Файл: Психологические способы и приемы разрешения конфликтов в трудовом коллективе (Психологическая характеристика конфликтов в трудовом коллективе и способов их разрешения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 270
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психологическая характеристика конфликтов в трудовом коллективе и способов их разрешения
1.1. Определение и психологическая характеристика конфликта
1.2. Особенности конфликтов в трудовых коллективах
1.3. Способы и приемы разрешения конфликтов
Конфликты в трудовом коллективе могут быть вызваны недобросовестным исполнением обязанностей, неудовлетворительным стилем управления, неадекватным представлением о конкретной ситуации, индивидуально-психологическими особенностями личности, низкой профессиональной подготовкой.
Существует пять основных стратегий поведения человека в конфликтных ситуациях: соперничество, избегание, приспособление, компромисс и сотрудничество. Каждая стратегия характеризуется рядом особенностей и может быть эффективна или не эффективна в различных конфликтных ситуациях. Для разрешения конфликтов эффективны такие способы взаимодействия, как переговоры, посредничество с участием третьей стороны, арбитраж, обязательный арбитраж. Кроме того, с целью разрешения конфликта могут использоваться такие приемы, как поддержка статуса, пренебрежение противоречиями, доминирование, апелляция к установленным правилам, компромисс, взаимные уступки, уступка оппоненту, воодушевление оппонента, сотрудничество.
Глава 2. Эмпирическое исследование поведения в конфликте и способов разрешения конфликтов в трудовом коллективе
2.1. Методологическое обоснование исследования
Цель исследования: проанализировать психологические способы и приемы разрешения конфликтов в трудовых коллективах и выявить особенности поведения участников конфликта в трудовом коллективе.
Объект исследования: психологические способы разрешения конфликтов.
Предмет исследования: особенности поведения участников трудового коллектива в конфликтных ситуациях.
Гипотеза исследования: участники трудового коллектива с высоким уровнем конфликтности склонны к стратегии соперничества при разрешении конфликтных ситуаций, с низким уровнем конфликтности — к избеганию и приспособлению.
Задачи эмпирической части исследования:
1. Сформировать выборку исследования, состоящую из членов одного трудового коллектива.
2. Подобрать диагностический материал, адекватный цели исследования и позволяющий проверить сформулированную гипотезу.
3. Разработать и провести опрос, посвященный приемам, используемым членами трудового коллектива в конфликтной ситуации, на основании проведенного теоретического анализа.
4. Эмпирическим путем выявить уровень конфликтности членов трудового коллектива и их предпочитаемые стратегии поведения в конфликтных ситуациях и сравнить полученные результаты.
5. При помощи методов математической статистики выявить взаимосвязь между уровнем конфликтности и предпочитаемыми стратегиями поведения участников конфликта в трудовом коллективе.
В исследовании использовались следующие методики:
1. Авторская анкета «Конфликты в трудовом коллективе».
Разработанная нами анкета включает 4 вопроса и нацелена на изучение отношения членов коллектива к конфликтным ситуациям и выявление используемых ими приемов и способов разрешения конфликтных ситуаций.
2. Методика «Оценка уровня конфликтности личности».
Автор методики — В. И. Андреев. Методика предназначена для выявления уровня конфликтности личности и позволяет на основании ответов испытуемого определить один из десяти уровней конфликтности: от очень низкого (14-17 баллов) до наивысшего уровня (40-42 балла).
3. Методика «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации».
Автор методики — К. Томас. Цель методики — определение ведущих стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Методика позволяет оценить склонность к использованию каждого из пяти стилей поведения в конфликте: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления.
Выборку исследования составили 20 работников, составляющих один трудовой коллектив.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования поведения в конфликте и способов разрешения конфликта участников трудового коллектива
Для изучения способов и приемов разрешения конфликтов в трудовом коллективе нами была составлена авторская анкета «Конфликты в трудовом коллективе». Полный текст анкеты представлен в приложении 1. Анкета включала 4 вопроса.
Результаты анкетирования позволили выявить частоту возникновения конфликтов в изучаемом трудовом коллективе. Полученные результаты в процентном соотношении отражены на рисунке 1.
Рис. 1. Частота возникновения конфликтов в трудовом коллективе, по мнению испытуемых
Итак, большинство работников коллектива считают, что конфликты возникают иногда (55%). 15% испытуемых ответили, что их коллективу свойственны частые конфликты. Таким образом, в целом в трудовом коллективе случаются конфликты, которые работникам приходится разрешать, соответственно, мы можем изучать стратегии поведения в конфликтных ситуациях участников данного трудового коллектива.
Рисунок 2 отражает ответы испытуемых на вопрос, касавшийся их поведения в конфликтной ситуации. Следует отметить, что при ответе на этот вопрос можно было выбрать неограниченное число вариантов.
Рис. 2. Поведение испытуемых в конфликтной ситуации
Итак, результаты показывают, что большинство членов трудового коллектива в конфликтной ситуации склонны к поиску компромиссного решения (90% испытуемых отметили этот вариант). Меньше всего участники трудового коллектива склонны к доминированию, подавлению оппонента, навязыванию своей точки зрения (30%) и к уступкам оппоненту, то есть отказе от собственных мотивов и потребностей ради удовлетворения чужих (35%). Наиболее конструктивный способ разрешения конфликта — обсуждение возникших противоречий и поиск варианта разрешения конфликта, который устраивал бы всех участников конфликтной ситуации, — выбрали только 50% испытуемых.
На рисунке 3 отражено отношение испытуемых к возможным вариантам разрешения конфликта.
Рис. 3. Предпочитаемый исход конфликтной ситуации
Видно, что члены трудового коллектива наиболее приемлемым для себя считают нахождение компромисса (45% сотрудников выбрали такой вариант). Несмотря на готовность 35% испытуемых уступать оппоненту и жертвовать своими мотивами и мнениями, приемлемым этот исход конфликта считают только 5% работников. По 15% испытуемых видят лучшим исходом конфликта его естественное затухание со временем и борьбу, доминирование над оппонентом вплоть до полной победы. Еще 20% предпочитают искать взаимовыгодные варианты разрешения конфликта.
Наконец, рисунок 4 отражает предпочитаемые способы урегулирования конфликтов. На данный вопрос также можно было отвечать, отмечая более одного варианта ответа.
Рис. 4. Способы урегулирования конфликтов
Видно, что наиболее частым способом разрешения конфликтов оказывается ведение переговоров между сторонами-участниками конфликта (70% работников сталкиваются с таким способом разрешения конфликтной ситуации). Реже всего происходит обязательный арбитраж. В то же время сравнительно часто привлекается третья сторона, высказывающая мнение по поводу сложившегося противоречия (посредничество отметили 45% испытуемых). 30% членов трудового коллектива считают, что не применяются никакие дополнительные меры по урегулированию конфликта. Таким образом, мы видим, что в данном трудовом коллективе существуют проблемы с разрешением конфликтов, наблюдается явное несовпадение мнений среди участников исследования, их недостаточная компетентность в области конфликтологии и использование не всегда конструктивных приемов разрешения конфликта.
Для выявления взаимосвязи между конфликтностью и предпочитаемыми приемами и способами поведения в конфликте испытуемых с испытуемыми была проведена методика «Оценка уровня конфликтности личности» (В. И. Андреев). Подробные результаты испытуемых (в баллах) приведены в приложении 2. Количественное и процентное соотношение испытуемых с различным уровнем конфликтности приведено в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования уровня конфликтности испытуемых
Уровень |
Баллы уровня |
Количество испытуемых (от 20 человек) |
Процент испытуемых (от 100%) |
Очень низкий |
14-17 |
1 |
5% |
Низкий |
18-20 |
3 |
15% |
Ниже среднего |
21-23 |
4 |
20% |
Чуть ниже среднего |
24-26 |
7 |
35% |
Средний |
27-29 |
2 |
10% |
Чуть выше среднего |
30-32 |
0 |
0% |
Выше среднего |
33-35 |
2 |
10% |
Высокий |
36-37 |
1 |
5% |
Очень высокий |
38-39 |
0 |
0% |
Наивысший |
40-42 |
0 |
0% |
Полученные результаты показывают, что среди членов трудового коллектива есть сотрудники с различным уровнем конфликтности от очень низкого до высокого. Ни у одного сотрудника не был выявлен очень высокий или наивысший уровень конфликтности. Наглядно полученные результаты показаны на рисунке 5.
Рис. 5. Уровень конфликтности испытуемых
Как видно по рисунку, чаще всего работники в трудовом коллективе имеют уровень конфликтности чуть ниже среднего (35%) или ниже среднего (20%). В целом высокий уровень конфликтности встречается редко: у 10% работников он оказался выше среднего, и всего у 5% выявлен высокий уровень конфликтности.
Для изучения предпочитаемых способов и приемов разрешения конфликтных ситуаций с испытуемыми была проведена методика «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации» (К. Томас). Подробные результаты приводятся в приложении 3. В таблице 2 представлено количественное и процентное соотношение испытуемых с различными ведущими стратегиями (у одного работника были выявлены 1 или 2 ведущие стратегии).
Таблица 2
Результаты исследования поведения в конфликтной ситуации
Количество работников с выявленной ведущей стратегией |
Процент работников с выявленной ведущей стратегией |
|
Соперничество |
7 |
35% |
Сотрудничество |
6 |
30% |
Компромисс |
10 |
50% |
Избегание |
3 |
15% |
Приспособление |
3 |
15% |
Итак, по таблице видно, что у половины испытуемых из трудового коллектива в качестве ведущей или одной из ведущих стратегий поведения в конфликтной ситуации выявлена стратегия компромисса. Это означает, что обе стороны в конфликте предпочитают немного уступить, чтобы в остальном всё же удовлетворить свои интересы и потребности, путем обмена и торга, уступок. Работникам недостает более глубокого уровня взаимодействия, при котором они смогли бы прийти к лучшим взаимовыгодным решениям при помощи сотрудничества. Сотрудничество как преобладающая стратегия поведения выявлена только у 30%. 35% сотрудников склонны к проявлению конкуренции (соперничества) как способа разрешения конфликта: они активны, предпочитают разрешать конфликт по-своему, не заинтересованы в сотрудничестве с другими и достигают цели, используя волевые качества, в ущерб интересам других. Наконец, по 15% участников исследования имеют в качестве ведущей или одной из ведущих стратегий приспособление и избегание.