Файл: Психологопедагогический факультет Кафедра педагогики и методики начального образования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица № 6
Уровень притязаний учащихся
Уровень притязаний | Экспериментальный класс (4Г) | Контрольный класс (4А) |
Заниженный | 25% | 30% |
Верный | 50% | 45% |
Завышенный | 25% | 25% |
Представить наглядно результаты эксперимента можно в виде диаграммы 6.
Д
иаграмма 6
Таким образом, сравнивая данные исследования, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, мы вправе сделать выводы: во-первых, о появлении качественно нового уровня самооценки и уровня притязания у учащихся экспериментального класса после формирующего этапа эксперимента, во-вторых, о значительном повышении уровня школьной мотивации детей экспериментального класса.
Результаты исследовательской работы позволяют заключить, что проводимая нами на формирующем этапе эксперимента целенаправленная работа по личностному развитию учащихся действительно эффективна и возможна в рамках предмета природоведения.
Заключение
Несомненно, возможности предмета природоведение в развитии личности младших школьников очень высоки. Этот факт обеспечивает неослабевающее внимание психологов и педагогов к курсу природоведения. Мы надеемся, что наша работа внесет свой вклад в цикл исследований, посвящённых развивающим возможностям данного курса.
Тема личностного развития младших школьников в условиях учебной деятельности, без сомнения, также будет оставаться актуальной на протяжении не одного десятилетия. Эта область методики начального образования и психологии, хотя и является объектом исследования многих учёных, имеет ещё достаточное количество «белых пятен», одно из которых мы попытались восполнить своей работой.
В первой главе исследования мы проанализировали взгляды философов, представителей различных психологических школ на развитие личности младшего школьника; выявили основные особенности формирования вышеуказанных категорий в младшем школьном возрасте. Описали функции, средства и приёмы личностного развития, показали условия формирования личности у учащихся начальной школы, тем самым решили первую из поставленных перед исследованием задач - анализ психолого-педагогической литературы по теме работы.
Во второй главе нашего исследования дан широкий анализ теоретических основ курса природоведения З. А. Клепининой с точки зрения её возможностей в личностном развитии детей младшего школьного возраста, проанализированы теоретические основы учебного курса «Природа и люди» в рамках данной модели, описали содержание работы, направленной на расширение сферы личностного развития детей. Таким образом, в работе нашла своё выражение вторая поставленная задача - изучение теоретических положений и возможностей курса «Природа и люди» в процессе личностного развития детей младшего школьного возраста.
Третья глава целиком посвящена экспериментальной части работы, которая в соответствии с требованиями к психолого-педагогическим исследованиям была проведена в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный и полностью подтвердила сформулированную перед исследованием гипотезу. На формирующем этапе эксперимента нами была разработана система заданий, имеющая целью развитие личности ребенка и была решена третья из поставленных перед исследованием задач.
В процессе работы нами были разработаны методические рекомендации для учителей, работающих по системе З.А. Клепининой. Целью рекомендаций является оказание помощи начинающим учителям в организации учебного процесса на уроках природоведения, таким образом, чтобы последний, в максимальной степени отвечал задачам расширения сферы личностного развития учащихся. Тем самым мы решили еще одну задачу, поставленную перед данным исследованием.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что цель нашего исследования достигнута: в процессе работы изучены возможности уроков природоведения в курсе «Природа и люди» в личностном развитии младших школьников.
Результаты дипломного исследования могут быть полезны для учителей, чья педагогическая деятельность осуществляется как в курсе «Природа и люди», так и в рамках альтернативных обучения природоведению.
Приложение № 2
Анкета для определения школьной мотивации.
(Автор Н.Г. Лусканова)
1. Тебе нравится в школе? А). Да; Б). Не очень;
2. Ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
А). Иду с радостью; Б). Бывает по-разному; В). Чаще хочется остаться дома.
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
А). Пошел бы в школу; Б). Не знаю; В). Остался бы дома.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
А). Не нравится; Б). Бывает по-разному; В). Нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
А). Не хотел бы; Б). Не знаю; В). Хотел бы.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
А). Нет; Б). Не знаю; В). Хотел бы.
7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?
А). Часто; Б). Редко; В). Не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
А). Мне нравится наш учитель; Б). Точно не знаю; В). Хоте бы.
9. У тебя в классе много друзей?
А). Много; Б). Мало; В). Нет друзей.
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
А). Нравятся; Б). Не очень; В). Не нравятся.
Обработка анкеты.
Отрицательный ответ - 0 баллов;
Нейтральный ответ - 1 балл;
Положительный ответ - 3 балла.
25-30 баллов - высокий уровень мотивации;
20-24 баллов - средняя норма;
15-19 баллов - внешняя мотивация;
Приложение № 3
Планы- конспекты некоторых проводившихся нами уроков
ТЕМА УРОКА «ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПРИРОДОВЕДЕНИЯ. РЕЖИМ ДНЯ»
Цель урока: подвести итоги наблюдений за лето; выяснить, как выполнялись учащимися задания по укреплению здоровья; познакомить детей с режимом дня, особенностями курса природоведения IV класса; подготовить учащихся к наблюдениям в природе.
О б о р у д о в а н и е: Дневники наблюдений за III и IV классы, настенный календарь природы и труда, плакат «Режим дня», диапозитивы «Режим дня», диафильм «Режим дня школьника».
Ход урока. В начале урока мы проводили небольшую беседу по результатам летних наблюдений и выполнению заданий по закаливанию организма, используя следующие вопросы: где вы проводили летние каникулы? Какая бывает погода летом? Какие наблюдали осадки? Что можете рассказать о состоянии воды в водоемах в летнее время? Какие наблюдения провели за растениями? Что интересного заметили в жизни животных? В заключение беседы делается краткий вывод о состоянии природы летом.
Далее мы предлагали рассказать учащимся, как они использовали летние каникулы для закаливания организма, подводит итоги рассказам детей и говорит, что закаливание организма и укрепление здоровья необходимо продолжить и в дальнейшем. Организовать труд, отдых, закаливание организма и укрепление здоровья поможет режим дня. Демонстрируется плакат «Режим дня» и анализируется с точки зрения чередования в нем труда и отдыха, отмечается, в какой части режима дня выделено время для выполнения мероприятий по охране и укреплению здоровья, как можно совместить труд и отдых, труд и закаливание организма. Отдельные режимные моменты могут быть проиллюстрированы кадрами диапозитивов или диафильма.
В этом году учащиеся продолжат изучение природоведения. Мы говорим, что на этих уроках дети научатся находить направления на местности, узнают о природе и труде людей своей области (края, республики), об использовании и охране природы, познакомятся с правилами охраны и укрепления своего здоровья. Затем в ходе беседы выясняется название области и областного (краевого, республиканского) центра — города, название нашей страны и столицы.
В течение всего учебного года четвероклассники будут вести наблюдения в природе и фиксировать их в дневниках наблюдений и общеклассном календаре природы и труда. Учащиеся просматривали дневники, отмечали, что в них много общего с дневниками, с которыми они работали в III классе. По нашему заданию дети читают текст в начале дневника, откуда узнают о том, как они будут вести наблюдения в природе и фиксировать их. Мы предлагает вспомнить, как учащиеся отмечали погоду в прошлом году. В этом году дети будут отмечать погоду каждый день не только в общеклассном календаре, но и в дневнике наблюдений. Уже на уроке можно записать температуру воздуха. Облачность и осадки дети отметят вечером дома. Графа «Ветер» пока остается свободной. Она заполняется после знакомства детей со сторонами горизонта и флюгером.
Затем учащиеся знакомятся с календарем природы и труда, сравнивают его с календарем, который вели в III классе, находят общие и отличительные черты. В календаре уже кто-то из учащихся начал отмечать погоду с 1 сентября. Мы называем того, кто будет отмечать наблюдения в календаре начиная с ближайшего понедельника.
Далее детям предлагается вспомнить правила поведения в природе, объяснить, почему природу надо охранять.
Закрепление материала урока можно провести по вопросам и заданиям для повторения, данным к этому уроку в учебнике, и подвести учащихся к выводу по изученному. Учащиеся сравнивают свой вывод с выводом учебника.
Домашнее задание. Знать название нашей страны и ее столицы, своей республики и ее центрального города; подготовить материал о том, что изучаем природоведение; написать в свой домашний уголок «Режим дня» и продумать ответ о значении режима дня (учебник, с. 4—6). Назвав страницы учебника, мы объясняем, как надо работать с учебником дома, используя рекомендации по работе с учебником, раскрытые в данном разделе. Поэтому на этом уроке следуем отвести на домашнее задание чуть больше времени, чем обычно. Далее мы даем для выполнения к следующему уроку задания из учебника, называем задания для наблюдений в природе из дневника наблюдений на предстоящую неделю.
ТЕМА УРОКА «ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО МЕСТНЫМ ПРИЗНАКАМ»
Цель урока: познакомить учащихся с природными ориентирами, формировать умения ориентироваться по местным признакам.
Оборудование: таблица «Природные ориентиры», диапозитивы из серии «Ориентирование. План и карта», диафильм «Как ориентироваться на местности», кинофильм «Ориентирование на местности».
Ход урока. Повторение знаний на этом уроке можно провести, комбинируя фронтальный устный опрос с индивидуальным фиксированным. Вопросы и задания для устного фронтального повторения мы предлагали следующие: чем отличается горизонт от линии горизонта? Почему горизонт изменяется при подъеме и движении в стороны? Какие вы знаете основные и промежуточные стороны горизонта? Назовите их. Как можно определить стороны горизонта? Расскажите об устройстве компаса. Каковы правила пользования компасом? Какое значение имеем компас? Как устроен флюгер? Какое применение имеем флюгер? Если встать лицом на запад, то какие стороны горизонта будут сзади, справа, слева? Можно также использовать задания для упражнений, данные в учебнике к разным урокам этой темы.
Вопросы и задания, рекомендуемые для фиксированного повторения, рекомендуем составить таким образом:
Карточка I. 1. Дано изображение круга. Подпиши горизонт и линию горизонта. 2. Ребята пошли в лес к западу от дома. В каком направлении они возвратятся домой? 3. Дует западный ветер. Обозначь его условным знаком.
Карточка II. 1. Даны указатели восьми направлений. Обозначь основные стороны горизонта. 2. Тень от предметов падает в сторону запада. Какое это время дня? (Утро.) 3. Дует южный ветер. Обозначь его условным знаком.
Карточка III. 1. Даны указатели восьми направлений. Обозначь промежуточные стороны горизонта 2. Отряд вышел в поход. Его путь лежал к югу от летнего лагеря. В каком направлении он должен возвращаться в лагерь? 3. Дует восточный ветер. Обозначь его условным знаком.
Карточка IV. 1. На карточке дано такое изображение: поп. Укажи направления сторон горизонта, в которых расположены крайние квадратики по отношению к центральному. 2. Тень от предметов падает точно на север. Какое это время дня? (Полдень.) 3. Дует северный ветер. Обозначь его условным знаком.
Изучение нового материала мы начали с итогового вопроса: о каких приемах ориентирования на местности вы уже знаете? После ответа мы рассказали о других приемах ориентирования. Человеку на помощь приходит сама природа. В ней немало живых компасов. Только надо быть очень наблюдательным. В связи с тем что материал о природных ориентирах довольно однотипный, следуем проявить творчество и сообщать его детям разнообразными приемами. Не будем останавливаться на содержании природных ориентиров. Они все подробно раскрыты в учебнике. Остановимся на методической стороне вопроса. О каких-то ориентирах мы просто рассказывали, сопровождая свой рассказ показом на таблице. Другие ориентиры мы давали, используя следующий прием: «Рассмотрите рисунки в учебнике (мы точно указывает, какие рисунки). На них изображены природные ориентиры со стрелками-указателями. Какие ориентиры здесь изображены? Как по ним определить направления сторон горизонта?» С какими-то природными ориентирами можно познакомить, демонстрируя соответствующие кадры диапозитивов и диафильма. Часть ориентиров можно оставить для самостоятельного изучения.