Файл: Психологопедагогический факультет Кафедра педагогики и методики начального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учащимся, которым требуется время, чтобы вспомнить тот пересказ, который они готовили дома, мы в начале опроса предлагаем карточку типа «Составь рассказ по плану»:

  1. О каких способах ориентирования ты узнал?

  2. Как устроен компас?

  3. Что определяет этот прибор?

  4. Каковы правила пользования компасом?

  5. Почему каждый человек должен уметь пользоваться компасом?

При проведении индивидуального пись­менного опроса нами разработана система карточек, предназначенных для конкретных учащихся. Карточки строго индивидуальны и отличаются и по сложности заданий, и по оформлению.

Например, карточка по теме «Ориентирование по местным признакам» имеет следующие вопросы:

Карточка I. 1. Дано изображение круга. Подпиши горизонт и линию горизонта. 2. Ребя­та пошли в лес к западу от дома. В каком направлении они возвратятся домой? 3. Дует западный ветер. Обозначь его услов­ным знаком.

Карточка II. 1. Даны указатели восьми направлений. Обозначь основные стороны горизонта. 2. Тень от предметов пада­ет в сторону запада. Какое это время дня? (Утро.) 3. Дует южный ветер. Обозначь его условным знаком.

Карточка III. 1. Даны ука­затели восьми направлений. Обозначь промежуточные стороны го­ризонта 2. Отряд вышел в поход. Его путь лежал к югу от летнего лагеря. В каком направлении он должен возвращаться в ла­герь? 3. Дует восточный ветер. Обозначь его условным знаком.

Карточка IV. 1. На карточке дано такое изображение: поп. Укажи направления сторон горизонта, в которых расположены крайние квадратики по отношению к центральному. 2. Тень от предметов падает точно на север. Какое это время дня? (Полдень.) 3. Дует северный ветер. Обозначь его условным знаком.

Фронтальный письменный опрос с целью проверки готовности к уроку всего класса мы проводим чаще всего после изучения большой темы. Эту проверку планируем на 4-5 мин. На­пример, после изучения темы «Полезные иско­паемые» мы проверяем знание свойств полезные ископаемые которые дети изучали на уроках. На доске записываем под номерами название свойств полезных ископаемых.

Например; I. Горючее: 2. Твердое; 3. Жидкость; 4. Тяжелее воды; 5. Черного цвета; 6. Жел­того цвета; 7. Хрупкое; 8. Имеет запах 9. Хорошо пропускает воду 10. Сыпучее; 11. Легче воды; 12. Газообразное; 13. Белого цвета: 14. Способно плавиться; 15. Пластичное; 16. Коричневого или белого цвета; 17. Плохо пропускает воду.


Затем учащимся, работающим с первым вариантом, предлагается выбрать свойства ка­менного угля и песка, а учащимся, работаю­щим со вторым, - свойства нефти и глины. Выполненная работа имеет следующий вид:

каменный уголь - 1, 4, 5, 7; песок - 2, 4, 6, 10; нефть - 1, 3, 8, 11; глина – 4, 15, 16, 17.

Кроме этого, можно дать резервные зада­ния для учащихся, которые быстрее всех смо­гут выполнить это задание. Например, выбрать свойства, характерные для железной руды и каменной соли; или дописать свойства, кото­рых нет в этом перечне.

Необходимо осуществлять дифференциро­ванный подход к учащимся и при изучении но­вого материала. Например, необходимо продумывать предварительную подготовку учащихся до изучения новой темы. Такая подготовка позволит уча­щимся знакомиться с информационным мате­риалом самостоятельно.

К предварительной подготовке учащихся от­носится и такой прием. Информационное содер­жание новой темы оформляемся в виде книжки-раскладушки. Например, к теме «Растения и жи­вотные луга» можно поместить в нее материал по харак­теристике отдельных видов растений и живот­ных. Оформленная книжка-раскладушка выстав­ляется в классе не позже, чем за две недели до соответствующего урока, а учащимся дается за­дание прочитать этот материал.

Для активизации познавательного интере­са к изучению природы, развития самостоя­тельности используется следующий при­ем. В классе вывешивается изображение како­го-нибудь известного животного, например, «мудрая сова» или «задумчивая белочка», а внизу этого изображения находятся кармашки (можно смонтировать в настенном календаре природы и труда). В эти кармашки учитель по­мещает вопросы, а учащимся предлагается найти ответы на эти вопросы, используя для этого разные книги, журналы.

С целью индивидуализации обучения нами использовался и такой прием, как «тематическое планирование для уча­щихся». Реализация его заключается в следую­щем. До изучения большой темы, например, «Природа нашего края», в классе размещаются красочно оформленные темы уроков, ко­торые будут проведены при изучении данного раздела. Например, примерно за две-три недели до знакомства с весенними изменениями в при­роде учащиеся уже знают, что при изу­чении этого раздела им встретятся следующие темы: изменения в неживой природе, изменения в мире растений, в мире насекомых и птиц, ди­ких и домашних животных и др. В классе орга­низуется выставка книг, журналов (книги и журналы приносят и дети), где можно об этом про­читать.



При закреплении изученного материала в конце урока каждый учащийся писал мини-сочинение по пройденной теме.

Домашние задания на всех уроках использовались дифферен­цированные. Первая группа заданий - традици­онные задания, в частности, работа с текстом, ил­люстрациями, подготовка пересказа текста, отве­ты на вопросы после текста. Эти задания должны были выполняться всеми учащимися. Вторая часть за­даний - обязательная для группы «сильных» уча­щихся. Им давались дополнительные конкретные задания, выполнение которых обязательно. На­пример, подготовить небольшое сообщение на заданную тему, найти ответы на дополнительные вопросы, продумать дополнительные доказатель­ства и пр. Третья группа заданий - задания для желающих их выполнить, для учащихся, которые имеют особый интерес к изучению природы.

Все эти виды работ позволяют индивидуально и дифференцированно подходить к учащимся, превратить учеников из объектов обучения в субъекты, а все в целом - активизировать мотивы учебной деятельности, верный уровень притязаний и адекватную самооценку.

Итак, при использовании на уроках природоведения специально разработанной системы заданий разного уровня сложности с учётом индивидуальной готовности каждого ученика, где будут учтены индивидуальные особенности учащихся при организации на уроке их совместной деятельности, возможно организовать индивидуальный подход как ведущий фактор личностного развития детей младшего школьного возраста.

3.3. Методика контрольного этапа эксперимента и анализ полученных результатов

По истечении формирующего этапа эксперимента мы провели контрольный этап, цель которого состояла в том, чтобы проверить уровень школьной мотивации, самооценки, уровень притязаний учащихся после проведения нами системы уроков со специально разработанными заданиями, учитывающими индивидуальные особенности детей. Для этого мы использовали те же методики, как и на констатирующем этапе экспериментальной работы.

Сравнивая полученные нами результаты срезов в экспериментальном классе, мы обнаружили, что общее количество учеников с высоким уровнем мотивации увеличилось на 10% после проведения специально организованного опытно-экспериментального обучения.


Данные представлены в таблице № 4 и диаграмме 4.

Таблица № 4

Уровень школьной мотивации учащихся

Шкала оценок

Экспериментальный класс (4Г)

Контрольный класс (4А)

Негативное отношение к школе 10 баллов

Нет

Нет

Низкая школьная мотивация 10-14 баллов

15%

15%

Внешняя школьная мотивация 15-19 баллов

15%

25%

Средняя норма школьной мотивации 20-24 балла

35%

25%

Высокий уровень школьной мотивации 25-30 баллов

35%

35%

Анализируя результаты второго среза в экспериментальном классе по среднему уровню мотивации, мы установили более существенный рост процента учащихся с высокой мотивацией на 20%.

Приведенные данные позволяют отметить положительное влияние специально организованного экспериментального обучения на общий уровень школьной мотивации.

Сравнительный анализ двух срезов в контрольном классе показал снижение числа детей с низкой мотивацией. Результаты изучения самооценки показали, что адекватная самооценка увеличилась на 20%, а заниженная уменьшилась на 10%.

Д
иаграмма 4
Наглядное изображение результатов уровня самооценки на контрольном этапе экспериментальной работы представлены в таблице № 5 и диаграмме 5.

таблица № 5
Уровень самооценки учащихся

Уровень самооценки

Экспериментальный класс

(4 Г)

Контрольный класс (4А)

Заниженная

20%

25%

Адекватная

60%

45%

Завышенная

20%

30%

Результаты изучения уровня притязаний показали следующие результаты: в экспериментальном классе верный уровень притязаний увеличился на 20% учащихся, а с заниженной уменьшилось на 10% учащихся. Количество учеников с завышенным уровнем притязаний также уменьшилось на 5%.

Д

иаграмма 5