Файл: Реализация собственного стартапа в области инновационного предпринимательства (ПРОЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ СТАРТАПА).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТАРТАПА В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ СТАРТАПА
2.1. Ключевая бизнес – идея стартапа
2.4. Целевая аудитория продукта / услуги
2.6. Конкурентный анализ стартапа
2.7. Рынок сбыта и его потенциал
2.11. Формирование воронки продаж
ВВЕДЕНИЕ
Идея мойки самообслуживания в России появилась относительно недавно, около 5 лет назад. Однако данная концепция показала свою эффективность за счет низких затрат на открытие и ведение бизнеса, а также высокой доходности. В результате произошел резкий прирост предложения за короткий промежуток времени и сегодня мойки самообслуживания можно встретить почти в каждом дворе спальных районов Москвы[4].
Роботизированная автоматическая мойка, в отличие от мойки самообслуживания, не требует усилий или каких-либо действий со стороны автовладельца. В США первые такие мойки были сконструированы еще в прошлом веке и показали свою экономическую эффективность и социальную значимость в первые же годы работы. В то время в новой России технологии не были оценены по достоинству, предпочтение отдавалось ручному труду (аграрная модель). Однако сегодня, в эпоху индустриализации, вышеописанный концепт является очень востребованным и весьма эффективным. Данная мойка не требует постоянной работы человека на ней. Более того, за счет особой технологии нанесения пены и покрытия осмосом и воском, робот моет и сушит машину за 3-7 минут, что быстрее любого человека. Робот моет машину бесконтактно, а значит отсутствует контакт с автомобилем и риск повреждения лакокрасочного покрытия автомобиля сводится к нулю. Применение высоких технологий без участия человека снижает себестоимость мойки автомобиля до 30-45 рублей (затраты на воду, электроэнергию, пену, осмос, воск, амортизационные отчисления) при минимальной цене услуги от 250 рублей. Таким образом повышается маржа и ликвидность. Для клиентов мойка также является конкурентоспособной, так как не уступает по цене обычным. Более того, многие автовладельцы захотят опробовать инновационную модель мойки машины, что в первое время вызовет огромный спрос на услугу[3]. Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Более того, стартап-проекты, реализуемые с применением инноваций, приобретают все большую популярность благодаря широкому распространению и стремительному развитию информационно-коммуникационных технологий, а также еще одной причиной является применение для проектов и компаниями инноваций и широкое использование новейших технологий.
В исследовании изучены особенности проектирования и реализации стартапов, связанных с автомобильной сферой, реализуемой внутри инновационной среды. В качестве ключевой идеи стартапа заложена разработка проекта роботизированной мойки, предоставляющей сервис по бесконтактной мойке автомобиля.
Практическая значимость исследования по разработке стартапа заключается в применении инновационных технологий мойки автомобиля роботом, позволяющих ускорить процесс мойки, улучшить качество оказания услуг, а также снизить себестоимость услуги для предпринимателя и цену услуги для клиента.
Таким образом, были предопределены следующие составные элементы курсового исследования.
Цель работы – разработка проекта реализации стартапа с применением инноваций.
Объект исследования – стартап бесконтактной роботизированной автомойки с применением инновационных составляющих в индустрии автоуслуг.
В свою очередь предметом исследования будут являться стартапы в инновационной и автомобильной среде.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-понятийный аппарат основы реализации стартапа в инновационной среде;
- разработать проект реализации стартапа в инновационной среде.
В процессе исследования были изучены работы исследователей по вопросам разработки и реализации стартапов, в том числе и их особенности реализации с применением инноваций.
Для достижения цели исследования применялись различные методы, в том числе: анализ специализированной литературы, наблюдение, обобщение, системный анализ, методы сравнения, методы обработки информации, анализ эмпирической базы.
Работа состоит из введения, основного текста, разбитого на параграфы, заключения и списка литературы. Исследование разделено на две ключевые главы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТАРТАПА В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Понятие, сущность и особенности инноваций и инновационного предпринимательства
Диапазон определений понятия «стартап» очень широк. Но, прежде всего, стартап – это стадия становления и начала развития бизнеса по производству и реализации товаров (работ, услуг) до вывода его в состояние конкурентной устойчивости.
Впервые термин стартап появился в США в 1939 году. Студенты Стэнфордского университета Дэвид Паккард и Уильям Хьюлетт, создали небольшой проект, который назвали стартапом, со временем этот стартап перерос в огромную успешную компанию Hewlett-Packard.
На сегодняшний день тема создания стартапов является своеобразным общественным трендом. Условие создания уникального стартапа, дает возможность начать собственный бизнес и получать высокий доход, работая на себя, что является заветной мотивацией для большей части современного общества. Стартап имеет следующие отличительные черты:
1. у него короткий операционный жизненный цикл;
2. в основе стартапа лежит уникальная идея, эффективно решающая
3. проблему потребителей;
4. в рамках стартапа разрабатывается высокотехнологичный продукт, инновационные технологии;
5. обязательное условие развития стартапа - масштабирование;
6. высокие риски инвестирования в стартап.
Стартовый капитал любого нового бизнеса образуют инвестиционные ресурсы. Инвесторы становятся значимыми фигурами на всех стадиях жизненного цикла бизнеса, но особенно важна их роль в период стартапа. Венчурные (либо посевные) инвесторы – как раз те инвестиционные предприниматели, кто направляет средства исключительно в стартапы[11].
Существует две категории венчурных инвесторов – посевные фонды и бизнес-ангелы. В российском законодательстве нет термина «бизнес-ангел», но тем не менее, среди российских инвесторов – физических лиц выделяются группы «ангелов-профи» и «ангелов-лайт».
Также с инициаторами бизнеса на стадии стартапа могут взаимодействовать инвестиционные компании. В их числе фонды прямых инвестиций. Как правило, эти организации не инвестируют денежные средства на стадии стартапа, но иногда они могут и рискнуть капиталом в период «посева инвестиций».
Помимо поиска инвесторов существуют варианты кредитования, кредитования юридических лица при наличии оборотов и доходов, или кредитование под залог недвижимого имущества. И эти варианты тоже используются достаточно часто, так как не всегда получается найти/договориться с инвестором.
Как уже упоминалось раннее, стартап в первую очередь ориентируется на нахождение инновационного решения в разных областях, основным ориентиром стартапа является стремление к созданию уникального предложения, не имеющего аналогов. Основатели стартапа стремятся брать курс на создание нового продукта, уникального предложения.
Любое предприятие, каким бы успешным оно ни было, рано или поздно сталкивается с необходимостью усовершенствования или обновления своего товара, а иногда и запуска на рынок совершенно нового продукта или услуги. Это происходит по многим причинам, главной из которых является постоянно развивающаяся конкуренция, не позволяющая производителям стоять на месте. Всегда есть вероятность того, что завтра на рынке появится товар, который по своим свойствам будет лучше предыдущего.
В условиях постоянно меняющихся запросов потребителей, технологий и конкурентного окружения выживание предприятия напрямую зависит от того, насколько успешно оно разрабатывает и внедряет на рынок новые товары. Однако после того, как новый товар окажется на рынке, он не может быть предоставлен сам себе. Ведь необходимо внедрять не только нужные инновации, но и применять к продукту правильные маркетинговые стратегии по мере того, как он проходит стадии своего жизненного цикла: рождение, рост, зрелость и постепенное вытеснение с рынка товарами, лучше удовлетворяющими потребительские нужды.
Предприятие, которое рассчитывает продолжительное время сохранять свой рынок и быть прибыльным, должно постоянно обновлять предложение. При обновлении товарного предложения компании предоставляется широкий спектр направлений, одним из которых является разработка нового продукта на основе интеграции свойств уже существующих. Данное направление популярно в Азии и особенно распространено в европейских странах. Более того, в России такая практика не применялась в нише потребительских товаров[11], хотя может получить широкое распространение и, как следствие, обеспечить высокий спрос компании-инноватору[9,10].
Таким образом, основываясь на вышесказанном, можно заключить, что под инновационным предпринимательством понимают особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. В свою очередь инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.
Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организационный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур.
В экономической литературе выделяют пять основных видов инновационного предпринимательства:
- технологические инновации;
- производственные инновации;
- экономические инновации;
- торговые инновации;
- социальные инновации;
- инновации в области управления.
Применимо к данному исследованию за основу взяты технологические инновации.
Сущность инновационного предпринимательства заключается в увеличении клиентского потока или увеличения доходности (прибыльности) бизнеса за счет внедрения инноваций.
В современной России "высокотехнологичноориентированные" предприятия, особенно среди малого и среднего бизнеса, являются исключением. Наибольший интерес российские предприниматели проявляют к нововведениям, не требующим значительных инвестиций. Слабые стороны любого малого инновационного бизнеса: ограниченность материальных и финансовых ресурсов, научно-технической базы, потребность в эффективной поддержке со стороны государства[8].
Преимущественно добывающая ориентация экономики России формирует системную проблему безработицы, особенно среди образованных, творчески активных специалистов. И именно эта проблема обусловливает особую значимость развития малого венчурного бизнеса как фактора, обеспечивающего дополнительные рабочие места "технической интеллигенции", что в свою очередь способствует выравниванию уровня жизни различных слоев населения. Следует также учесть, что развитие партнерских отношений на базе венчурного предпринимательства способствует укреплению кооперационных связей крупных и малых предприятий. Нередко венчурные предприниматели, специализируясь на развитии инновационных продуктов, открывают новые сегменты рынка, которые обеспечивают условия для появления принципиально новых цепочек создания добавленной стоимости. Кроме того, высокая конкуренция, создаваемая растущим малым и средним предпринимательством, является одним из факторов, позволяющим решить до сих пор существующую проблему дефицита предоставления товаров и услуг населению и бизнесу в России.
В 2018 году в 29 регионах России функционировало 40 венчурных фондов, управляющих финансовыми средствами на сумму около 3 млрд дол. В странах со сложившейся венчурной индустрией около 50% венчурного капитала национального происхождения. Причем там, где венчурное инвестирование стало развиваться сравнительно недавно, национальный капитал превалирует, составляя, например, в Великобритании 55%, в Финляндии - 87%. В российской венчурной индустрии объем национального капитала минимален, что тормозит ее развитие[7].
Рисунок 1. Доля национального капитала в венчурных фондах экономик стран в процентном соотношении в 2016-2018 гг.
В странах Евросоюза более 50% инвестиций в венчурные фонды поступает от банков и пенсионных фондов, а также от страховых компаний, крупных корпораций, частных лиц и государственных органов. В России пенсионные фонды могут инвестировать только в банковские депозиты, квотируемые акции компаний, государственные ценные бумаги. Снятие ограничений в этой области, привлечение пенсионных фондов к инвестированию в инновационное предпринимательство будет способствовать не только росту НТП страны, но и увеличению доходов самих фондов (при тщательном отборе инновационных проектов и детальном анализе надежности венчурных фирм)[16].