Файл: Психологопедагогический факультет Кафедра педагогики и методики начального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Говоря о природных ориентирах, мы акцентиро­вали внимание детей на том, что при определении направления движения по местным признакам надо отыскать несколько ориен­тиров, сопоставить их показания и только после этого выбирать путь. В некоторых литературных источниках мы можем встре­тить указание ориентироваться по годичным кольцам на пнях. В настоящее время биологи отрицают эту связь. Ширина годичных колец зависит не от положения стебля относительно сторон гори­зонта, а от условий питания дерева в разные годы и в разные времена года.

Для закрепления знаний об ориентировании по местным приз­накам детям предлагалась игра-загадка, данная в учебнике под рубрикой «Помогли знания».

В заключение урока или вместо предложенной выше игры-за­гадки мы показали кинофильм «Ориентирование на местности». Он помог закрепить знания учащихся об известных им способах ориентирования. Перед демонстрацией фильма дети читают заранее записанный на доске вопрос: «О каких способах ориентирования на местности рассказываем кинофильм?»

Материал об ориентировании на местности мы использовали для избавления от некоторых предрассудков. Так, довольно рас­пространенным суеверием является убеждение некоторых людей, что в лесах человека можем сбить с правильного пути лещей или ка­кая-то другая нечистая сила. Говорят: «В лесу леший водит». На основании знаний об ориентировании мы можем показать, что такое суеверие появилось из-за незнания и невнимательности неко­торых людей.

Домашнее задание. Подготовиться отвечать об ориен­тировании на местности по природным признакам (учебник, с. 20— 22). Выполнить задания учебника на с. 22. Продолжить наблюдать природные ориентиры и отмечать эти наблюдения в задании 9 на с. 10—11 «Дневника наблюдений».

Приложение № 4

Методические рекомендации по развитию личности младшего школьника в процессе индивидуализации обучения на уроках природоведению


  1. Преподавание природоведения в младших классах должно быть положено на неподготовлен­ную почву. Поэтому эффективное обучение может происходить только тогда, когда у обучающихся сформирована высокие мо­тивация к обучению, самооценка и уровень притязаний.

  2. Преподавателю необходимо показать ребенку его личную причастность к собственному природоведческому образованию.

  3. Наш опыт проведения уроков природоведения среди детей младшего школьного возраста показывает, что первые уроки эффективно начинать с изучения природы родной республики.

  4. Следует использовать принцип сезонности, который находит выражение в регулярном ведении наблюдений за жизнью природы, которые являются основой формирования знаний о погоде края, ее влиянии на живую природу и труд людей.

  5. Для развития личности на уроках природоведения необходимо таким образом строить урок, чтобы на первое место выдвигалось ознакомление учащихся с особенностями природы не только окружения школы, а в целом своего края, использованием природы в зависимости от местных условий, а также связанных с этими особенностями природоохранительных мероприятий.

  6. Важным проявлением краевед­ческого принципа на этом этапе обучения природоведению являет­ся формирование у учащихся взгляда на свой край с точки зрения его значимости среди других областей. Это необходимо учесть при изучении темы «Природа нашего края».

  7. Второй путь к развитию личности младших школьников к овладению природоведческим знанием — это обращение к их естественному желанию завоевать автори­тет среди старших.

  8. Еще одним способом развития личности младших школьников в обуче­нии природоведению является использование дифференцированных методов обучения (индивидуальные задания, составление рассказа по вопросам, карточки и т.д.). Такой подход является естественным для данного воз­раста, и преподаватель может опираться на возможности, определяемые ведущим видом деятельности, характерным для данного возрастного периода.