Файл: Анализ реализованных инновационных проектов (на примере компании ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМНЕФТЕПРОДУКТ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 746

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных условиях высокую конкурентоспособность бизнес-систем и их стабильный экономический рост, прежде всего, обеспечивают факторы, стимулирующие появление и распространение новых продуктов, технологий, методов, процессов. Поэтому успешное развитие предприятий возможно только при использовании современных концепций инновационного развития.

Анализ инновационной деятельностью предполагает, что предприятие определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетных целей. Отсюда возникают разные методы анализа инновационных проектов.

Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития.

Для этого необходимы специалисты, занимающиеся проектно-технологическими, организационно-экономическими, управленческими аспектами нововведений — инновационные менеджеры.

Для управления инновационной деятельностью необходимы менеджеры, имеющие комплексное образование, хорошо знающие предметную область инноваций, умеющие решать технические и производственные вопросы с учетом экономической целесообразности, коммерческой выгоды.

Такие руководители могут управлять как отдельными этапами инновационной деятельности — научными исследованиями, проектированием новых объектов и процессов, внедрением новых технологий, освоением новых изделий и их сбытом, так и обеспечивать согласованность, непрерывность, динамику инновационной деятельности предприятия на всем ее протяжении — от идеи до реализованного материального продукта.

Актуальность данной темы исследования заключается в том, что эффективность инновационного планирования во многом определяется долгим анализом и рассмотрением множества возможных вариантов инновационных стратегий предприятия.

Цель данной курсовой работы – исследовать компанию как объект стратегического управления и проанализировать инновационные проекты ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить теоретические основы инновационного проекта и его роли в создании инновации. Определить основные методы анализа инновационных проектов;
  • Дать краткую характеристику ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт»;
  • Проанализировать и оценить основные инновационные проекты ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт»;

Объектом исследования является деятельность ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», направленная на разработку инновационных проектов.


Предметом исследования является система анализ инновационных проектов.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы формирования инновационных проектов на предприятии

Инновационный проект, его основные элементы и цели

Понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation», буквальный перевод которого означает «введение новаций».

То есть с момента принятия к внедрению новшество (novation) приобретает новое качество — становится нововведением (инновацией).

Сама экономическая природа нововведения обусловливает главенство рыночной новизны над научно-технической[1].

Потребителя в первую очередь интересуют полезные свойства новой потребительной стоимости и ее преимущества перед альтернативными потребительными стоимостями, а не степень оригинальности научно-технической идеи, составляющей принцип функционирования или применимости того или иного новшества.

Для него важен полезный эффект, соотнесенный с размером ресурсов, которые затрачиваются для получения этого эффекта, а не достижения науки и техники, благодаря которым такой эффект достигается. Поэтому научно-техническая новизна, скорее, обязательное свойство не нововведения, а изобретения, составляющего основу его применимости и принцип функционирования[2].

Один из основоположников менеджмента П. Друкер выделяет семь источников инновационных возможностей. Первые три находятся в самом предприятии, а оставшиеся три включают изменения вне предприятия и отрасли. Этими источниками являются:

1. Неожиданный успех, неудача или какое-либо событие.

2. Несоответствие между объективной действительностью и ранее спрогнозированным ходом событий.

3. Потребности предприятия.

4. Негативные изменения в структуре отрасли или рынка.

5. Демографические изменения.

6. Изменения в восприятии и настрое.

7. Новое знание, как научное, так и ненаучное[3].


Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно - технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Инновация — это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей. Таким образом, непременными свойствами инновации являются новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

«Проект (project) - целенаправленный, заранее проанализированный и спланированный комплекс взаимосвязанных мероприятий по созданию или изменению какого-либо объекта (совокупности объектов) направленный на достижение заранее определенных целей в течение заданного периода времени, при установленном бюджете и определенном качестве»[4].

«Проект - уникальный процесс, состоящий из набора взаимоувязанных и контролируемых работ с датами начала и окончания и предпринятый, чтобы достичь цели-задачи (objective) соответствия конкретным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам»[5].

Ким Хэлдман в своей работе «Основа управления проектами» указывает, что «Проект (project) – комплекс, соответствующий определенным критериям, а так же планирование для производства уникального товара или услуги, которые не имеют аналогов, но имеет ограниченный срок исполнения и временный характер, означает что у него есть конкретное начало и конец, совокупность объектов, направленная на достижение заблаговременно конкретных целей в направление данного периода времени, при установленном бюджете, и конкретном качестве выполнения работы»[6].

Теперь рассмотрим, что же такое управление проектом и кто же проектом руководит.

Управление проектом - четкая область деятельности, где ставятся и несомненно достигаются требуемые цели проекта при сопоставлении объёмов работ, ресурсов, времени и качества.

Для управления проектом и для его осуществления требуются специально обученные люди — это участники проекта. Так как разные авторы предлагают разные определения, нами синтезированы и предлагаются следующие понятия и определения.

Инновационный проект — это проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.


Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.

Цель инновационного проекта — создание новых или изменение существующих систем — технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.

Осуществление всех инновационных проектов сопровождается целью. Цели бывают разными, но в конце концов их можно соединить в 4 части:

- утверждение продукта на рынках;

- увеличение объёма производств, усовершенствование свойства продукта;

- производство новейшего продукта;

- разрешение социальных и экономических вопросов. Ресурс, с наиболее низкой стоимостью, для осуществления инвестиций, - реинвестируемая прибыль организации[7].

Финансовый результат проекта – чистая прибыль. Для достижения главной цели предприятия – максимизация прибыли (максимизация стоимости компании) нужно произвести множество последовательных действий.

Это определение четко определяет цель (результат) инновационного проекта и разграничивает ее на финансовую и материально- вещественную составляющие, а также, объединяет мероприятия, документы и работы, выполняемые (оформляемые) в рамках инновационного проекта, в единый, законченный комплекс[8].

Проекты можно сгруппировать по конкретной цели в программу. В таком случае будет проще рассмотреть внутреннюю среду и важные моменты каждого проекта. Все проекты имеют направление, средства и пути реализации проекта, и результат. Не всегда план соответствует результату.

Направление (идея) – самое начала проекта. Идея базируется в осуществлении установленной мысли, к примеру, вложение в оборудование, для ускорения производства, увеличения продаж и получении прибыли.

Средствами осуществления являются общепринятые инструменты и механизмы реализации проектов. Нужно выбрать наиболее современное оборудование, найти рабочий состав с соответствующими знаниями и образованиями.

Цель реализации (результаты, решения) — желаемый результат инновационной деятельности, который достигается за установленный для реализации проекта период. Результатом выступает получение прибыли как финансовой составляющей цели и (или) возведение физического объекта как материально-вещественной составляющей совокупного результата.


Рассмотрим основные элементы инновационного проекта:

1. Заказчик – это человек (возможно, как юридическое, так и физическое лицо), или представитель какой-либо организации, объединяющий свои капиталы и интересы.

2. Инвестор – может также быть юридическим или физическим лицом, вкладывающим в проект свои денежные средства.

3. Проектировщик – лицо или организация, которая разрабатывает необходимую для реализации проекта документацию, техническую или иную.

4. Подрядчик - юридическое лицо или физическое, несущее ответственность за исполнение работ согласно всем требованиям контракта.

5. Поставщик - техническое - материально обеспечение проекта.

6. Руководство проектом - проект-менеджер, может быть представлен юридическим лицом, которому заказчик дает все полномочия по руководству системой по проекту (контроль и координация, обеспечение работы участников проекта, планирование);

7. Консультант;

8. Лицензиар — это физическое лицо или юридическое, обладатель лицензий и know how (ноу-хау) оригинальных технологий, которые имеются и используются в проекте;

9. Команда проекта — это организованная структура, ведомая проект- менеджером и создается только в период реализации проекта в целях эффективного достижения целей проекта.

Для наглядности участники проекта приведены на рисунке 2.

Рисунок 2. Ключевые участники инновационного проекта[9]

Степень издержек и количество задействованного персонала не слишком велики в самом начале, однако они растут быстрее выполнения соответствующих плану работ и очень быстро сокращаются на заключительном этапе плана (рисунок 3).

Рисунок 3. Жизненный цикл проекта[10]

Жизненный цикл позволяет обеспечить основную структуру в управлении инновационным проектом, вне зависимости от предполагаемых для его реализации конкретных работ.

Каждый инновационный проект имеет свои собственные «рамки», или ограничения. Ограничения присутствуют практически во всем. Для каждого проекта выделяются и свои, присущие ему одному риски.

Обычно для инновационного проекта выделяются следующие основные риски, называемые «Ограничения проекта» или, в проектной терминологии, «проектный треугольник». Все эти составляющие (Время, объем работ, стоимость) оказывают значительное влияние на качество реализуемого проекта.