Файл: Психологические способы и приемы разрешения конфликтов в трудовом коллективе (Психологическая характеристика конфликтов в трудовом коллективе и способов их разрешения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психологическая характеристика конфликтов в трудовом коллективе и способов их разрешения
1.1. Определение и психологическая характеристика конфликта
1.2. Особенности конфликтов в трудовых коллективах
1.3. Способы и приемы разрешения конфликтов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью и важностью конструктивного разрешения конфликтов, возникающих в трудовых коллективах, с целью гармонизации межличностных отношений в коллективе, повышения эффективности деятельности коллектива, успешного решения поставленных задач и удовлетворения потребностей участников коллектива.
Конфликт в психологии понимается как столкновение несовместимых друг с другом тенденций, мотивов, суждений и пр., связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Взаимодействие людей в трудовом коллективе предполагает противоречия, зачастую приводящие к столкновению интересов участников конфликтной ситуации.
Неумение разрешать конфликты конструктивным образом негативно сказывается как на психологическом климате и деятельности трудового коллектива в целом, так и на психологическом состоянии отдельных работников. Таким образом, изучение приемов и способов разрешения конфликтов в трудовом коллективе является актуальным.
Цель исследования: проанализировать психологические способы и приемы разрешения конфликтов в трудовых коллективах и выявить особенности поведения участников конфликта в трудовом коллективе.
Объект исследования: психологические способы разрешения конфликтов.
Предмет исследования: особенности поведения участников трудового коллектива в конфликтных ситуациях.
Гипотеза исследования: участники трудового коллектива с высоким уровнем конфликтности склонны к стратегии соперничества при разрешении конфликтных ситуаций, с низким уровнем конфликтности — к избеганию и приспособлению.
Для достижения цели и проверки сформулированной гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть определение конфликта и охарактеризовать конфликт как психологическое явление, рассмотреть его особенности и структуру.
2. Проанализировать особенности конфликтов, протекающих в трудовых коллективах, их причины и значимость в жизни и деятельности трудового коллектива.
3. Изучить возможные способы поведения и приемы разрешения конфликтов.
4. Определить приемы, используемые членами трудового коллектива при разрешении возникающих конфликтов.
5. Эмпирическим путем изучить уровень конфликтности и предпочитаемые стратегии поведения в конфликте, проанализировать их и выявить взаимосвязь между ними.
Теоретико-методологическая база исследования. Теоретический анализ конфликтов в трудовом коллективе и способов их разрешения основывается на работах А. Я. Анцупова, Р. Дарендорфа, А. К. Зайцева, Д. Майерса, А. В. Гагаринского, Н. В. Гришиной, С. М. Емельянова, О. Ю. Калмыковой, Р. Х. Килманна, И. Д. Ладанова, Е. В. Сидоренко, К. У. Томаса и других.
В работе использовались методики:
1. Авторская анкета «Конфликты в трудовом коллективе»;
2. Методика «Оценка уровня конфликтности личности» (В. И. Андреев);
3. Методика «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации» (К. Томас).
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы составляет 42 страницы. В приложениях представлен текст авторской анкеты и результаты каждого испытуемого по методикам. Список литературы включает в себя 31 наименование.
Глава 1. Психологическая характеристика конфликтов в трудовом коллективе и способов их разрешения
1.1. Определение и психологическая характеристика конфликта
В современной психологии представлены различные определения конфликта. По мнению Д. Майерса, конфликт — это воспринимаемая несовместимость целей или действий [19]. В. П. Шейнов определяет конфликт как противоборство, столкновение сторон, в котором хотя бы одна сторона воспринимает действия другой стороны как угрозу собственным интересам [30].
Б. И. Хасан называет конфликтом такую характеристику взаимодействия, в какой действия, не способные сосуществовать в неизменном виде, детерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя при этом особой организации. Важно учитывать, что такое действие можно рассматривать как во внешнем, так и во внутреннем плане. Одновременно с этим любой конфликт — это актуализировавшееся противоречие, противостоящие мотивы, установки, ценности, выраженные во взаимодействии [27].
Конфликт — это отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся противоборством субъектов на основании противоположно направленных интересов (идеалов, мотивов, убеждений, ценностей, потребностей) или суждений (взглядов, оценок, мнений) [13, 23].
Для того чтобы понять суть конфликта как психологического понятия, необходимо выделить основные его признаки, особенности и условия (необходимые и достаточные) для его возникновения. Выделяют два определяющих признака конфликта:
1) Конфликт возникает на основании противоположно направленных мотивов и суждений; именно такие мотивы и суждения признаются необходимым, обязательным условием возникновения конфликта.
2) Конфликт всегда представляет собой противоборство субъектов социального взаимодействия, причем противоборство это отличается нанесением взаимного ущерба: материального, физического, морального, психологического и т.д.
Таким образом, необходимыми и достаточными условиями для возникновения конфликта можно считать наличие у сторон противоположно направленных мотивов или суждений и состояние противоборства между ними [2, 20].
К характерным чертам конфликта относится неопределенность исхода (ни один участник конфликта не знает заранее решений, принимаемых другими участниками); различие целей, которые отражают несовпадение в интересах сторон или многосторонние интересы одного лица; реакции и образ действия каждой стороны конфликта [24].
Н. В. Гришина выделяет ряд инвариантных признаков, которые позволяют ограничить проблемное поле конфликтологии. Среди них можно отметить базовые признаки, образующие то явление, которое и может быть названо конфликтом [8]:
— биполярность: взаимосвязанность и в то же время взаимопротивоположность двух сторон конфликта, противостояние двух начал;
— активность, направленная на преодоление противоречия и определяемая через понятия «столкновение», «борьба», «противодействие»;
— наличие субъекта или субъектов. Под субъектом понимается человек, который наделен волей, сознанием и способностью к активным осознанным действиям. Именно этот признак отличает конфликт от других противоречий в живой и неживой природе, поскольку ограничивает его человеческим взаимодействием;
— процессуальность — признак, позволяющий отличить конфликт от так называемых событий. Данный признак акцентирует внимание на том, что любой конфликт реализуется в виде последовательной смены состояний и имеет определенное начало, динамику и исход [8, 23].
В структуре конфликта выделяют следующие элементы:
1) стороны или участники конфликта, обозначаемые в терминах своих ролевых позиций.
2) условия конфликта, которые делятся на две группы:
— условия возникновения, т.е. причины — объективные особенности ситуации, являющиеся существенными для развития конфликта;
— условия протекания — факторы, влияющие на само развитие конфликта.
3) предмет конфликта — объект несовместимых притязаний участников конфликта, из-за которого возникает противоречие интересов или суждений.
4) взаимозависимые действия участников, имеющие цель — воздействовать на другую сторону.
5) исход конфликта, определяющий направленность конфликтного взаимодействия [4, 22].
Также к структурным элементам конфликта относят границы конфликта — пространственные пределы, территорию, на которой происходит данный конфликт [23].
Существуют различные подходы к типологии и классификации конфликтов [12]. Их различают по длительности, интенсивности развития, причине возникновения и пр. Выбор классификации основывается на том, что интересует исследователя в каждом конкретном конфликте. Другими основаниями для классификации могут быть содержание конфликта, состав участников, причины, острота или сила конфликта, форма его протекангия, способы решения и другое.
Наиболее распространенным основанием для классификации является различение видов конфликта с точки зрения участников конфликта, которыми могут оказаться отдельные люди, группы, а также большие социальные образования. На основании данного критерия выделяется несколько типов конфликтов:
— межличностные,
— внутригрупповые и межгрупповые,
— конфликты между личностью и группой,
— конфликты между личностью и организацией,
— конфликты между группой и целой организацией,
— межорганизационные конфликты [29].
Другой вариант типологии основан на уровнях субъектов конфликта в обществе. Таким образом, в зависимости от того, между кем развиваются конфликты, их можно разделить на межгосударственные, межклассовые, межэтнические, межпрофессиональные, межколлективные (развиваются между коллективами в одной организации), межотраслевые, внутриколлективные и семейные. При этом среди семейных конфликтов различают конфликты между поколениями, супружеские, братско-сестринские [2].
Конфликты между людьми могут происходить в любых сферах жизнедеятельности общества. На основании данного критерия различают социальные, духовные, политические, экономические, экологические конфликты, а также конфликты, охватывающие различные сферы общественной жизни: социально-политические, социально-экономические и т.д. [3]
Можно выделить и другие основания для типологии конфликтов:
1. По результатам для участников конфликта с позиции достижения цели и удовлетворения интересов: успешные и неуспешные конфликты.
2. По способам выражения: прямые конфликты (забастовки, отказ от участия в чем-либо) и опосредованные (письма в средства массовой информации, обращения в органы власти).
3. По массовости участников: индивидуальные и коллективные конфликты.
4. По форме протекания и характеру: организованные и стихийные конфликты, открытые и скрытые, мирные и насильственные, цивилизованные и нецивилизованные.
5. По длительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
6. По степени остроты: острые и вялотекущие.
7. По сложности решения: практически нерешаемые, трудноразрешимые и легко разрешимые конфликты [23].
Таким образом, под конфликтом в психологии понимается взаимодействие субъектов, вызванное противоречием в их интересах, ценностях, мотивах, суждениях и пр., значимых для обеих сторон. Конфликты отличаются рядом характерных признаков и черт (неопределенность исхода, различие целей и пр.), и в современной психологии существует множество подходов к классификации конфликтов на основании различных критериев.
1.2. Особенности конфликтов в трудовых коллективах
Любая организация является юридическим лицом, имеющим сложную структуру, и состоит из различных формальных и неформальных групп. В каждой, даже самой благополучной организации между этими группами или внутри них могут возникать конфликты. Например, неформальные группы, считающие, что руководитель несправедливо относится к ним, могут сплотиться в противостоянии ему [23].
Причины, способствующие возникновению конфликтов в трудовом коллективе, различны и обычно вызваны внешними и внутренними факторами. Эти противоречия, возникающие в коллективе, являются основой любого конфликта. В большинстве случаев противоречия в коллективе определяются участниками интуитивно и негативно сказываются на управлении. Впоследствии различия становятся явными, очевидными, превращаются в противоположности и препятствуют дальнейшей успешной деятельности [18, 21].
К внутренним факторам конфликта можно отнести противоречия, которые возникают и разрешаются на уровне психологической организации личности, включающей ее познавательные, регулятивные, эмоциональные компоненты.
К внешним элементам конфликта относят систему противоречий, которая возникает в процессе жизнедеятельности личности: в экономической, производственной, политической, правовой, нравственной и др. социальной среде. В развитии конфликта в трудовом коллективе важную роль могут сыграть и внешние, и внутренние факторы конфликта.