Файл: Механизмы управления конфликтными ситуациями в организации.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность конфликта в современной организации
1.2 Типы и причины конфликтов в организации
1.3. Управление конфликтной ситуацией
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВОЛГОГРАД»
2.1. Характеристика организации
2.2. Причины возникновения конфликтов организации и пути их разрешения
2.3 Методика оценки и оценка поведения в конфликте сотрудников организации
2.4. Оценка предупреждения конфликтов сотрудников в организации
Так, на примере ОАО «Волгоград» было проведено исследование работников этого предприятия на предмет конфликта по критерию К. Томаса и пришли к следующим выводам:
Все респонденты были разделены на две стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации:
- 70% респондентов пришли к стратегии «сотрудничества»; это самый сложный из всех стилей, но в то же время самый эффективный в разрешении конфликтных ситуаций. Его преимущество в том, что вы находите решение наиболее приемлемым для обеих сторон и выбираете партнеров из своих оппонентов. Это означает поиск путей вовлечения всех участников в процесс урегулирования конфликта и стремление удовлетворить потребности всех.
-30% респондентов склонны к тактике «адаптации», т. Е. Стремлению поддерживать или устанавливать благоприятные отношения, обеспечивать интересы партнера путем сглаживания разногласий. Готовность уступить. Пренебрегая собственными интересами, уходите от обсуждения спорных вопросов, соглашайтесь с требованиями, претензиями. Желание поддержать партнера, чтобы не влиять на его чувства, подчеркивая общие интересы, замалчивать разногласия.
Подводя итог, становится ясно, что наиболее часто используемым стилем разрешения конфликтов в бухгалтерии ОАО «Волгоград» является сотрудничество. Этот стиль основан на убеждении сторон в конфликте, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Те, кто полагаются на сотрудничество, не пытаются достичь своей цели за счет других, но ищут решение проблемы.
Также на примере того же предприятия автор курсовой работы оценил степень конфликтности предприятия по тесту Е.В. Островский и пришел к следующим выводам: для работы в бухгалтерии ОАО «Волгоград» есть сотрудники, отстаивающие свое мнение, независимо от того, как это повлияет на служебные или личные отношения. Сотрудники предприятия наделены чертами характера, такими как честность и смелость, которые не всегда приветствуются руководством, а также могут способствовать столкновениям в конфликте.
Бухгалтеров можно рекомендовать быть более терпеливыми и снисходительными к коллегам, а также внимательными, уметь прислушиваться к мнению других, принимать коллективные решения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анцупов, А. Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Юнити, 2016. - 552 c
- Волков Б. С. Конфликтология : учебное пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова : под ред. Б.С. Волкова. — Москва : КНОРУС, 2018. — 356 с. — (Бакалавриат).
- Галустова, О. В. Конфликтология в вопросах и ответах / О.В. Галустова. - М.: Проспект, 2018. - 216 c
- Емельянов, С. М. Управление конфликтами в организации : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. М. Емельянов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 261 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02855-3.
- Кибанов А .Я., Дуракова, И.Б. Управление персоналом организации: учеб. - Изд.2-е, перераб. и доп. - М.: Издат-во Экзамен, 2016.- 568с
- Козырев, Г. И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. - М.: Владос, 2017. - 176 c.
- Лукаш, Ю. А. Внутрифирменные конфликты, или Трудовая конфликтология в бизнесе. Учебное пособие / Ю.А. Лукаш. - М.: Юстицинформ, 2017. - 158 c
- Оксинойд К.Э. Розина Е.В. Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2016. - 64 c. - ISBN 978-5-392-02956-3;
- Сперанский В.С. Конфликтология / Владимир Сперанский. - М.: Русская новь, 2018. - 352 c.
- Терешина, Е.А. История конфликтологии. Учебное пособие / Е.А. Терешина. - М.: Проспект, 2017. - 95 c.
- Управление организацией: учебник / М.В. Петрович [и др.]; под научн. ред. М.В.Петровича. — Минск: Дикта, 2014. — 864 с.
- Шарков Ф.И. Общая конфликтология: Учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2016. - 240 c.
- Коробко В.И. Теория управления [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации»/ Коробко В.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 383 c
- Андреев А.Ф. Основы теории управления [Электронный ресурс]/ Андреев А.Ф.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Троицкий мост, 2013.— 288 c.
- Валеева Е.О. Организационное поведение [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Валеева Е.О.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015.— 176 c.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Утверждения к тесту: «Методика оценки и оценка поведения в конфликте»
- а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
- а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека моих собственных.
- а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
- а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
- а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
- а) Я пытаюсь избежать неприятностей.
б) Я стараюсь добиться своего.
- а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
- а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
- а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
- а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
- а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
- а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
- а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано, по-моему.
- а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
- а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
- а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
- а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
- а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
- а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.
- а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
- а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
- а) Я пытаюсь найти позицию, которая была бы средней между моей и позицией другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.
- а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
- а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
- а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
- а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
- а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
- а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
- а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
- а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
АНКЕТА
Уважаемый сотрудники бухгалтерии ОАО «Волгограднефтемаш» просим Вас оценить стиль своего поведения в конфликте, выбрав одно из предложенных в паре утверждений. Напротив выбранного утверждения поставьте любой знак (+,V,...).
Анкета испытуемого А:
1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
- а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека моих собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
- а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
- а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
- а) Я пытаюсь избежать неприятностей.
б) Я стараюсь добиться своего.
- а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
- а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
- а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
- а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
- а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
- а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
- а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано, по-моему.
- а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
- а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
- а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
- а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
17. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
18. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.
- а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
- а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
- а) Я пытаюсь найти позицию, которая была бы средней между моей и позицией другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.
- а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
- а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
- а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
- а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
- а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
- а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
- а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
- а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
- а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Спасибо за участие.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Утверждения к тесту: «Предупреждение конфликтов»
- Представьте, что в общественном транспорте начинается спор.
Что вы предпримите:
а) избегаете вмешиваться в ссору;
б) можете вмешаться. Встать на сторону потерпевшего, кто прав;
в) всегда вмешиваетесь и до конца отстаиваете свою точку зрения;
2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки:
а) нет;
б) да, но в зависимости от личного отношения к нему;
в) всегда критикуете за ошибки;
3. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется неудачным. Предположите ли вы свой план, который кажется вам лучше:
а) если другие вас поддержат, то да;
б) разумеется, вы будете поддерживать свой план;
в) боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных.
4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?