Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (ООО «Армада»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие прибыли, ее виды и расчет
1.2. Теоретические подходы к формированию, распределению и использованию прибыли предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ,РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ООО «АРМАДА»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Армада»
2.2. Анализ показателей формирования, распределения и использования прибыли
Одной из форм планирования прибыли в предстоящем периоде, является, как отмечает И. А. Бланк, формирование целевой суммы прибыли планового периода[22]. Целевая сумма прибыли представляет собой плановую потребность в финансовых ресурсах, формируемых за счет чистой прибыли предприятия, обеспечивающая реализацию целей его развития в предстоящем периоде. Расчет целевой суммы прибыли ведется по каждому элементу этой потребности.
Главная роль в процессе планирования целевой суммы прибыли отводится определению потребности в капитализируемой ее части, то есть необходимого объема финансовых средств для реализации инвестиционных возможностей предприятия[23]. Планирование целевой прибыли следует осуществлять с использованием метода многовариантности, с тем, чтобы определить потребности организации в финансовых ресурсах при постановке различных целей деятельности, иметь наглядное представление о возможностях в достижении заданных параметров развития[24].
Определенная таким образом плановая величина целевой, желаемой прибыли одновременно показывает, как ее формирование, так и распределение, использование на нужды накопления и потребления организации. Такой подход к проведению плановых расчетов будет являться одним из основополагающих элементов механизма управления прибылью, позволяющего вырабатывать необходимые управленческие решения для достижения запланированного уровня производственного и социального развития, более целенаправленно использовать имеющийся потенциал хозяйствующего субъекта[25].
В процессе управления формированием прибыли предприятия главная роль, по мнению, И. А. Горелкиной, отводится прибыли по основной (операционной) деятельности.
Модель формирования стратегически ориентированной прибыли выглядит следующим образом: общая прибыль определяется как сумма целевой прибыли и прочих доходов за вычетом прочих расходов[26].
С формированием операционной прибыли, определяемой в отчетности в виде показателей прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, связаны текущие издержки, под которыми понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов на осуществление основной деятельности предприятия, формирующие себестоимость продукции[27].
Для принятия управленческих решений затраты различаются по следующим направлениям: по степени эластичности к объему производства; безвозвратные затраты; вмененные затраты; инкрементные и маргинальные затраты.
По степени эластичности к объему производства различают переменные и постоянные затраты. Переменные затраты прямо зависят от изменения объема производства и продаж. Однако степень такой зависимости различна. Она может носить пропорциональный характер, регрессивный или прогрессивный. Постоянные затраты не зависят от изменения объема производства и продаж. Они могут иметь место, даже если предприятие временно не осуществляет свою деятельность. Постоянные затраты являются таковыми в коротком периоде деятельности, называемом релевантным периодом.
К безвозвратным затратам относятся расходы на материалы другие ресурсы, потребность в которых отпала. Их величина не может быть изменена в будущем, поэтому они не учитываются в принятии решения.
Вмененные затраты характеризуют возможность, которая потеряна или которой жертвуют при выборе альтернативного поведения[28].
Инкрементные (приростные) затраты - это дополнительные затраты, связанные с дополнительным изготовлением и реализацией продукции. Дополнительные затраты и доходы в расчете на одну единицу продукции называют маргинальными (предельными). Все рассматриваемые затраты могут быть как переменные, так и постоянные[29].
Поведения издержек, то есть их движение в ответ на изменение объема производства, оказывает решающее влияние на формирование прибыли.
Операционный анализ позволяет отслеживать роль основных факторов в формировании прибыли - объема продаж, цены, затрат, и обеспечить эффективное управление формированием прибыли. Использование этих показателей, по мнению многих ученых, позволяет в практике смоделировать наиболее предпочтительные показатели деятельности: задав необходимый уровень прибыли и зная цену реализации и объем издержек, финансовый менеджер может управлять процессом формирования прибыли, задавая его приоритетные цели[30].
В соответствии с существующими моделями формирования себестоимости, можно предложить следующие модели формирования прибыли, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная схема моделей формирования прибыли[31]
Модель формирования прибыли по результатам калькулирования методом абсорпшен-костинг |
Модель формирования прибыли по результатам калькулирования методом директ-костинг |
Выручка |
Выручка |
‑ Производственные затраты (включая постоянные) |
‑ Переменные расходы |
= Валовая прибыль |
= Маржинальная прибыль |
‑ Коммерческие и административные расходы |
‑ Постоянные расходы |
= Прибыль |
= Прибыль |
Таким образом, модель формирования прибылью – является важной основой функционирования механизма её управления.
Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом: прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятием, как хозяйствующим субъектом; прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно; величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшения результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности[32].
На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды. За счет чистой прибыли можно выплачиваются некоторые виды сборов и налогов, штрафы, санкции и др.
Выводы
Прибыль как экономическая категория представляет собой распределительную форму чистого дохода общества, созданного в сфере материального производства в результате соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов). Величина прибыли зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Анализ показателей прибыли позволяет выявить проблемы обеспечения эффективной деятельности предприятия и разработать мероприятия, направленные на их решение. Основным источником информации для проведения анализа прибыли предприятия является финансовая (бухгалтерская) отчетность.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ,РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ООО «АРМАДА»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Армада»
Общество с ограниченной ответственностью «Армада» представляет собой объединение граждан для совместной деятельности. ООО «Армада» зарегистрирована 15 февраля 2011 г.
Юридический адрес предприятия: 445044, Самарская область, г. Тольятти, ул. Офицерская, д. 2, кв. 48.
Основной целью ООО «Армада» является удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли.
Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- услуги «Телекс»;
- услуги подвижной спутниковой радиосвязи;
- услуги фиксированной телефонной связи в выделенной сети связи;
- продажа сотовых телефонов, аксессуаров к телефонам, планшетам; продажа симкарт.
Высшим органом управления общества является общее собрание учредителей. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется генеральным директором, избираемым общим собранием учредителей.
Структура управления представлена на рис. 3. Из представленной на рис. 3 структуры управления видно, что она построена по линейно-функциональному признаку. Руководство предприятием возложено надиректора предприятия, который разрабатывает стратегию развития предприятия, осуществляется планирование финансово-хозяйственной деятельности. На директора предприятия возложены также функциимаркетинга и управления персоналом. Разработкой товарной, ценовой политики занимается начальник отдела продаж. Обязанности заключения договоров с поставщиками возложены на начальника службы снабжения и логистики. В непосредственном подчинении начальников отделов находятся менеджеры, продавцы.
Директор ООО «Армада»
Начальник финансового отдела
Главный бухгалтер
Начальник службы снабжения
Начальник отдела
продаж
Экономист
Бухгалтеры
Продавцы
Водители
Менеджеры по закупкам
Кладовщики
Рисунок 3.Организационная структура управления
ООО «Армада»
В таблице 2 представлены основные показатели деятельности предприятия за 2017-2019 гг. Источником информации явилась финансовая отчетность предприятия.
Таблица 2
Основные показатели ООО «Армада» в 2017-2019 гг.
Показатели |
Абсолютное значение |
Темп роста 2019 г., % |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
К 2017 |
К 2018 |
||
Выручка, тыс.руб. |
11628 |
14118 |
12583 |
108,21 |
89,13 |
|
Полная себестоимость продаж, тыс.руб. |
10640 |
12415 |
11005 |
103,43 |
88,64 |
|
Затраты на 1 руб. выручки, руб. |
0,92 |
0,88 |
0,87 |
94,57 |
98,86 |
|
Валовая прибыль, тыс. руб. |
988 |
1703 |
1578 |
159,72 |
92,66 |
|
Рентабельность продаж, % |
8,50 |
12,06 |
12,54 |
4,04 |
0,48 |
Из данных таблицы 2 видно, что в 2019 г. выручка составила 12 583 тыс.руб., что на 8,21 % больше, чем в 2017 г., однако на 10,87 % меньше, чем в 2018 г. Полная себестоимость продаж в 2019 г. увеличилась относительно уровня 2017 г. на 3,55 %, но снизилась относительно уровня 2018 г. на 11,36 %. Положительным в деятельности предприятия является снижение затраты на 1 руб. выручки, которые составили в 2019 г. 0,87 руб., что на 5,43 % ниже, чем в 2017 г. и на 1,14 % ниже, чем в 2018 г.
Из данных, представленных в таблице 2, видно, что основная деятельность предприятия является в 2017-2019 г.г. прибыльной. В 2019 г. валовая прибыль составила 1 578 тыс.руб., что на 59,72 % выше показателя 2017 г., однако на 7,34 % ниже, чем в 2018 г. Рентабельность продаж в 2019 г. выше показателей двух предыдущих лет – на 4,04 процентного пункта выше показателя 2017 г. и на 0,48 процентного пункта выше показателя 2018 г.
2.2. Анализ показателей формирования, распределения и использования прибыли
Основную часть прибыли предприятие получает от основной – торговой - деятельности. В связи с этим на первом этапе анализа дадим оценку прибыли от продаж.
Данные о результатах основной деятельности предприятия представлены в таблице 3.