Файл: Анализ реализованных инновационных проектов (на примере компании ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМНЕФТЕПРОДУКТ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 746
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования инновационных проектов на предприятии
1.2 Методы анализа инновационных проектов
ГЛАВА 2. Анализ инновационных проектов компании ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт
2.1 Характеристика компании ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт
Введение
В современных условиях высокую конкурентоспособность бизнес-систем и их стабильный экономический рост, прежде всего, обеспечивают факторы, стимулирующие появление и распространение новых продуктов, технологий, методов, процессов. Поэтому успешное развитие предприятий возможно только при использовании современных концепций инновационного развития.
Анализ инновационной деятельностью предполагает, что предприятие определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетных целей. Отсюда возникают разные методы анализа инновационных проектов.
Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития.
Для этого необходимы специалисты, занимающиеся проектно-технологическими, организационно-экономическими, управленческими аспектами нововведений — инновационные менеджеры.
Для управления инновационной деятельностью необходимы менеджеры, имеющие комплексное образование, хорошо знающие предметную область инноваций, умеющие решать технические и производственные вопросы с учетом экономической целесообразности, коммерческой выгоды.
Такие руководители могут управлять как отдельными этапами инновационной деятельности — научными исследованиями, проектированием новых объектов и процессов, внедрением новых технологий, освоением новых изделий и их сбытом, так и обеспечивать согласованность, непрерывность, динамику инновационной деятельности предприятия на всем ее протяжении — от идеи до реализованного материального продукта.
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что эффективность инновационного планирования во многом определяется долгим анализом и рассмотрением множества возможных вариантов инновационных стратегий предприятия.
Цель данной курсовой работы – исследовать компанию как объект стратегического управления и проанализировать инновационные проекты ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические основы инновационного проекта и его роли в создании инновации. Определить основные методы анализа инновационных проектов;
- Дать краткую характеристику ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт»;
- Проанализировать и оценить основные инновационные проекты ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт»;
Объектом исследования является деятельность ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», направленная на разработку инновационных проектов.
Предметом исследования является система анализ инновационных проектов.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы формирования инновационных проектов на предприятии
Инновационный проект, его основные элементы и цели
Понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation», буквальный перевод которого означает «введение новаций».
То есть с момента принятия к внедрению новшество (novation) приобретает новое качество — становится нововведением (инновацией).
Сама экономическая природа нововведения обусловливает главенство рыночной новизны над научно-технической[1].
Потребителя в первую очередь интересуют полезные свойства новой потребительной стоимости и ее преимущества перед альтернативными потребительными стоимостями, а не степень оригинальности научно-технической идеи, составляющей принцип функционирования или применимости того или иного новшества.
Для него важен полезный эффект, соотнесенный с размером ресурсов, которые затрачиваются для получения этого эффекта, а не достижения науки и техники, благодаря которым такой эффект достигается. Поэтому научно-техническая новизна, скорее, обязательное свойство не нововведения, а изобретения, составляющего основу его применимости и принцип функционирования[2].
Один из основоположников менеджмента П. Друкер выделяет семь источников инновационных возможностей. Первые три находятся в самом предприятии, а оставшиеся три включают изменения вне предприятия и отрасли. Этими источниками являются:
1. Неожиданный успех, неудача или какое-либо событие.
2. Несоответствие между объективной действительностью и ранее спрогнозированным ходом событий.
3. Потребности предприятия.
4. Негативные изменения в структуре отрасли или рынка.
5. Демографические изменения.
6. Изменения в восприятии и настрое.
7. Новое знание, как научное, так и ненаучное[3].
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно - технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.
Инновация — это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей. Таким образом, непременными свойствами инновации являются новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.
«Проект (project) - целенаправленный, заранее проанализированный и спланированный комплекс взаимосвязанных мероприятий по созданию или изменению какого-либо объекта (совокупности объектов) направленный на достижение заранее определенных целей в течение заданного периода времени, при установленном бюджете и определенном качестве»[4].
«Проект - уникальный процесс, состоящий из набора взаимоувязанных и контролируемых работ с датами начала и окончания и предпринятый, чтобы достичь цели-задачи (objective) соответствия конкретным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам»[5].
Ким Хэлдман в своей работе «Основа управления проектами» указывает, что «Проект (project) – комплекс, соответствующий определенным критериям, а так же планирование для производства уникального товара или услуги, которые не имеют аналогов, но имеет ограниченный срок исполнения и временный характер, означает что у него есть конкретное начало и конец, совокупность объектов, направленная на достижение заблаговременно конкретных целей в направление данного периода времени, при установленном бюджете, и конкретном качестве выполнения работы»[6].
Теперь рассмотрим, что же такое управление проектом и кто же проектом руководит.
Управление проектом - четкая область деятельности, где ставятся и несомненно достигаются требуемые цели проекта при сопоставлении объёмов работ, ресурсов, времени и качества.
Для управления проектом и для его осуществления требуются специально обученные люди — это участники проекта. Так как разные авторы предлагают разные определения, нами синтезированы и предлагаются следующие понятия и определения.
Инновационный проект — это проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.
Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.
Цель инновационного проекта — создание новых или изменение существующих систем — технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.
Осуществление всех инновационных проектов сопровождается целью. Цели бывают разными, но в конце концов их можно соединить в 4 части:
- утверждение продукта на рынках;
- увеличение объёма производств, усовершенствование свойства продукта;
- производство новейшего продукта;
- разрешение социальных и экономических вопросов. Ресурс, с наиболее низкой стоимостью, для осуществления инвестиций, - реинвестируемая прибыль организации[7].
Финансовый результат проекта – чистая прибыль. Для достижения главной цели предприятия – максимизация прибыли (максимизация стоимости компании) нужно произвести множество последовательных действий.
Это определение четко определяет цель (результат) инновационного проекта и разграничивает ее на финансовую и материально- вещественную составляющие, а также, объединяет мероприятия, документы и работы, выполняемые (оформляемые) в рамках инновационного проекта, в единый, законченный комплекс[8].
Проекты можно сгруппировать по конкретной цели в программу. В таком случае будет проще рассмотреть внутреннюю среду и важные моменты каждого проекта. Все проекты имеют направление, средства и пути реализации проекта, и результат. Не всегда план соответствует результату.
Направление (идея) – самое начала проекта. Идея базируется в осуществлении установленной мысли, к примеру, вложение в оборудование, для ускорения производства, увеличения продаж и получении прибыли.
Средствами осуществления являются общепринятые инструменты и механизмы реализации проектов. Нужно выбрать наиболее современное оборудование, найти рабочий состав с соответствующими знаниями и образованиями.
Цель реализации (результаты, решения) — желаемый результат инновационной деятельности, который достигается за установленный для реализации проекта период. Результатом выступает получение прибыли как финансовой составляющей цели и (или) возведение физического объекта как материально-вещественной составляющей совокупного результата.
Рассмотрим основные элементы инновационного проекта:
1. Заказчик – это человек (возможно, как юридическое, так и физическое лицо), или представитель какой-либо организации, объединяющий свои капиталы и интересы.
2. Инвестор – может также быть юридическим или физическим лицом, вкладывающим в проект свои денежные средства.
3. Проектировщик – лицо или организация, которая разрабатывает необходимую для реализации проекта документацию, техническую или иную.
4. Подрядчик - юридическое лицо или физическое, несущее ответственность за исполнение работ согласно всем требованиям контракта.
5. Поставщик - техническое - материально обеспечение проекта.
6. Руководство проектом - проект-менеджер, может быть представлен юридическим лицом, которому заказчик дает все полномочия по руководству системой по проекту (контроль и координация, обеспечение работы участников проекта, планирование);
7. Консультант;
8. Лицензиар — это физическое лицо или юридическое, обладатель лицензий и know how (ноу-хау) оригинальных технологий, которые имеются и используются в проекте;
9. Команда проекта — это организованная структура, ведомая проект- менеджером и создается только в период реализации проекта в целях эффективного достижения целей проекта.
Для наглядности участники проекта приведены на рисунке 2.
Рисунок 2. Ключевые участники инновационного проекта[9] |
Степень издержек и количество задействованного персонала не слишком велики в самом начале, однако они растут быстрее выполнения соответствующих плану работ и очень быстро сокращаются на заключительном этапе плана (рисунок 3).
Рисунок 3. Жизненный цикл проекта[10]
Жизненный цикл позволяет обеспечить основную структуру в управлении инновационным проектом, вне зависимости от предполагаемых для его реализации конкретных работ.
Каждый инновационный проект имеет свои собственные «рамки», или ограничения. Ограничения присутствуют практически во всем. Для каждого проекта выделяются и свои, присущие ему одному риски.
Обычно для инновационного проекта выделяются следующие основные риски, называемые «Ограничения проекта» или, в проектной терминологии, «проектный треугольник». Все эти составляющие (Время, объем работ, стоимость) оказывают значительное влияние на качество реализуемого проекта.