Файл: Механизмы управления конфликтными ситуациями в организации.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность конфликта в современной организации
1.2 Типы и причины конфликтов в организации
1.3. Управление конфликтной ситуацией
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВОЛГОГРАД»
2.1. Характеристика организации
2.2. Причины возникновения конфликтов организации и пути их разрешения
2.3 Методика оценки и оценка поведения в конфликте сотрудников организации
2.4. Оценка предупреждения конфликтов сотрудников в организации
Механизмы координации и интеграции являются применением механизма координации. Одним из наиболее распространенных механизмов является цепочка команд. Если двое или более подчиненных не согласны по какому-либо вопросу, конфликта можно избежать, связавшись с их главным начальником и предложив принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, поскольку подчиненный очень хорошо знает, чьим решениям он должен подчиняться [9, с. 67].
В управлении конфликтами очень полезны такие инструменты интеграции, как управленческие иерархии, использование сервисов, обеспечивающих связь между функциями, межфункциональными группами, целевыми группами и межведомственными встречами.
Организационные интегрированные цели являются еще одним структурным методом управления конфликтами. Эффективная реализация этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, заложенная в эти более высокие цели, состоит в том, чтобы направить усилия всех участников на достижение общей цели.
Структура системы вознаграждений - может использоваться в качестве метода управления конфликтной ситуацией, влияющей на поведение людей во избежание дисфункциональных последствий. Систематическое и скоординированное использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто вносит вклад в достижение корпоративных целей, помогает людям понять, что им следует делать в конфликтной ситуации, чтобы удовлетворить желания руководства.
Известно пять основных межличностных способов разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблем.
Evasion. Этот стиль подразумевает, что человек пытается уйти от конфликта. Как отмечают Роберт Блейк и Джеймс Мутон, одним из способов разрешения конфликта является «не попадать в ситуации, провоцирующие возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда вам не нужно входить в возбужденное состояние, даже если вы решаете проблему. »
Сглаживание. Этот стиль характеризуется поведением, которое продиктовано убеждением, что вы не должны сердиться, потому что «мы все одна счастливая команда, и мы не должны раскачивать лодку». Смутчик старается не выпускать признаки конфликта и горечи, призывая к необходимости солидарности
Принуждение. В рамках этого стиля преобладают попытки заставить человека принять свою точку зрения любой ценой. Тех, кто пытается это сделать, не интересует мнение других. Человек, использующий этот стиль, обычно ведет себя агрессивно и использует силу посредством принуждения, чтобы влиять на других. Этот стиль принуждения может быть эффективен в ситуациях, когда лидер обладает значительной властью над подчиненными. Недостатком этого стиля является то, что не все важные факторы будут приняты во внимание, поскольку представлена только одна точка зрения. Это может вызвать возмущение, особенно среди молодого и более образованного персонала.
Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но только в некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, поскольку она сводит к минимуму враждебность и часто позволяет быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего из-за важного решения, может помешать диагностике проблемы и сократить поиск альтернатив.
Решением проблемы является признание мнений и готовность познакомиться с другими точками зрения, с тем, чтобы выяснить причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Любой, кто использует этот стиль, не пытается достичь своей цели за счет других, а ищет лучшее решение конфликтной ситуации.
Таким образом, в сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенными для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо даже поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы. Другие стили тоже могут с успехом ограничивать или предотвращать конфликтные ситуации, но они не приведут к оптимальному решению вопроса, потому что не все точки зрения были изучены одинаково тщательно.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВОЛГОГРАД»
2.1. Характеристика организации
Полное фирменное наименование Общества: Волгоградское открытое акционерное общество по производству нефтегазоперерабатывающего оборудования г. Волгоград. Место нахождения Общества: Российская Федерация, 400011, г. Волгоград, ул. Электролесовская, 1-а.
Компания является независимой коммерческой организацией с правами юридического лица. Права и обязанности юридического лица приобретаются Обществом со дня его государственной регистрации. Компания имеет собственный баланс, расчетные и иные счета в банковских учреждениях Российской Федерации и за рубежом в рублях и иностранной валюте, штампы, штампы и бланки со своим наименованием на русском языке и указанием своего местонахождения, собственную эмблему, также зарегистрированную в установленном порядке знак и другие средства визуальной идентификации. Компания имеет гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами. Учредителем Общества является Открытое акционерное общество «Газпром» (ОАО «Газпром»).
Основными задачами Компании являются: получение прибыли путем удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных потребителей, прежде всего предприятий Газпрома, в машиностроительной продукции для переработки нефти и газа с высокими потребительскими свойствами и качеством ее изготовления; расширение существующего нефтегазоперерабатывающего оборудования, других машиностроительных изделий и товаров народного потребления, реализация социально-экономических интересов трудовых коллективов, входящих в состав Общества, на основе полученной прибыли. Основными направлениями деятельности компании являются:
- создание и внедрение новых машин и оборудования для переработки нефти и газа, отвечающих по своим технико-экономическим показателям высоким достижениям отечественной и зарубежной науки и техники;
- производство продукции по заказам потребителей на основании заключенных договоров или на инициативной основе с ее реализацией на условиях, определенных соглашением сторон;
- осуществление экспортно-импортных операций по разрабатываемому ассортименту товаров и услуг и другим видам внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- производство на предприятиях предприятия на договорной основе товаров народного потребления и других услуг населению;
- оказание услуг юридическим и физическим лицам, в том числе коммерческим посредникам, по продаже (приобретению) готовой продукции, сырья, средств производства, финансовых ресурсов, ценных бумаг и другого имущества или для его эффективного использования;
- коммерческая деятельность, поставка продукции, выполнение работ, оказание услуг в кредит, оказание финансовой и иной помощи с уплатой процентов потребителями по использованию заемных средств на условиях, определенных по соглашению стороны, использующие договоры для совершения сделок или применяющие векселя в хозяйственном обороте.
Организационная структура ОАО «Волгоград» является линейно-функциональной. Высшим органом управления Волгоградского акционерного общества является Общее собрание акционеров. Но годовое собрание акционеров принимает решение об избрании совета директоров. В свою очередь, совет директоров подчиняется собранию акционеров. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью компании, за исключением решения вопросов, отнесенных Федеральным законом «Об акционерных обществах» к исключительной компетенции собрания акционеров.
2.2. Причины возникновения конфликтов организации и пути их разрешения
На каждом современном предприятии работают люди. И на этапе формирования предприятия, и на этапе его стабильного функционирования в составе рабочей силы могут возникать разногласия как между отдельными работниками, так и между группами. В некоторых случаях эта напряженность «разрешается» самостоятельно, без участия лидера, а в других она может привести к открытой конфронтации, конфронтации точек зрения, интересов, целей. В таких ситуациях вмешательство лидера необходимо.
Управленческая деятельность часто протекает на фоне конфликтных ситуаций.
Можно привести пример конфликта, который произошел в Департаменте контроля качества ОАО «Волгоград».
Ответственность сотрудника ОТК заключается в оценке качества выпускаемой продукции, а не в производстве какой-либо бракованной продукции. Если дефектный продукт появится на рынке, это может повредить репутации предприятия, и в следующий раз организации, купившие его продукцию, смогут купить его у конкурентов. Сотрудники OTK часто имеют внутрипроизводственные конфликты с трудовыми коллективами, которые добровольно или невольно выпускают бракованную продукцию.
На безрецептурных работников начинают давить как сверху, так и снизу.
Только осознание общей цели способствует решению этой проблемы. Универсальных путей выхода из конфликтных ситуаций не существует. Для разрешения конфликта единственно возможным является собственная воля и настойчивость. Последовательные шаги по выходу обеих конфликтующих сторон из конфликта также важны.
На каждом предприятии совершаются ошибки, и часто на рынок поступает бракованная продукция. Ни одна организация не застрахована от ошибок, и ОАО «Волгограднефтемаш» не является исключением. Причиной конфликта стало получение некачественной продукции. Но это было решено довольно быстро, и не потребовало вмешательства главы предприятия. Поскольку ни сотрудники, ни сотрудники отдела качества не были заинтересованы в производстве некачественной продукции, из-за того, что это могло повлиять на заработную плату. Рабочие гарантировали, что сами будут следить за продуктом, который они выпускают на рынок. Сотрудники отдела, в свою очередь, гарантировали жесткий контроль над продукцией, производимой на предприятии. Очень хорошо, что конфликт был решен самостоятельно без вмешательства лидера, иначе могут возникнуть серьезные проблемы.
В жизни предприятия таких ситуаций много. Например, во время производственного совещания при обсуждении результатов выполнения договорных обязательств руководитель проекта, комментируя неудачный, с ее точки зрения, эпизод взаимодействия с клиентом одного из сотрудников, с сарказмом отметил, что она, по-видимому, тратит значительно больше времени на макияж, чем на подготовку решений и их качественное оформление. Совершенно неожиданно для менеджера сотрудник разразился слезами и выбежал из офиса.
После перерыва, продолжая встречу, лидер заметил, что все участники ответили на вопросы повестки дня как-то очень формально или просто молча. Стало ясно, что это скоординированный ответ на этическую ошибку.
Каждый конфликт сопровождается усилением эмоционального напряжения, появлением мотивов, направленных на противодействие противника. В тех случаях, когда участникам трудно сконцентрироваться на предмете разногласий или тянется конфронтация, негативные эмоции и конфликтующие мотивы могут занимать доминирующее положение в споре. Следствием такого развития событий является снижение эффективности деятельности, разделение коллектива на противоположные группы, уменьшение их взаимодействия, эскалация атмосферы враждебности и дестабилизация коллектива. Такой конфликт вреден для предприятия и характеризуется как разрушительный.
Разрушительные конфликты могут быть основаны на субъективных причинах. К ним относятся ошибки управления, такие как нарушение профессиональной этики, несправедливая оценка подчиненных. Это произошло в данном случае: попытка выяснить отношения, признав эту ошибку, ни к чему не привела. Энергия протеста была слишком велика и требовала специальных действий для разрешения отношений.
Обращение к помощи посредников и их работа со сторонами в конфликте позволили выяснить, что нападение лидера совпало по времени с другой наступательной и опытной ситуацией и послужило поводом для эмоциональной разрядки. С другой стороны, большинство из тех, кто присоединился к акции протеста, отреагировали либо иронично, либо вообще, были солидарны с замечанием главы, но не могли вести себя иначе, чем требовала корпоративная норма. Лишь несколько человек - инициаторов акции были сильно встревожены такой резкой реакцией работника на замечание. И только один человек из всех участников встречи и вообще работа над этим проектом была расценена чуть ли не как личное оскорбление со стороны начальника.