Файл: Психологопедагогический факультет Кафедра педагогики и методики начального образования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Говоря о природных ориентирах, мы акцентировали внимание детей на том, что при определении направления движения по местным признакам надо отыскать несколько ориентиров, сопоставить их показания и только после этого выбирать путь. В некоторых литературных источниках мы можем встретить указание ориентироваться по годичным кольцам на пнях. В настоящее время биологи отрицают эту связь. Ширина годичных колец зависит не от положения стебля относительно сторон горизонта, а от условий питания дерева в разные годы и в разные времена года.
Для закрепления знаний об ориентировании по местным признакам детям предлагалась игра-загадка, данная в учебнике под рубрикой «Помогли знания».
В заключение урока или вместо предложенной выше игры-загадки мы показали кинофильм «Ориентирование на местности». Он помог закрепить знания учащихся об известных им способах ориентирования. Перед демонстрацией фильма дети читают заранее записанный на доске вопрос: «О каких способах ориентирования на местности рассказываем кинофильм?»
Материал об ориентировании на местности мы использовали для избавления от некоторых предрассудков. Так, довольно распространенным суеверием является убеждение некоторых людей, что в лесах человека можем сбить с правильного пути лещей или какая-то другая нечистая сила. Говорят: «В лесу леший водит». На основании знаний об ориентировании мы можем показать, что такое суеверие появилось из-за незнания и невнимательности некоторых людей.
Домашнее задание. Подготовиться отвечать об ориентировании на местности по природным признакам (учебник, с. 20— 22). Выполнить задания учебника на с. 22. Продолжить наблюдать природные ориентиры и отмечать эти наблюдения в задании 9 на с. 10—11 «Дневника наблюдений».
Приложение № 4
Методические рекомендации по развитию личности младшего школьника в процессе индивидуализации обучения на уроках природоведению
-
Преподавание природоведения в младших классах должно быть положено на неподготовленную почву. Поэтому эффективное обучение может происходить только тогда, когда у обучающихся сформирована высокие мотивация к обучению, самооценка и уровень притязаний. -
Преподавателю необходимо показать ребенку его личную причастность к собственному природоведческому образованию. -
Наш опыт проведения уроков природоведения среди детей младшего школьного возраста показывает, что первые уроки эффективно начинать с изучения природы родной республики. -
Следует использовать принцип сезонности, который находит выражение в регулярном ведении наблюдений за жизнью природы, которые являются основой формирования знаний о погоде края, ее влиянии на живую природу и труд людей. -
Для развития личности на уроках природоведения необходимо таким образом строить урок, чтобы на первое место выдвигалось ознакомление учащихся с особенностями природы не только окружения школы, а в целом своего края, использованием природы в зависимости от местных условий, а также связанных с этими особенностями природоохранительных мероприятий. -
Важным проявлением краеведческого принципа на этом этапе обучения природоведению является формирование у учащихся взгляда на свой край с точки зрения его значимости среди других областей. Это необходимо учесть при изучении темы «Природа нашего края». -
Второй путь к развитию личности младших школьников к овладению природоведческим знанием — это обращение к их естественному желанию завоевать авторитет среди старших. -
Еще одним способом развития личности младших школьников в обучении природоведению является использование дифференцированных методов обучения (индивидуальные задания, составление рассказа по вопросам, карточки и т.д.). Такой подход является естественным для данного возраста, и преподаватель может опираться на возможности, определяемые ведущим видом деятельности, характерным для данного возрастного периода.