Файл: Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите индивидуального проекта для студентов 1 курса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объем индивидуального проекта — 15-20 односторонних листов без учета приложений.

Для защиты индивидуального проекта может быть подготовлена презентация, требования к которой представлены в приложении Г.

3.2 Введение индивидуального проекта


Введение структурно состоит из следующих элементов:

  1. актуальность темы;

  2. цель работы;

  3. задачи работы;

  4. объект исследования;

  5. предмет исследования;

  6. гипотеза (при необходимости);

  7. используемые методы исследования;

  8. теоретическая значимость работы;

  9. практическая значимость работы.

Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Актуальность проблемы исследования - это востребованность изучения и решения данной проблемы в обществе.

Обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания.

Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

  • восполнение каких-либо пробелов в науке;

  • дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;

  • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;

  • обобщение накопленного опыта;

  • суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;

  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.


Пример 3.1.

Мобильный телефон – это средство связи, которое в наше время есть практически у всех: у детей, подростков, взрослых, пожилых людей. Компании, создающие мобильные телефоны, осваивают новые функции, новые возможности сотового аппарата, представляя новые телефоны с уникальными возможностями. Но мало кто знает, что новые функции далеко не всегда приносят пользу, а возможно даже наносят вред организму человека. Мобильный телефон – это средство связи с внешним миром. Но даже за несколько секунд можно получить болезни, от которых будешь лечиться всю жизнь. Поэтому каждому человеку необходимо знать положительное и отрицательное воздействие сотового телефона на здоровье и жизнь человека, знать, как правильно пользоваться телефоном и в каких временных рамках.

Цель исследовательской работы - это желаемый конечный результат, который планируется достичь в итоге работы.

Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта):



Цель исследовательской работы

=

Выберите одно из слов типа:

+

Название объекта исследования

- изучение,

- исследование,

- выяснение,

- выявление,

- определение,

- анализ,

- установление,

- проверка,

- привлечение внимания к проблеме,

- обоснование,

- обобщение,

- описание

и др.

Пример 3.2.

Цель работы состоит в изучении положительных и отрицательных сторон использования сотового телефона для снижения его вредного воздействия на здоровье человека.

Задачи исследовательской работы - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца.

Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?»

Обычно задачи исследовательского проекта перечисляются и начинаются словами:

- выяснить,

- изучить,

- провести,

- узнать,

- проанализировать,

- исследовать,

- определить,

- рассмотреть,

- найти,

- предложить,

- выявить,

- измерить,

- сравнить,

- показать,

- собрать,

- сделать,

- составить,

- обобщить,

- описать,

- установить,

- разработать т.п.

Каждая поставленная задача предполагает соответствующий параграф в исследовательской работе. Пример сопоставления поставленных задач во введении с параграфами исследовательской работы:

Пример 3.3.

Задачи работы:

Глава и параграф работы:




1 Человек и телефон

1) изучить историю изобретения сотового телефона;

1.1 История изобретения сотового телефона

2) привести примеры научных исследований влияния сотового телефона на организм современного человека;

1.2 Влияние сотового телефона на организм современного человека




2 Исследование влияния сотового телефона на организм человека

3) определить основные критерии вредности сотового телефона;

2.1 Критерии вредности сотового телефона

4) провести анкетирование на тему: «Значение мобильного телефона в жизни студентов ТПК»

2.2 Результаты анкетирования студентов ТПК

5) предложить практические рекомендации по использованию сотовых телефонов для минимизации их вредного воздействия на здоровье.

2.3 Практические рекомендации для владельцев сотовых телефонов


Объект исследования - это то, что будет взято для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.

Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.

Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Пример 3.4.

Объект исследования:

Предмет исследования:

магнит

свойства магнитов

гора Чатырдаг

легенды и мифы о горе Чатырдаг

студенты и преподаватели

зависимость от СМС

тригонометрические уравнения и их системы

способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах

глаз

свойства и структура глаза как оптического инструмента

микроклимат учебных помещений

условия микроклимата в учебных помещениях

Иногда вместо словосочетания «Объекты исследований» лучше подходит «Объекты наблюдений». Например, объекты наблюдений: два тюлененка, привезенные в зоопарк с побережья Балтийского моря. Предмет исследования: адаптация тюленей к условиям зоопарка.

Пример 3.5.

Объектом исследования в данной работе является мобильный телефон.

Предмет исследования: способность мобильного телефона оказывать воздействие на организм человека.

В переводе с древнегреческого гипотеза — значит «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

  • быть проверяемой;

  • содержать предположение;

  • быть логически непротиворечивой;

  • соответствовать фактам.


При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:

  • «если..., то...»;

  • «так..., как ...»;

  • «при условии, что...».

Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант - как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

Пример 3.6.

Гипотеза: мобильный телефон оказывает вредное воздействие на человека, но многие об этом не задумываются.

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать:

- методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;

- желательно пояснить Ваш выбор методов исследования, т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

Виды методов исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Методы исследования

Методы эмпирического уровня:

Методы экспериментально-теоретического уровня:

Методы теоретического уровня:

- наблюдение

- интервью

- анкетирование

- опрос

- собеседование

- тестирование

- фотографирование

- счет

- измерение

- сравнение

- эксперимент

- лабораторный опыт

- анализ

- моделирование

- исторический

- логический

- синтез

- индукция

- дедукция

- гипотетический

- изучение и обобщение

- абстрагирование

- идеализация

- формализация

- анализ и синтез

- индукция и дедукция

- аксиоматика

изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы

помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия

позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения