Файл: Курсовая работа По учебной дисциплине Маркетинг по теме Развитие маркетинга инноваций на предприятии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Согласно Стратегии, к 1 марта государство (в лице Мининноваций) должно определиться с приоритетными направлениями «науки и технологий для разработки и финансирования целевых государственных научно-технических программ, трансфера и коммерциализации технологий». Говоря проще, чиновники решат, в каких областях инновации являются приоритетными, и, соответственно, могут получать от него поддержку.

Хотелось бы надеяться, что к процессу отбора будут привлечены лучшие зарубежные и отечественные специалисты во всех областях экономики, а критерии отнесения тех или иных направлений к приоритетным будут понятными и обоснованными.

В результате отбора появится своего рода «матрица приоритетов», отражающая как наиболее острые проблемы социально-экономического характера, так и перспективные «точки роста».

Дальше необходимо выстраивать систему поддержки инноваций, в том числе – механизм распределения государственного финансирования. Инновационные проекты будут проходить оценку, и крайне важно, чтобы этот процесс был прозрачным, а решения принимали не чиновники (или хотя бы не только они).

В этом отношении интересен опыт российского центра «Сколково», где решение о выделении средств принимается Грантовым комитетом только после проведения внешней экспертизы. В пул экспертов входит более 750 признанных специалистов всех нужных направлений из разных стран. Эксперты получают заявку в электронной форме, причем система случайным образом выбирает тех, кто должен принять решение по тому или иному проекту.

Такой механизм, с одной стороны, обеспечивает качественную экспертизу проекта, а с другой – исключает возможность коррупции или необъективного рассмотрения.

Внедрение инноваций и их монетизация

Одна из главных проблем инноваторов в странах с переходной экономикой – трудность коммерциализации. Как правило, компаниям-разработчикам не хватает ресурсов для правильной «упаковки» своего продукта и его продвижения на рынках. Поэтому важным инструментом может стать центр коммерциализации, на первом этапе финансируемый государством. Задача специалистов центра – подготовка качественных презентационных и маркетинговых материалов, а затем – поиск потенциальных инвесторов, партнеров и заказчиков, в том числе проведение маркетинговых кампаний. В последующем доля государственного финансирования Центра будет уменьшаться за счет поступления комиссионного вознаграждения от коммерциализации, а в перспективе за 2-3 года он перейдет на самоокупаемость.


При реализации определенного типа инновационных проектов возникает так называемая проблема «первой продажи». Инновационность продукта бывает настолько высока, что она отпугивает потенциальных потребителей. Для принятия решения о покупке им необходима демонстрация уже готового продукта, предпочтительно купленного другим клиентом. Однако инноватору никак не удается обзавестись первым покупателем. Разорвать этот порочный круг позволит модель «референсных закупок», впервые примененная во Франции, инновационная модель которой считается одной из лучших в мире.

Как правило, речь идет о технологиях, которые можно применить в жилищно-коммунальной сфере или городской среде. Суть ее заключается в пробной закупке инновационного продукта (решения) специальным фондом, который финансируется из регионального бюджета. Последующее внедрение продукта позволяет продемонстрировать рынку его преимущества, что помогает заключать последующие контракты.

Неотложные инновации: инвестиции в качество жизни

Отдельные подходы необходимы для инноваций, которые направлены на решение острых социальных проблем и призваны изменить повседневную жизнь людей в лучшую сторону.

Одна из болевых точек – проблема капельного орошения. Переход на эту технологию позволяет не только более чем в два раза снизить потребление воды для полива, но и существенно повысить урожайность, не говоря об ослаблении экологической нагрузки в регионе. Есть и отечественные технологии, и государственная поддержка в виде льготных кредитов. Однако подавляющее большинство фермеров эти технологии так и не внедряет. Причина одна: выложить круглую сумму за установку фермер не может, а льготный кредит выдается под залог имущества, на что средний дехканин не решается – страх перед финансовыми рисками, зачастую мнимыми, слишком силен.

Запуск программы государственного страхования кредитов на системы капельного орошения, а также введение налоговых льгот для их пользователей могли бы раз и навсегда решить проблему внедрения этой жизненно важной для будущего страны технологии.

Веерное отключение электричества – еще одна острая социальная проблема. Ферганская область – в числе регионов, наиболее часто страдающих от отключений. Вместе с тем, там расположена густая сеть магистральных и межхозяйственных водоканалов общей протяженностью свыше 2,6 тысячи километров. В Узбекистане уже разработаны и производятся МикроГЭС, способные кардинально решить проблему энергообеспечения фермерских и домашних хозяйств, а также небольших предприятий, расположенных вблизи этих каналов. Стоимость установки микроГЭС в несколько раз ниже аналогов, использующих энергию ветра и солнца, а срок окупаемости заметно короче. Проблема все та же – фермеры полезность этой инновации не отрицают, но установка этих полезных систем вновь упирается в кредиты и залоги, причем в условиях отсутствия системы льгот.



Вероятно, специальная государственная программа поддержки малой гидроэнергетики могла бы в перспективе 2-3 лет полностью решить эту хроническую проблему.

Список подобных проблем велик, но большую часть можно решить относительно быстро, не расходуя значительных средств. Вероятность невозврата целевых кредитов на капельное орошение или микроГЭС крайне низка, а государственные гарантии не лягут бременем на госбюджет.

Инновации в массы

Для того, чтобы все эти меры принесли результат, необходимо сформировать сильный спрос на внутреннем рынке. Только готовность людей внедрять инновации и платить за них может создать прочный фундамент технологически продвинутой экономики. Для привлечения интереса населения к инновациям требуется общенациональная информационная кампания, которая повысит осведомленность о прикладных преимуществах инновационных продуктов в повседневной жизни. Важным элементом станет коммуникация успешных пилотных проектов, которые сумели в короткие сроки кардинально изменить жизнь людей в лучшую сторону. Реализации этой задачи будут способствовать и индивидуальные кампании производителей инновационных продуктов, имеющих прямой интерес к формированию спроса на рынке. Рост популярности инноваций ускорит их окупаемость и снизит их стоимость для потребителей, сделав будущее еще ближе.













ПРИЛОЖЕНИЕ А

Подходы, виды и содержание маркетинговых инноваций

Рисунок 1 – Подходы, виды и содержание маркетинговых инноваций

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Поле возможных направлений развития (по Д. Абелю)
Рисунок 3 – Поле возможных направлений развития (по

Д. А

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Согласование маркетинговой и инновационной деятельности на предприятии




Рисунок 4 – Схема согласования маркетинговой и инновационной деятельности на предприятии
ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Концепция согласованности маркетинговой и инновационной деятельности












Появление предложения инновации

Распространение

Производство

Спрос на инновацию

Маркетинг

Предложение инноваций (НИОКР)

Маркетинг

Производство

Распространение


Рисунок 6 - Концепции согласованности маркетинговой и инновационной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Маркетинг инноваций – это деятельность по определению и продвижению товаров и / или технологий, которые обладают, существенно новыми свойствами (устойчивыми конкурентными преимуществами). Способы достижения конкурентных преимуществ для новых продуктов обусловливаются: уникальностью продукта (лидерство по новизне); минимальным уровнем издержек («фактором цены»); наилучшим мнением потребителей (лидерство торговой марки).

Инновационная маркетинговая деятельность, в современных условиях становится ядром корпоративных конкурентных стратегий. Изменения во внешней среде постоянно создают почву для инноваций, поскольку появляются все новые возможности удовлетворения уже существующих нужд и потребностей.