Файл: Логистическая сервисная система на предприятии и пути ее совершенствования.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 808
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность, методы и принципы логистического сервиса предприятия
1.2. Логистический подход к управлению в сервисной деятельности
1.3. Система качества сервисной логистики
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ логистической сервисной системы на предприятии ООО «Фарбет Груп»
2.3. Пути совершенствования логистической сервисной системы на предприятии ООО «Фарбет Груп»
Из таблицы 2 видно, что в среднем по каждому виду продукции с каждым годом наблюдается увеличение количества реализованной продукции, это свидетельствует о спросе на продукцию и о том, что предприятие является динамично развивающимся.
ООО «Фарбет Груп» поставляет свою продукцию не только крупным застройщикам, но и частным клиентам
Отечественный и мировой опыт говорит, что организация отделов логистики на предприятии позволяет значительно повысить эффективность работы предприятия в сфере торговли. ООО «Фарбет Груп» не является исключением, основными показателями эффективности применения на предприятии будут являться:
1. Снижение запасов в цепях товародвижения за счет:
- применение современных технологий контроля состояния запасов;
- высокой степени согласованности участников цепи в вопросах своевременного пополнения запасов.
Сокращаются как страховые запасы, так и текущие. Создание текущих запасов за счет использования технологии "точно в срок", а также формирование оптимальных размеров партий, страховых - за счет их концентрации в едином распределительном складе.
2. Рациональное использование площадей предприятия оптовой и розничной торговли. Например, логистическая оптимизация цепи товародвижения позволит существенно изменять структуру площадей складов в пользу увеличения доли торговых площадей. Этого можно достигнуть за счет:
- снижение общего количества запасов сырья и полной ликвидации их залежей на складе;
- сокращения количества готовой продукции на торговой площадке.
3. Снижение транспортных расходов, которые удается достичь за счет организации доставки путем обращения в транспортную компанию либо своевременной организации доставки путем самовывоза.
4. Снижение затрат, связанных с перемещением грузов по торговой площадке предприятия, в том числе затрат ручного труда.
Польза от организации отдела логистики, как правило, превышает суммарную пользу от улучшения перечисленных показателей. Под эффективностью логистических процессов следует понимать количественную меру, определяемую как степень достижения их цели или выполнения составляющих логистических операций в течение определенного времени и с минимально возможными затратами.
Для оценки их эффективности могут быть приняты следующие критерии и ограничения:
- степень обеспеченности материальными средствами, которая характеризует полноту удовлетворения установленной потребности в них;
- оперативность логистических процессов, которая отражает своевременность выполнения логистических операций;
- экономичность логистических процессов, которая позволяет оценить общие или удельные затраты на логистические операции.
Основными показателями эффективности работы предприятия будут являться:
- оценка организации ежедневной работы;
- оценка и анализ производительности операций по логистике;
- совершенствование работы отдела, разработка и внедрение новых систем, направленных на повышение эффективности использования средств;
- оценка и анализ издержек, связанных с исполнением логистических операций;
- организация бесперебойного снабжения;
- оценка и анализ затрат рабочего времени на выполнение операций;
- соблюдение утвержденной сметы затрат, статей бюджета;
- повышение рентабельности бизнеса в целом.
Эти показатели являются ключевыми или комплексными показателями эффективности логистической системы.
Несмотря на важность логистического сервиса для реализации корпоративных стратегий, до сих пор отсутствуют эффективные способы оценки его качества, что объясняется рядом особенностей характеристик сервиса в сравнении с характеристиками продуктов. Такими особенностями являются:
- Покупатель зачастую принимает непосредственное участие в производстве услуг.
- Покупатель никогда не становится собственником, приобретая услуги.
- Неосязаемость сервиса. Поставщикам сервиса сложно объяснить и дать спецификации видам сервиса, покупателям также трудно их оценить.
- Сервис - деятельность, и поэтому он не может быть тестирован прежде, чем покупатель его купит.
- Услуги потребляются в тот момент, когда они производятся, т.е. услуги не складируются и не транспортируются.
Указанные характеристики и особенности услуг играют важную роль в логистическом процессе. Важно учитывать, что качество сервиса в логистике проявляется в тот момент, когда встречаются поставщик услуг и их покупатель. Измерение качества сервиса при анализе и проектировании логистической системы должно основываться на критериях, используемых покупателями логистических услуг для этих целей. Когда покупатель оценивает качество логистического сервиса, он сравнивает некоторые фактические значения «параметров измерения» качества с ожидаемыми значениями этих параметров, и если эти ожидания совпадают, то качество признается удовлетворительным.
На предприятии ООО «Фарбет Груп» полностью отсутствует отдел логистики, поэтому можно говорить о низком уровне системы логистического метода управления на предприятии. В настоящий момент функции отдела логистики в той или иной степени разделены между директором, главным бухгалтером, начальником цеха и отделом сбыта.
Директор берет на себя функции начальника отдела логистики, организуя работу подчиненного персонала, расставляя приоритеты в деятельности компании, оценивая поставщиков и потребителей, разделяя их по важности и отдавая отдельным из них предпочтение в различных ситуациях.
Главный бухгалтер и начальник цеха взяли на себя функции логиста по снабжению, контролируя количество запасов сырья, расходных материалов, подавая своевременно заявки на их пополнение.
Отдел сбыта выполняет функции сбытовой логистики, контролируя количество готовой продукции на складе предприятия, ведя учет ее хранения, принимая заявки от покупателей, подавая информацию в цех по производству тротуарной плитки, формируя график производства изделий, расставляя приоритеты между клиентами, контролируя соблюдение сроков поставки продукции, предусмотренных договором.
Личного автотранспорта на предприятии не имеется. ООО «Фарбет Груп» в части доставки продукции покупателю пользуется услугами транспортных компаний, также и в части доставки сырья от поставщиков на производственную площадку предприятия. Иного способа доставки готовой продукции, кроме автотранспорта, до потребителя не имеется.
ООО «Фарбет Груп» занимается перепредъявлением покупателю стоимости услуг по доставке продукции, что ведет к удорожанию одного квадратного метра продукции. В зависимости от дальности перевозки цены на доставку сильно разнятся. Такое обстоятельство дел часто влияет на конкурентоспособность предприятия, ввиду удаленности производственной площадки от местонахождения основных потребителей продукции.
Исходя из результатов анализа системы распределения, проведенного в предыдущих параграфах, можно сделать общий вывод о том, что существующий логистический сервис в ООО «Фарбет Груп» не отвечает многим требованиям логистики, не обеспечивает максимизации прибыли предприятия, приводит к увеличению запасов готовой продукции, увеличению себестоимости продукции, транспортных расходов при доставке готовой продукции со склада предприятия до конечного потребителя и т.д.
Логистический сервис на ООО «Фарбет Груп» находится на стадии развития, поэтому ещё имеет ряд существенных недостатков. Основными из них являются:
- отсутствие маркетинговых стратегий функционирования транспортного комплекса;
- низкое качество логистического сервиса, не отвечающее европейским и мировым стандартам;
- низкий уровень развития производственно-технической базы, инфраструктуры сервиса, информационных систем поддержки транспортно-логистического процесса;
- отсутствие современных логистических технологий транспортно-экспедиционной деятельности.
Принципы, которыми руководствуется управление предприятия, ясны. Ведь данная структура сервиса является наиболее «безболезненной» для предприятия в краткосрочном периоде, т.к. все транспортные и складские расходы в этом случае минимальны, а предприятие избавлено от необходимости самостоятельно заниматься розничной продажей своей продукции.
Но если рассмотреть долгосрочную перспективу, учитывая влияние положительных и отрицательных факторов внешней среды, то очевидным становится то, что существующую систему необходимо изменять, оптимизировать в соответствии с основными логистическими принципами.
Оптимизация существующей логистической системы может быть проведена по нескольким направлениям:
- Необходимо увеличить количество распределительных центров (оптовых складов).
- Оптимально разместить эти склады на обслуживаемой территории.
- Создать достаточный парк транспортных средств требуемой грузоподъемности и рационально организовать его работу по доставке продукции предприятия от места производства до места потребления.
- Необходимо наладить прямые связи с потребителями продукции предприятия (как с физическими, так и с юридическими лицами), заключить договоры с торговыми точками (представителями) по реализации продукции предприятия.
- В то же время нельзя терять наработанных связей с оптовыми покупателями, а предложить им и в дальнейшем работать на взаимовыгодных условиях, причем в новых условиях у них будет возможность выбора наиболее удобного для них центра распределения, что снизит их транспортные издержки. Конечно, покупая товар непосредственно вблизи своих центров распределения, посредники будут рассчитывать на более высокую цену, в которую предприятие заложит свои издержки по доставке продукции к месту потребления. Следует отметить, что после оптимизации системы распределения эти издержки будут сведены к минимуму, что при существующем уровне розничной цены на продукцию предприятия увеличит его прибыль.
2.3. Пути совершенствования логистической сервисной системы на предприятии ООО «Фарбет Груп»
Для систематизации логистических процессов, а также внедрения логистического управления в повседневную деятельность компании, необходимо создание самостоятельного подразделения в организационной структуре компании - отдела логистики, находящейся в прямом подчинении директора ООО «Фарбет Груп».
На предприятии, имеющем службу логистики, все функции, необходимые для эффективного выполнения заказов, объединяются в централизованный механизм, позволяющий решать задачи практически любой степени сложности ответственно и профессионально. В организационной структуре предприятия почти все функциональные области взаимодействуют с ней, обеспечивая оптимизацию деятельности и устойчивость предприятия.
Служба логистики должна тесно взаимодействовать с различными функциональными подразделениями компании, обеспечивая оптимизацию их деятельности и системную устойчивость компании. Служба логистики не должна физически подменять собой соответствующие функциональные подразделения компании. В большинстве случаев количество и объемы заказов могут быть такими, что они не позволят специалистам службы логистики качественно и детально охватить все аспекты выполнения заказов. В этой связи необходимо разграничивать процесс управления заказами от процесса координации. Перед службой логистики ставится задача не разрешения возникающих проблем и конфликтных ситуаций, а их анализ и перераспределение по другим службам компании.
Однако при отсутствии в структуре управления компании отдела логистики такое слияние функций и задач невозможно, что препятствует эффективному функционированию компании, останавливает ее дальнейшее совершенствование и рост, что остро ставит вопрос о необходимости реорганизации предприятия в целом и аппарата управления в частности.
Организация отдела логистики создаст единую систему задач логистического управления внутренними бизнес-процессами компании бизнес-процессами партнеров и потребителей. Первостепенной задачей при создании отдела логистики на предприятии является разумное и обоснованное распределение функций между группами внутри отдела логистики. Мной произведена реструктуризация предприятия ООО «Фарбет Груп» с учетом создания отдела логистики. (рис. 6).
Рисунок 6 - Новая организационная структура ООО «Фарбет Груп»
Важнейшей задачей в настоящее время является организация отдела логистики на предприятии. Так как, благодаря данной службе, вся продукция должна заказываться строго под конкретного потребителя и после подтверждения факта оплаты. А также, чтобы продукция доставлялась с таможенного склада или от поставщика непосредственно на склад получателя. Тем самым, наблюдается сокращение затрат на погрузо-разгрузочные операции, складирование, хранение, транспортировку и устранение опасности появления неликвидов. Деятельность службы логистики на предприятии или в организации нацелена на достижение необходимых конечных результатов с помощью ряда управленческих воздействий, осуществляемых как внутри предприятия, так и вне его.