Файл: Менеджмент. Оценка персонала в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5) Организация процесса обратной связи с сотрудниками о качестве их работы. Понимание результатов оценки и грамотное их донесение до сотрудников также служит дополнительной мотивацией людей к работе. Каждый человек через оценку со стороны общества и посредством самооценки осознает себя, свое состояние и поведение, позволяет определить направления и способы для дальнейшей деятельности. Оценка персонала должна проводиться в организации регулярно, желательно через равные промежутки времени для того, чтобы сотрудники могли видеть результаты своего труда, объективно оцененные руководителями, а руководители по результатам оценки могли бы эффективнее управлять сотрудниками и использовать их качества на достижение максимального результата организации (компании).

Итак, суть оценки сводится к тому, чтобы определить набор качеств человека (компетенции), сравнить его с эталонным вариантом для конкретной деятельности и принять взвешенное управленческое решение, как приблизить сотрудника к «эталону». Компетенции – это набор личных и деловых качеств сотрудника, знаний, умений и навыков, которые необходимы для эффективного выполнения работы и достижения высоких результатов.

Сейчас принято оценивать так называемые мягкие и жесткие навыки (soft skills и hard skills). Схема наглядно показывает, что оценивается soft skills и hard skills.

Схема 1. Что относится к soft и hard skills

Soft skills – личные качества, которые зависят от характера человека и приобретаются с жизненным опытом. Такие универсальные компетенции трудно измерить количественными показателями. Они практически не зависят от специфики конкретной работы, но помогают строить карьеру. Это надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. Soft skills нельзя научиться на тренинге или курсе, они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни. К ним относятся интеллектуальные, социальные и волевые компетенции:

критическое мышление;

решительность;

аналитические способности;

лидерство;

коммуникабельность;

креативность;

умение работать в команде;

многозадачность;

пунктуальность и т. п.

К примеру, для соискателя на должность секретаря на первый план выходят такие soft skills, как коммуникабельность и многозадачность, для дизайнера – креативность и критическое мышление, для менеджера проектов – умение работать в команде, решительность и аналитические способности.

Hard skills – профессиональные навыки, которые необходимы для выполнения конкретной работы. Этим навыкам обучают в колледжах, институтах, на курсах, их можно измерить путем проведения экзамена. Hard skills нужны под конкретные задачи, формируются в процессе обучения и основаны на технических знаниях.


К простейшим hard skills относится умение писать и читать, знание иностранного языка, продукта, рабочей программы, стандартов и регламентов, вождение автомобиля и т.п. Например, для дизайнера «жесткими навыками» будут являться владение графическими редакторами, а для плотника — умение обращаться с электролобзиком.

1.3. Субъект и объект оценки персонала.

Субъекты оценки персонала:

- Линейные руководители. Главным действующим лицом в оценке персонала является линейный руководитель. Он отвечает за объективность и полноту информационной базы для проведения оценки, а также дает обратную связь оцениваемому сотруднику.

- сотрудники службы управления персоналом. При приеме на работу сотруднику службы персонала необходимо отобрать такого кандидата, который в состоянии достичь ожидаемого организацией (компанией) результата. Фактически оценка при приеме на работу является первичным фильтром оценки качеств человеческого ресурса. Также немаловажно отметить функцию сотрудников службы персонала в организации и проведении процесса оценки персонала: своевременно проинформировать сотрудников о начале оценки персонала, донести важность процедуры для всех участников, модерировать процесс, правильно документарно зафиксировать результаты, обучить оценивающих процедуре оценки и многое другое.

- коллеги и работники, имеющие структурные взаимосвязи с оцениваемыми. В некоторых организациях в процесс оценки вовлечены не только руководители, но и коллеги оцениваемых и сами сотрудники.

- лица, не имеющие непосредственного отношения к оцениваемому сотруднику. Среди них можно выделить независимых экспертов и центры оценки.

Все субъекты оценки подразделяются на формальные и неформальные. К формальным субъектам оценки относят руководителей и работников службы управления персоналом. Именно они обладают правом принятия административного решения по результатам оценки. Неформальные субъекты оценки –коллеги, независимые эксперты, которые только дают заключение, которое в свою очередь используется для обобщения информации для принятия управленческого решения. В последнее время на практике часто применяется комбинированная оценка, когда оценщиком выступает не один субъект, а сразу несколько.

Объект оценки – тот, кого оценивают. В качестве объекта оценки могут выступать как отдельные работники, так и группа работников, выделенная по определенному признаку, например, в зависимости от уровня в организационной структуре или по профессиональному признаку).


Оценить результаты труда рабочих, особенно рабочих-сдельщиков достаточно просто, так как количественные и качественные результаты их труда выражаются в количестве произведенной продукции и их качестве. Метод групповой оценки основан на сравнении результатов внутри группы.

Намного сложнее оценивать результаты труда руководителей и специалистов, поскольку они характеризуют их способность оказывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо производственного или управленческого звена. Поэтому методы индивидуальной оценки работников основаны на исследовании индивидуальных качеств работника, процесс труда и результативность.

1.4. Критерии и факторы оценки персонала.

Для получения достоверной информации необходимо точно и объективно выделить показатели, по которым производится оценка. В этом случае важно установить продуманные критерии оценки персонала.

Критерий оценки персонала – порог, за которым состояние показателя будет удовлетворять или не удовлетворять установленным (запланированным, нормированным) требованиям.

Такие критерии могут характеризовать как общие моменты, равнозначные для всех работников организации, так и специфические нормы труда и поведения для конкретного рабочего места или конкретной должности. Можно выделить четыре группы критериев, которые используются в любой организации с небольшими корректировками:

- профессиональные критерии оценки персонала содержат характеристики профессиональных знаний, умений и навыков, профессионального опыта сотрудника, его квалификации, результатов труда;

- специфические критерии оценки персонала, которые образуются на основе присущих человеку качеств и характеризуют его состояние здоровья, авторитет, особенности личности;

-деловые критерии оценки персонала включают такие критерии, как ответственность, организованность, инициативность, деловитость.

Помимо основного требования о том, что оценочные мероприятия не должны нарушать производственный процесс, существует ряд требований, предъявляемый к технологии оценки:

Оценка персонала должна проводится:

объективно — оценка критериев не должна зависеть от частных мнений или отельных суждений;

надёжно — максимально возможная независимость от влияния ситуационных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных);

достоверно — оценивается реальный уровень владения навыками работником;

с возможностью прогноза — результаты должны давать понимание о потенциальных возможностях сотрудника;


комплексно — оценка включает в себя внутриорганизационные связи и отношения;

доступность – процесс оценки должен быть доступен не только узкому кругу специалистов, а понятен и оценщикам, и наблюдателям, и самим оцениваемым.

Проведение оценочных мероприятий не должно дезорганизовывать работу коллектива, а должно встраиваться в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию и совершенствованию. Можно говорить, что характерной особенностью, хорошо работающей систем оценки персонала, является ее комплексный характер. В свою очередь это требует увязки всех элементов самой системы оценки в процесс управления персоналом. Смысл оценки персонала становиться понятен лишь в контексте кадровой политики, проводимой организацией. Сложно оторвать какую-либо отдельную функцию или направление работы от всего комплекса задач, решаемы в процессе управления персоналом организации. Оценка персонала призвана содействовать лучшему использованию человеческих ресурсов организации за счет тесной увязки задач, решаемых в ходе оценки, с другими направлениями работы с персоналом. Такими как:

- анализ работ

- определение требований работы

- обучение и развитие персонала

-поиск и отбор новых работников (рекрутинг)

- кадровое планирование

- планирование карьеры работников

- система стимуляции труда

- формирование и работа с кадровым резервом.

Особенно важно после оценочных работ провести изменения, если таковые требуются по результатам проведенной оценки.

На содержание, качество и уровень показателей результатов труда влияет совокупность факторов, которые необходимо учитывать при проведении оценки эффективности, чтобы обеспечить максимальную достоверность и объективность полученных данных. Кратное описание факторов оценки персонала приведены в таблице 1:

Факторы

Содержание факторов

Естественно-биологические

пол, возраст, физические данные, интеллектуальные способности оцениваемого сотрудника, климатические особенности региона, в котором трудится работник, сезонность

Социально-экономические факторы

уровень экономики государства/региона, правовые ограничения и требования к трудовой деятельности и формированию заработной платы, квалификация сотрудника, уровень мотивированности, степень социальной защищённости работника

Технические и организационные

характер решаемых задач, сложность труда, особенности организации производства, санитарные, эргономические, эстетические условия труда, объём доступной сотруднику информации, уровень применяемых технических приёмов и оборудования

Социально-психологические

субъективное отношение работника к трудовой деятельности, морально-психологический климат в коллективе, психофизиологическое состояние сотрудника

Рыночные

уровень развития экономики и предпринимательства, особенности ценообразования, уровень банкротства предприятий по стране, темпы инфляции, проблема безработицы


Таблица 1. Факторы, учитываемые при проведении оценки персонала

1.5 Методы оценки персонала.

Все методы оценки можно разделить на методы индивидуальной оценки работников, которые основаны на исследовании индивидуальных качеств работника, и методы групповой оценки, которые основаны на сравнении эффективности работников внутри. Из этих методов можно собрать комплексную систему оценки персонала, но ни один из них не будет являться универсальным и достаточным для того, чтобы оценить отдельные качества работника и результаты его труда.

По направленности методы оценки персонала классифицируют на три основных группы: качественные, количественные и комбинированные.

Качественные методы - это методы, оценивающие сотрудников без применения количественных показателей. Их еще называют описательными методами.

Схема 2. Качественные методы оценки персонала

Комбинированные методы – это совокупность описательных методов с применением количественных аспектов.

Схема 3. Комбинированные методы оценки персонала.

Количественные методы – наиболее объективны, так как все результаты фиксируются в цифрах.

Схема 4. Комбинированные методы оценки персонала

Существует огромное множество методов оценки персонала. Все они в той или иной мере применяются в организациях. Применение для оценки персонала определенного метода зависит от цели и задач оценки персонала. Используя результаты оценки, руководители смогут более полно раскрыть потенциал своих сотрудников, что положительно повлияет на результаты их трудовой деятельности и будет способствовать росту доходов в организации. К основным, наиболее популярным методам оценки персонала, которые сейчас активно применяются в организациях, можно отнести:

  1. Аттестация
  2. Ассессмент центры (центры оценки персонала)
  3. Оценочное собеседование
  4. Самооценка
  5. Система 360 градусов
  6. Ранжирование
  7. Оценка по целям и результатам

Аттестация.

Аттестация — это единственное понятие, которое закреплено в законодательстве и может повлиять на решение об увольнении сотрудника (пункт 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации). Герш М.В аттестацию описал как «оценка деятельности работника исходя из определенных условий и требований, предъявляемых к нему по занимаемой должности». Для отдельных категорий сотрудников аттестация является обязательной процедурой, регламентированной специальными нормативными актами. К ним относятся, например, педагогические работники, сотрудники, работающие с опасными производственными объектами, сотрудники полиции и Росгвардии и др. Понятие «аттестация» в Трудовом кодексе не закреплено. Сам термин упоминается лишь в нескольких статьях. В Трудовом кодексе нет специальной главы или статьи, в которой бы регламентировалась процедура проведения аттестации, спорные ситуации, а также вопросы защиты интересов. В пункте 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации упоминается аттестация в качестве основания для увольнения вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. В части 10 статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривается проведение аттестации в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу (за исключением работников, трудовой договор с которыми заключен на определенный срок). В статье 82 пункте 3 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация упоминается как пример участия персонала в управлении организации. Поэтому первым шагом для проведения аттестации персонала в организации необходимо издать локальные нормативные акты, регламентирующие процедуру оценки. При разработке положения аттестации за основу можно взять Положение о порядке проведения аттестации, утвержденное Постановлением Госкомитета СССР от 05.10.1973 № 267. Большинство работодателей самостоятельно принимают решение о проведении аттестации. Работодателям, принявшим положительное решение о проведении аттестации, необходимо принять соответствующий локальный нормативный акт, в котором будет прописана процедура и регламент проведения аттестации, определить цели и задачи проведения аттестации, порядок проведения аттестации, критерии оценки квалификации работников. Существует нюанс: положение об аттестации подчиненных работодатель обязан согласовать с мнением профсоюза. Но если профсоюза в организации нет, то и согласовывать ничего ни с кем не надо. Действующее законодательство ничем не ограничивает категории сотрудников, в отношении которых можно провести аттестацию, а также периодичность и сам порядок проведения аттестации. Работодатель вправе устанавливать по своему усмотрению любой порядок проведения данной процедуры в отношении любых категорий сотрудников. Для проведения аттестации работодателю необходимо соблюдать процедуру, изображенную на схеме 4.