Файл: Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите индивидуального проекта для студентов 1 курса.doc
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2 Этапы работы над индивидуальным проектом
3 Общие требования к содержанию структурных элементов индивидуального проекта
3.1 Структура индивидуального проекта
3.2 Введение индивидуального проекта
3.3 Основная часть индивидуального проекта
3.4 Заключение индивидуального проекта
4 Оформление индивидуального проекта
4.1 Общие требования к оформлению индивидуального проекта
4.6 Оформление ссылок на источники информации
Объем индивидуального проекта — 15-20 односторонних листов без учета приложений.
Для защиты индивидуального проекта может быть подготовлена презентация, требования к которой представлены в приложении Г.
3.2 Введение индивидуального проекта
Введение структурно состоит из следующих элементов:
-
актуальность темы; -
цель работы; -
задачи работы; -
объект исследования; -
предмет исследования; -
гипотеза (при необходимости); -
используемые методы исследования; -
теоретическая значимость работы; -
практическая значимость работы.
Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Актуальность проблемы исследования - это востребованность изучения и решения данной проблемы в обществе.
Обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания.
Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
-
восполнение каких-либо пробелов в науке; -
дальнейшее развитие проблемы в современных условиях; -
своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения; -
обобщение накопленного опыта; -
суммирование и продвижение знаний по основному вопросу; -
постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.
Пример 3.1.
Мобильный телефон – это средство связи, которое в наше время есть практически у всех: у детей, подростков, взрослых, пожилых людей. Компании, создающие мобильные телефоны, осваивают новые функции, новые возможности сотового аппарата, представляя новые телефоны с уникальными возможностями. Но мало кто знает, что новые функции далеко не всегда приносят пользу, а возможно даже наносят вред организму человека. Мобильный телефон – это средство связи с внешним миром. Но даже за несколько секунд можно получить болезни, от которых будешь лечиться всю жизнь. Поэтому каждому человеку необходимо знать положительное и отрицательное воздействие сотового телефона на здоровье и жизнь человека, знать, как правильно пользоваться телефоном и в каких временных рамках.
Цель исследовательской работы - это желаемый конечный результат, который планируется достичь в итоге работы.
Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта):
Цель исследовательской работы | = | Выберите одно из слов типа: | + | Название объекта исследования |
- изучение, - исследование, - выяснение, - выявление, - определение, - анализ, - установление, - проверка, - привлечение внимания к проблеме, - обоснование, - обобщение, - описание и др. |
Пример 3.2.
Цель работы состоит в изучении положительных и отрицательных сторон использования сотового телефона для снижения его вредного воздействия на здоровье человека.
Задачи исследовательской работы - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца.
Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?»
Обычно задачи исследовательского проекта перечисляются и начинаются словами:
- выяснить, - изучить, - провести, - узнать, - проанализировать, - исследовать, - определить, | - рассмотреть, - найти, - предложить, - выявить, - измерить, - сравнить, - показать, | - собрать, - сделать, - составить, - обобщить, - описать, - установить, - разработать т.п. |
Каждая поставленная задача предполагает соответствующий параграф в исследовательской работе. Пример сопоставления поставленных задач во введении с параграфами исследовательской работы:
Пример 3.3.
Задачи работы: | Глава и параграф работы: |
| 1 Человек и телефон |
1) изучить историю изобретения сотового телефона; | 1.1 История изобретения сотового телефона |
2) привести примеры научных исследований влияния сотового телефона на организм современного человека; | 1.2 Влияние сотового телефона на организм современного человека |
| 2 Исследование влияния сотового телефона на организм человека |
3) определить основные критерии вредности сотового телефона; | 2.1 Критерии вредности сотового телефона |
4) провести анкетирование на тему: «Значение мобильного телефона в жизни студентов ТПК» | 2.2 Результаты анкетирования студентов ТПК |
5) предложить практические рекомендации по использованию сотовых телефонов для минимизации их вредного воздействия на здоровье. | 2.3 Практические рекомендации для владельцев сотовых телефонов |
Объект исследования - это то, что будет взято для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.
Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Пример 3.4.
Объект исследования: | Предмет исследования: |
магнит | свойства магнитов |
гора Чатырдаг | легенды и мифы о горе Чатырдаг |
студенты и преподаватели | зависимость от СМС |
тригонометрические уравнения и их системы | способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах |
глаз | свойства и структура глаза как оптического инструмента |
микроклимат учебных помещений | условия микроклимата в учебных помещениях |
Иногда вместо словосочетания «Объекты исследований» лучше подходит «Объекты наблюдений». Например, объекты наблюдений: два тюлененка, привезенные в зоопарк с побережья Балтийского моря. Предмет исследования: адаптация тюленей к условиям зоопарка.
Пример 3.5.
Объектом исследования в данной работе является мобильный телефон.
Предмет исследования: способность мобильного телефона оказывать воздействие на организм человека.
В переводе с древнегреческого гипотеза — значит «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
-
быть проверяемой; -
содержать предположение; -
быть логически непротиворечивой; -
соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:
-
«если..., то...»; -
«так..., как ...»; -
«при условии, что...».
Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант - как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.
Пример 3.6.
Гипотеза: мобильный телефон оказывает вредное воздействие на человека, но многие об этом не задумываются.
Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы.
В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
- методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;
- желательно пояснить Ваш выбор методов исследования, т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.
Виды методов исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Методы исследования
Методы эмпирического уровня: | Методы экспериментально-теоретического уровня: | Методы теоретического уровня: |
- наблюдение - интервью - анкетирование - опрос - собеседование - тестирование - фотографирование - счет - измерение - сравнение | - эксперимент - лабораторный опыт - анализ - моделирование - исторический - логический - синтез - индукция - дедукция - гипотетический | - изучение и обобщение - абстрагирование - идеализация - формализация - анализ и синтез - индукция и дедукция - аксиоматика |
изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы | помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия | позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения |