Файл: Психологопедагогический факультет Кафедра педагогики и методики начального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица № 1

Уровень школьной мотивации

Шкала оценок

Экспериментальный класс (4 «Г»)

Контрольный класс (4 «А»)

Негативное отношение к школе 10 баллов

Нет

Нет

Низкая школьная мотивация 10-14 баллов

25%

15%

Внешняя школьная мотивация 15-19 баллов

20%

25%

Средняя норма школьной мотивации 20-24 балла

30%

25%

Высокий уровень школьной мотивации 25-30 баллов

25%

35%


Сравнивая результаты контрольного и экспериментального класса, мы выявили следующее:

  • наибольший процент детей в экспериментальном классе имеют средний уровень мотивации –30%, а в контрольном классе составляет – 25%);

  • высокий уровень мотивации учащихся выявлен у 25% в экспериментальном классе и 35% в контрольном классе.

  • так же в обоих классах есть учащиеся с внешней мотивацией (экспериментальный - 20%, контрольный - 25%);

- обнаружено, что низкая мотивация учения присутствует у школьников, экспериментального класса - 25%, контрольного класса - 15%.

Возможно это связано с тем, что в школе к учащимся предъявляют либо завышенные требования, либо, наоборот, обучения не удовлетворяет потребности детей в знаниях, что приводит к снижению мотивации. В классах не было выявлено учеников с негативной мотивацией. Результаты эксперимента представлены в виде диаграммы.

Д
иаграмма 1

Для изучения самооценки использовалась методика А. И. Липкиной «Три оценки». По этой методике ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем оценивают работу учеников тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен».

Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

  1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

  2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

  3. Твоя работа заслуживают оценку «3», а учительница поставила тебе оценку «5». Обрадуешься ли ты этому или это тебя огорчит?


Уровень самооценки определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

  • совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

  • характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы; б) любая другая аргументация; в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе оценки и ответов на поставленные вопросы. Результаты мы поместили в таблицу №2.

Таблица № 2
Показатели самооценки учащихся

Уровень самооценки

Экспериментальный класс (4Г)

Контрольный класс (4А)

Заниженная

30%

25%

Адекватная

40%

45%

Завышенная

30%

30%

Сравнивая результаты экспериментального и контрольного класса, мы выявили следующее:

Учащиеся с завышенной самооценкой в (экспериментальном - 30%, в контрольном – 30%), с заниженной самооценкой (экспериментальном – 30%, контрольном - 25%), с адекватной самооценкой в (экспериментальном - 40%, контрольном - 45%). Результаты эксперимента представлены в виде диаграммы.

Д
иаграмма 2


Уровень притязаний обнаруживается через изучение прогностической самооценки, в которой оценивается еще не полученный результат. Для выяснения этой самооценки используется следующая методика. Разным по успеваемости ученикам дается поочередно три задания: одно – по природоведению, другое – по математике, третье - не учебное, например, складывание орнамента по образцу). Ученикам предлагается ознакомиться с заданием и ответить на вопрос: «Сможет ли он выполнить данное задание, на какую оценку и почему?» Затем дети должны ответить на тот же вопрос относительно трех разных по успеваемости одноклассников. Результатом является:

- определение складывающейся у ученика оценочной позиции – адекватной, завышенной или заниженной.

- особенности прогностической оценки учеников, имеющий разный уровень успеваемости.

- особенности аргументаций оценочной деятельности, ее направленность на оценку способностей к учебной деятельности или на качество личности.



- распространение оценочной деятельности при выполнении учебных заданий на не учебные ситуации.

Результаты мы поместили в таблицу №3.

Таблица № 3


Уровень притязаний учащихся

Уровень притязаний

Экспериментальный класс (4Г)

Контрольный класс (4А)

Заниженный

35%

30%

Верный

35%

45%

Завышенный

30%

25%



Сравнивая результаты экспериментального и контрольного класса, мы выявили следующее:

Учащиеся с завышенным уровнем притязаний в (экспериментальном - 30%, в контрольном – 25%), с заниженным уровнем притязаний (экспериментальном – 35%, контрольном - 30%), с верным уровнем притязаний в (экспериментальном - 35%, контрольном - 45%).

Результаты эксперимента представлены в виде диаграммы.

Итак, при проведении констатирующего этапа экспериментальной работы мы выяснили, что дети контрольного и экспериментального классов имеют приблизительно одинаковые уровни школьной мотивации, самооценки и притязаний. Кроме того, следует заметить, что показатели соответствуют не самым высоким уровням. Поэтому на основании полученных результатов констатирующего этапа эксперимента нами была разработана система заданий к урокам окружающего мира, способствующих личностному развитию младших школьников. В следующем параграфе приведены примеры таких заданий и методика проведения формирующего этапа эксперимента.

Д
иаграмма 3
2.3 Методика формирующего этапа эксперимента

Во время формирующего этапа эксперимента в экспериментальном классе нами проводилась целенаправленная работа по личностному развитию детей (школьная мотивация, самооценка и уровень притязаний). При этом мы опирались, во-первых, на разведение уровней подачи и воспроизведения детьми учебного материала, на дифференциацию оценивания работ учащихся, на использование приёма индивидуальных заданий и, во-вторых, на организацию групповых форм работы в ходе уроков. Особый упор был сделан на использование заданий с разной степенью сложности.

Самое главное, на что хотелось бы обратить внимание, это
комплексность и систематичность при проведении работы, направленной на повышение уровня самосознания и самооценки младших школьников при изучении окружающего мира.

Только при выполнении этих условий можно достичь положительного результата.

В ходе формирующего этапа эксперимента было отмечено, что дети с особым интересом и желанием встречают такие методы, приёмы и способы организации обучения природоведению, как система индивидуальных заданий, работа в статичных и динамических парах, приём ответственных поручений и так далее. Неудивительно, что использование перечисленных способов обучения в довольно короткие сроки приносит ощутимый результат.

Следует отметить, что ни один из способов обучения природоведению не был бы использован в том случае, если бы учащиеся не одобрили нововведение. Подробные планы конспекты уроков по природоведению в 4-ом классе приводятся нами в приложении №5.

Ниже приведены дифференцированные задания, которые использовались на уроках природоведения с целью личностного развития детей младшего школьного возраста. Мы предлагаем разработанную нами систему работ, которая позволит учителю успешно решать следующие задачи:

1. Осуществлять индивидуальный и диф­ференцированный подход к учащимся на уро­ках и во внеурочное время.

2. Развивать учебные действия, в частности умение самостоятельно получать информа­цию, работать с дополнительной литературой, писать сочинения, «рефераты» и др.

3. Поддерживать и развивать познаватель­ный интерес к изучению данного предмета.

На наш взгляд, осуществлять дифференци­рованный подход необходимо на всех этапах урока. Например, при проведении опроса по домашнему заданию мы используем приемы, которые не позволяют превращать эту провер­ку в нелюбимый для учащихся вид деятельнос­ти. Мы организуем работу таким образом, что­бы детям хотелось поделиться своими знания­ми с товарищами, учителем. При проведении индивидуального устного опроса, который да­ет возможность проверить умение ученика связно, логично рассказывать, мы, во-первых, спрашиваем по желанию. Во-вторых, если текст небольшой по объему, его сначала пере­сказывает хорошо подготовленный ученик, а уже затем ученик, который, в силу разных об­стоятельств, недостаточно хорошо подготовил пересказ дома, но внимательно прослушал рас­сказ своего товарища. Это стимулирует разви­тие такого важного для процесса обучения уме­ния, как умение внимательно слушать.