Файл: Руководство для учителей 1 класса общеобразовательной школы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А.Е. Сагимбаева, М.А. Ермухамбетова, А.И. Гайненова
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
для учителей 1 класса общеобразовательной школы
РекомендованоМинистерствомобразованияинауки
РеспубликиКазахстан
АЛМАТЫКІТАП БАСПАСЫ
2021
Сагимбаева А.Е. и др.
Цифровая грамотность. Методическое руководство для учителей 1 класса общеобразовательной школы / А.Е. Сагимбаева, М.А. Ермухамбетова, А.И. Гайненова. – Алматы: АЛМАТЫКІТАП БАСПАСЫ, 2021. – 65 с.
© Сагимбаева А.Е., Ермухамбетова М.А., Гайненова А.И., 2021
© ТОО «АЛМАТЫКІТАП БАСПАСЫ», 2021
ВВЕДЕНИЕ
Данное методическое руководство поможет вам эффективно подготовиться к урокам.
Учебник создан согласно Типовой учебной программе, утвержденной приказом № 115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» МОН РК. В 3-х разделах учебника представлено 17 уроков и рассмотрено 12 целей.
Раздел 1. Информационный этикет (сквозная тема: «Путешествие»). Раздел 2. Программирование (сквозная тема: «Традиции и фольклор».
Раздел 3. Роботы в нашей жизни (сквозные темы: «Еда и напитки», «В здоровом теле – здоровый дух»).
Материалы, представленные в данных разделах, требуют от педагога специальной подготовки. Чтобы занятия проходили максимально эффективно и интересно, авторским коллективом учебника написано методическое руковод-
ство.
Предмет «Цифровая грамотность» является фундаментом прикладных наук. Именно поэтому очень важно правильно освоить знания, умения и навыки по этому предмету.
Текст в учебнике сопровождается иллюстрационным материалом: рисунками и схемами. Это поможет ученику легче понять текст. После каждой рассматриваемой темы есть задачи на закрепление. Практические и теоретические задачи чередуются согласно цели урока. Если в целях имеются слова «собирать модель», «сохранить проект», то и на закрепление дается практическое задание. Если же в целях предусмотрены слова «объяснить», «узнать», то, соответственно, задания будут предложены на проверку теоретических знаний. Кроме задач на закрепление, в учебник внесены уровневые задания. Это обосновывается тем, что дети воспринимают информацию неодинаково. В каждом классе есть талантливые и одаренные дети, а также ученики, которые чуть медленнее воспринимают новую информацию. В таком случае учителя выручает дифференциация. Наши уровневые задачи направлены на решение данной проблемы в классе. Уровневые задания были составлены согласно таксономии Блума. Также нельзя забывать о критическом мышлении ученика. Для этого в учебнике предложены открытые вопросы, на которые учащиеся могут ответить по- разному. Каждый ответ имеет право быть «правильным».
В учебнике хорошо раскрыты сквозные темы. Это в основном отображается в заданиях, иллюстрационных материалах, примерах, что помогает привить ученику моральные ценности человеческой жизни.
Из чего состоит урок?
Каждый урок рассчитан на 40 минут. Первые 5 минут предназначены для актуализации знаний: в это время дети могут вспомнить пройденный материал, определить новые цели урока, ознакомиться с темой. Эта часть урока плавно переходит в основную часть, где излагается новая тема, и закрепление материала. В конце урока предлагается рефлексия. Данный этап может длиться 3–5 минут.
Как правильно начать урок?
Каждый урок начинается с актуализации знаний. Очень важно связать прошлый урок с настоящим, чтобы дети могли, опираясь на свои знания и опыт, знать отправную точку. Урок можно начать не только с наводящих вопросов, но и с разных активити. В поурочных планах представлены всевозможные виды активити, игры и примеры наводящих вопросов. Атмосфера в классе, настрой на дружбу, открытость и готовность к новым знаниям также определяются в начале урока.
Основная деятельность
В учебнике вначале дается объяснение новой темы, затем идет закрепление. Текст новой темы сопровождается иллюстрационными материалами, рисунками, схемами и т.п. Для новых слов и терминов есть глоссарий. Желательно новые слова дать в начале урока, на отдельно распечатанной бумаге. Когда вы будете использовать в своей речи эти слова, детям будет легче понять вас.
Учителю нужно обратить внимание не только на содержание предмета, но и на языковую деятельность. Она также важна. Для этого предусмотрена работа в группе и паре (обсуждение, рассказ). Дети правильно и часто должны использовать новые
термины в своей речи. Таким образом у учащихся сформируется академический язык.
Языковая поддержка | Предметная поддержка |
Формат текста Все главные слова, термины, правила, определения в учебнике выделены. А также предусмотрен глоссарий. | Содержание Текст в учебнике сопровождается иллюстрациями, схемами, рисунками и т.п. |
Совместная работа Работа в паре или группе позволяет учащимся получать помощь от сверстников и | Задействовать имеющиеся знания На каждый урок предусмотрены наводящие вопросы. |
решить проблему самостоятельно, не дожидаясь учителя. | Ученики проводят обсуждение, выполняют практические задания; сквозные темы помогают легче понять предмет. |
Ученикам 1 класса не рекомендуется задавать домашнее задание. Если вы все-таки решили это сделать, то убедитесь, что дома у ребенка есть все необходимые инструменты (компьютер, интернет, конструктор для робота т.п.). Тогда задание будет выполнено правильно.
Оценивание – неотъемлемая часть учебного процесса. Оно используется для выявления того, на каком этапе обучения находится ученик. Оценивать можно себя и учеников. Когда оцениваете учеников, важно дать качественный feedback. Это поможет в будущем дополнять пропущенные знания.
Формативное оценивание проводится в течение учебного процесса. Баллы и показатели уровней
должны указываться как «информация» о знании учащегося. Формативное оценивание осуществляется через рекомендации учителя, самооценку и взаимооценку. Рекомендации учителя делаются для улучшения уровня знаний учащихся. Самооценка помогает самостоятельно понять допущенные пробелы или ошибки. Взаимооценка формирует у учащихся умение объективно выражать свое мнение, предлагать альтернативные варианты решения проблемы, вместе находить правильные ответы через рассуждение.
В1классеоцениваниепроводитсясначалапоодномукритерию,потом–по двумкритериям,азатем–потрем.