Файл: Государственная поддержка создание и внедрения инновационных проектов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Метод прямого воздействия на пользователя

- Метод информационного воздействия

- Метод адаптации

- Метод стимулирования

- Метод убеждения

- Метод тестирования

Данные методы направлены на адаптацию и внедрение инновации на предприятие. Чаще всего пользователи не готовы применять инновации в работе. Задача менеджера состоит в том, чтобы при использовании данных методов внедрить разработку и управлять ей в рамках предприятия. Проще всего это сделать на этапе тестирования.

1.2. Особенности государственной поддержки инноваций

Регулирование экономики – это целенаправленное государственное воздействие на систему функционирования субъектов хозяйственных отношений в рыночных условиях. С точки зрения уровня и форм государственной поддержки инноваций в мировой практике принято определять государственные стратегии активного вмешательства, децентрализованного регулирования и смешанных. Суть стратегии активного вмешательства - признание государством научной, научно-технической и инновационной деятельности как основной и определяющей составляющей экономического роста национальной экономики. Как правило, после объявления этого принципа происходят существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства [8].

Стратегия децентрализованного регулирования - более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сферах. Государство играет важную роль в этой стратегии, но нет строгих политических связей, характерных для стратегии активного вмешательства. За этой стратегией следуют Соединенные Штаты, Великобритания и ряд других стран. В отличие от стратегии активного вмешательства, когда ведущая роль в выборе приоритетов для научно-технического развития принадлежит государству, в стратегии децентрализованного регулирования, организации и другие бизнес-единицы на первом месте, а роль государства заключается в создании необходимых юридических, экономических и других условий для них.

Смешанная стратегия используется в странах, где государственный сектор играет значительную роль в экономике, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала секторов этого сектора. В отношении государственных организаций государство использует стратегию активного вмешательства, а остальное - стратегию децентрализованного регулирования (это типично для Швеции). Современный уровень развития экономики предусматривает её многоукладность и полифункциональность. Соответственно, экономические отношения подразумевают наличие в них широкого круга субъектов, которыми являются производители и потребители рыночных отношений.


 В последнее время значительно возросла роль отдельных юридических лиц, осуществляющих на отечественном рынке собственную предпринимательскую деятельность в целях получения прибыли. Особо успешные компании быстро становятся монополистами в своих сферах и подавляют жизнедеятельность остальных мелких и средних фирм и предприятий. В целях избежания массовой монополизации рынка, государство вынуждено вмешиваться в эти отношения и регулировать их. Более крупным субъектам рыночных отношений принадлежит высокий процент национальных финансов, распределение которых часто происходит незаконными методами.  Все участники рыночных отношений одновременно являются объектами государственного финансового регулирования, ведь они регулярно выплачивают пошлины, налоги и взносы. Регулирование среды обитания экономических субъектов происходит согласно текущему законодательству и имеет свои нормы, цели и методы, приведенные ниже. С развитием экономической системы стали возникать сложности, связанные с процессом её управления и подчинения. Возникла необходимость в создании новой законодательной базы и усилении государственного контроля. Особенно в таком контроле нуждаются самые незащищенные слои населения. Незащищенные субъекты рыночных отношений все чаще подвергаются монопольному давлению и вынуждены уходить с рынка, едва только начав функционировать. Кроме того, рассматривая данный вопрос, необходимо акцентировать внимание на том, что само по себе государство есть не только регулирующим фактором, но и непосредственно субъектом рыночных отношений. 

Но государство имеет ряд отличий от остальных субъектов рыночной политики. Именно это отличие заключается в функции регулирования и уравновешивания баланса рыночной политики. Это регулирование происходит на основе государственного воздействия на экономическую систему.

Можно так же отметить, что государство является внеэкономической силой. Но при этом только при помощи экономических методов оно может осуществлять функцию регулирования отечественной экономики и влиять на функционирование и поведение участников рыночного хозяйствования и их структурные подразделения. Данное регулирование проводится в целях уравновешивания и контроля рыночных механизмов, правильного распределения финансовых потоков, обеспечения нормальных условий для деятельности субъектов рыночных отношений. В последнее время стала наблюдаться тенденция усиления регулирующей роли государственных структур в управлении экономическими процессами. Государственное регулирование так же предусматривает сглаживание негативных правовых моментов, возникновение которых в условиях рабочего функционирования рыночных механизмов неизбежно [9].


Государство выполняет такие экономические функции:

1) Обеспечивает нормативно – правовую основу для нормального функционирования субъектов рыночных отношений.

2) Обеспечивает равные условия конкуренции в рыночной среде - метод принятия антимонопольных законов и образования антимонопольных комитетов, что в последние годы, как показывает статистика, стало особо важным моментом.

3) Участвует в регулировании правильного распределения финансовых ресурсов между субъектами рыночных отношений. Это реализуется через действие системы налогообложения. Из государственных фондов, которые формируются за счет отчислений из налоговой системы, производятся социальные выплаты, пенсии, пособия, финансирование государственных структур [8].

4) Функции охраны среды жизнедеятельности и финансирование системы развития науки.

 5) Контроль трудовой занятости населения и регулирование уровня безработицы. Осуществление функций производства того или иного вида товаров или финансирование предпринимательских структур, которые производят товары для государственных закупок. Финансирование предоставления общественных услуг.

Инновационные фирмы – организации, чья деятельность напрямую связана с наукоемким производством. Основные функции подобных организаций – это научное исследование и интеграция новаций. Благодаря тому, что инновационные фирмы узкоспециализированы, они могут апробировать новации и передавать их партнерам в минимальные сроки.

 Деятельности инновационных организаций сопутствует риск. По данным исследований 90% инновационных компаний убыточны, что допустимо, только если инновационная компания является аффилированной, а главная компания настолько крупна, что способна без проблем покрыть возникающие долги.

Встречаются следующие формы инновационных организаций [10]  

1. Венчурные фирмы. Современные венчурные фирмы являются мобильными и отличаются высокой компетентностью. Особенностью венчурных фирм является их временный характер – как правило, венчурная организация создается под определенный проект, а потом упраздняется.  

2. Спин-оффы. Эти фирмы организуются для внедрения научно-технических разработок. Основные отрасли деятельности – космическая и военная. Отличие от венчурных фирм состоит и в том, что спин-оффы пользуются государственной поддержкой, тогда как венчурная компания – это чаще всего частный проект. 

3. Инжиниринговые фирмы выполняют как фундаментальные исследования, так и практическую работу. Такие фирмы – своего рода соединительное звено между венчурами и спин-оффами. Одна из главных задач инжиниринговых фирм – подготовка производственных процессов на предприятии для внедрения новации. 


4. Бизнес-инкубаторы имеют цель стимулировать малый и средний бизнес. В инкубаторе выращивают предпринимателей, обладающих достаточным уровнем квалификации, чтобы создать предприятие, которое было бы устойчивым. Предприниматель находится в инкубаторе в течение срока до 2,5 лет. Сотрудничество с бизнес-инкубатором может протекать в виде одной из двух форм: действительной и ассоциативной. Вторая форма, в отличие от первой, предполагает свободное использование ресурсов инкубатора без размещения предприятия на его территории.

5. Технопарки. Эти организации преследуют цели превратить инновации в коммерчески выгодный и конкурентоспособный продукт и сократить цикл от идеи до готового товара. Один из вариантов технопарка – технополис. Технополисы популярны в Японии – создаются они по решению центральной власти, а финансируются на 50% местной префектурой и лишь на 10% государством. 

6. НФПГ. Цель НФПГ (научно-финансовые промышленные группы) – организовать рациональное использование интеллектуальных, финансовых и прочих ресурсов для развития инновационного потенциала региона. НФПГ не только финансируют НИОКР и осуществляют отбор наиболее жизнеспособных инноваций, но и занимаются созданием рабочих мест.

С точки зрения российских правовых систем, опыт континентальной Европы и скандинавских стран, особенно Франции и Финляндии, ближе, где создание крупных инновационных проектов со всесторонней государственной поддержкой дает ощутимые результаты.

В этой политике выделяются следующие области:

- увеличение количества инвестиций в области научно-технических исследований и инноваций;

- государственная поддержка в области научно-технических исследований и инноваций и стимулирование инноваций посредством использования государственных закупок для содействия исследованиям и инновациям; разработка на национальном уровне налоговых льгот для инновационных предприятий; принятие мер по улучшению возможностей карьерного роста ученых, приближение правительственных исследований к потребностям промышленности, полное внедрение потенциала европейских и национальных государственных финансовых инструментов и т. д .;

- государственное финансирование инновационной деятельности;

- защита результатов научно-технических исследований и инноваций, в рамках которых принимаются меры, направленные на защиту интеллектуальной собственности; о регулировании товарных и финансовых рынков, установлении правил конкуренции; совершенствование налоговых процедур и т. д.;


- развитие координации в странах ЕС, в межгосударственных отношениях между членами ЕС и с другими странами. Планируется создать ряд европейских технологических платформ, призванных объединить основных участников инновационной системы для разработки и реализации единой стратегии создания, развития и использования инновационных технологий в Европе;

- мобилизация научно-технических ресурсов страны для реализации фундаментальных государственных программ.

Одна из основных форм поддержки инновационной деятельности – система государственных институтов развития в сфере инноваций. Она включает:

- институты предпосевного и посевного финансирования;

- венчурные фонды с государственным участием (АО «Российская венчурная компания» (АО «РВК»), госкорпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», АО «РОСНАНО», ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (далее – Фонд).

Отметим, что механизмы государственной поддержки инновационного предпринимательства зависят от 2 факторов:

- характера деятельности института развития;

- типа инновационной продукции.

1.3. Вывод

В рамках поддержки инновационного бизнеса и инновационных технологий основными направлениями взаимодействия перечисленных институтов развития по Соглашению являются:

- оказание финансовой поддержки инновационным проектам малых и средних предприятий на разных стадиях их осуществления;

- поиск перспективных для реализации инновационных проектов и представление их на рассмотрение другим участникам Соглашения;

- привлечение частных инвестиций в проекты, поддержанные финансовыми институтами развития.

2. Проект внедрения инновация на примере частного лицея

2.1. Резюме проекта

Сегодня молодежь - одна из самых активных категорий. Молодые люди характеризуются гибкостью мышления, гибкой и быстрой реакцией на изменения окружающей среды, предпринимательством, активной жизненной позицией, стремлением к переменам. Можно отметить, что зачастую в приоритетных секторах экономики ощущается нехватка квалифицированных молодых специалистов. Устав проекта представлен в таблице 1.