания и формы реализации инновации могут быть представлены в виде продукта или процесса. В первом случае речь идет о получении новых продуктов или услуг, нацеленных на удовлетворение определённых рыночных потребностей, а во втором – о новых элементах, вводимых и организационные, управленческие, производственные, маркетинговые и иные процессы.
По степени новизны и своему инновационному потенциалу инновации могут быть радикальными (базисными) и модифицированными (ординарными). Первые ориентированы на создание принципиальных новшеств, не имеющих аналогов в прошлом, а вторые носят улучшающий характер и являются новшествами относительной новизны. Как показывает практика, в современном мире наиболее важная роль отводится последним. Все инновации могут быть ориентированы на удовлетворение уже устоявшихся либо новых общественных потребностей [7]. В зависимости от своей способности к распространению инновации делятся на единичные и диффузные. Первые осуществляются в рамках какого-либо одного объекта, а вторые – широко распространены. По механизму своего осуществления инновации также могут быть завершенными либо незавершенными, успешными или неуспешными.
По приоритетам появления инновации принято делить на инициирующие и последующие. В то же время в зависимости от отношения к предшествующим нововведениям инновации делятся на пять групп:
- замещающие инновации (предполагают полную замену устаревшего продукта, процесса или технологии);
- отменяющие инновации (ориентированы на полное исключения изделия в связи с появлением новых функций);
- возвратные инновации (связаны с возвращением к прежним прототипам, способам и методам в виду несостоятельности инновации);
- открывающие инновации (основаны на создании средств, не имеющих сопоставимых аналогов);
- ретровведения (опираются на воспроизведение и формирование на современном уровне старых предшественников) [6].
В зависимости от времени реализации они могут быть текущими или перспективными. Помимо прочего инновации в зависимости от типа новшеств делятся на две группы: материально-технические и социальные. Первые представлены промышленными материалами, техникой и технологиями, а вторые могут быть экономическими, правовыми, социально- и организационно- управленческими и даже педагогическими.
По области своего применения инновации могут быть техническими, технологическими, организационно-управленческими, информационными и социальными [9].
По причине своего возникновения инновации делятся на реактивные и стратегические. Первые появляются в качестве реакции на нововведения конкурентов, а вторые формируются в целях получения конкурентных преимуществ.
В зависимости от особенностей инновационного процесса, инновации принято разграничивать на внутри- и меж- организационные.
Инновация в классическом менеджменте рассматривается как процесс внесения новшества в различные аспекты жизнедеятельности предприятия. В связи с существенным развитием рынка информационных систем и технологий, инновацией также принято называть разработку высокой точности или программный продукт. Рынок инновации развивается очень быстро. Практическое внедрение и осваивание новшеств происходит во всех сферах деятельности. Довольно часто возникают ситуации, при которых руководитель выступает противником инноваций, воспринимая их враждебно. Большинство новшеств не несут в себе потенциальной опасности для бизнеса и производства. Они созданы для того, чтобы облегчить жизнь любого работника и руководителя. Внедрение инновации на начальном этапе происходит довольно болезненно. Рассмотрим этапы внедрения инноваций на предприятии [4].
- Анализ текущей ситуации с выявлением слабой стороны
- Изучение рынка инноваций
- Подбор необходимого инновационного продукта
- Приобретение и тестовое внедрение
- Подготовка персонала
- Оценка результатов
- Тестовое использование
- Пост продажное обслуживание
Задачи инновационного менеджмента:
- Внедрение инноваций в работу предприятия
- Тестирование инноваций
- Контроль инновационной деятельности
- Мониторинг рынка инновационных продуктов
- Решение проблем внедрения инновации
- Оценка результатов
- Разработка инновационной стратегии
Специалист по инновационному управлению должен учитывать особенности предприятия, его коллектив, руководителя, цели и задачи. Эти сведения позволяют выявить наиболее подходящую разработку и внедрить ее на предприятие без особого труда. Критична ситуация, при которой инновация не принимается коллективом и руководителем. Она может не восприниматься, отторгаться. Рассмотрим практический пример [6].
Предположим, что руководитель занимается оптовыми поставками продуктов питания. С определенной даты вступил в силу новый закон, определяющий форму товарно–транспортной документации. В силу нескольких причин, одной из которых является финансовая особенность, руководитель остановил свой выбор на бесплатной программе по ведению бухгалтерского учета. Однако, данный вид программного продукта не учитывает последние изменения законодательной системы. Для того, чтобы получить последнюю версию программы, менеджеру придется приобрести лицензию или отказаться от ее использования.