Файл: Логистическая система экспортно-импортных операций на предприятии и ее совершенствование..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 535
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты логистической системы экспортно-импортных операций на предприятии
1.1 Сущность системы логистического сервиса при системе экспортно-импортных операций
1.3 Отечественный и зарубежный опыт экспортно-импортных операций в логистике
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании
2.2 Анализ логистической системы при экспортно-импортных операциях
По результатам глобального опроса руководителей отделов логистики при экспортно-импортных операциях, который был проведен в 2018 году, около 69 % грузоотправителей передавали свои складские операции на аутсорсинг 3PLпровайдерам [20].
Итак, в 2019 глобальные доходы операторов 3PL увеличились до 869 млрд. дол. США, от 804,2 млрд. дол. США 2018 года (табл. 1) [9].
Увеличение доходов в 2019 году по сравнению с 2016 годом в основном зафиксировано в Азиатско-Тихоокеанском регионе (13,8%), а затем в Северной Америке (12,3%). В общем, глобальные доходы 3PL операторов в 2019 году по сравнению с 2016 годом выросли на 4,0%, что представляет собой значительное увеличение против 2018 года - 3,7%.
Таблицы 1
Глобальные доходы операторов 3PL (млрд. дол. США) [12]
Регион |
Года |
Изменения |
Соотношение 2016/2019 |
|||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2016/ 2017 |
2017/ 2018 |
2018/ 2019 |
||
Африка |
29,6 |
27,1 |
25,5 |
26,1 |
-2,5 |
-1,6 |
0,6 |
-11,8 |
Азиатско-Тихо |
289,3 |
292,7 |
306,1 |
329,3 |
3,4 |
13,4 |
23,2 |
13,8 |
Россия |
33,7 |
23,5 |
21,7 |
25,5 |
-10,2 |
-1,8 |
3,8 |
-24,3 |
Европа |
196,4 |
172,6 |
173,4 |
184,1 |
-23,8 |
0,8 |
10,7 |
-6,3 |
Ближний Восток |
45,3 |
40,3 |
40,5 |
42,2 |
-5 |
0,2 |
1,7 |
-6,8 |
Северная Америка |
195,9 |
195,7 |
200,3 |
220,0 |
-0,2 |
4,6 |
19,7 |
12,3 |
Южная Америка |
45,0 |
37,9 |
36,7 |
41,8 |
-7,1 |
-1,2 |
5,1 |
-7,1 |
Итого |
835,2 |
789,8 |
804,2 |
869,0 |
-45,4 |
14,4 |
64,8 |
4,0 |
Аутсорсинг также может быть измерен в виде средств, которые тратятся компаниями на аутсорсинговые логистические услуги или процентов общих затрат на логистику аутсорсинга.
Из рисунка видно, что расходы на логистику, выраженные в процентах к выручке от продаж, во всех регионах примерно одинаковые - от 10 до 15%. Расходы на аутсорсинг логистики составляют примерно от 30 до 40%, за исключением Европы. В Европе самый высокий показатель доверия к услугам логистического аутсорсинга - 55 %. Самым высоким процентом характеризуются затраты на аутсорсинг 3PL провайдерам, что показывает высокую степень доверия грузоотправителей при передаче своих складских операций. Во всех регионах эти расходы составляют от 42 до 60%, а в Европе этот показатель составляет 71 %. Это только указывает на то, что рынок Европы является зрелым, предлагая своим клиентам услуги 3PL, в то время как Южная Америка все еще превращается в рынок 3PL. В Азиатско-Тихоокеанском регионе 61% общих затрат на логистику направлено на транспортировку, а 42% - на склад и другие услуги по добавленной стоимости. Средний мировой показатель составляет 56% на транспортировку и 39% на складирование и другие виды деятельности [13].
Российскими транспортными компаниями, которые специализируются на международных перевозках, при экспортно-импортных операциях используется система 3PL, активно используется европейский опыт для организации рабочего процесса, благодаря чему они способны на конкуренцию на этом уровне. Так, специализацией многих компаний являются сборные грузоперевозки, в результате чего возможен выбор оптимальных условий перевозки разных партий и грузов.
Проведем анализ грузоперевозок при экспортно-импортных операциях за 2017-2019 год. По объему грузоперевозок в России на первом месте стоит автотранспорт. В 2019 автомобильным транспортом перевезли 5,6 миллиардов тонн груза, что составляет 69% объема в структуре грузовой транспортировки страны рис.1.
Рисунок 1 - Количество груза, перевезенное автотранспортом операторов 3PL, за 2017- 2019 г., млрд. тонн [17]
Объем грузооборота автомобильного транспорта за 2017 - 2019 года вырос на 23 %, на конец 2019 года он составил 223 миллиарда тонн. Данный рост объясняется увеличением средней дальности расстояний между конечными пунктами, а также появлением новых частных перевозчиков. Российский парк грузовых автомобилей составляет более чем 5,5 миллионов транспортных средств.
Рынок автомобильных перевозок по маршруту ЕС - Российская Федерация (согласно данным Европейского союза), в первом квартале 2018 показал устойчивый рост импорта в Российскую Федерацию (+10,23 %), и экспорта из страны (+13,59 %) [17].
На развитие рынка грузоперевозок операторов 3PL в основном влияют внешние факторы, нежели внутренние процессы. Благодаря предполагаемому развитию международного сотрудничества РФ с соответствующими организациями (ВТО, БРИКС, Таможенный союз), несомненно, должен обеспечиваться рост объема импортных и экспортных операций, а также рост рынка грузоперевозок.
Итак, грузоотправители в Европе продолжают использовать услуги 3PL провайдеров, что позволяет им оптимизировать цепь снабжения, а также минимизировать затраты. 91% грузоотправителей сообщают об успешных отношениях со своими 3PL операторами, а 98% 3PL провайдеров соглашаются, что их отношения с клиентами были успешными [10].
Другими ключевыми показателями успеха являются [11]:
- 89% перевозчиков и 98% 3PL операторов сообщили, что услуги 3PL способствовали улучшению отношений с конечным потребителем;
- 73% пользователей 3PL и 91% 3PL операторов соглашаются, что услуги 3PL оказывают новые и инновационные способы совершенствования логистической эффективности;
- 72% пользователей 3PL и 95% 3PL операторов соглашаются, что использование услуг 3PL должно способствовать снижению общей логистики расходов.
В России профессиональный рынок 3PL-услуг все еще находится в стадии становления.
Таким образом, сочетание эффективности применения инструментов логистики и тенденции концентрации предприятий на основных видах деятельности дает широкие возможности для развития рынка логистического аутсорсинга. Учитывая мировые тенденции развития рынка логистических услуг популярность логистического аутсорсинга в России будет расти и охватывать все больше сфер производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Дальнейшее исследование услуг логистики и уровня логистического сервиса требует детального рассмотрения современных путей совершенствования деятельности логистики на предприятиях в России при экспортно-импортных операциях.
Глава 2. Анализ и перспективы развития логистической системы экспортно-импортных операций на предприятии ООО «Максима Логистик»
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании
ООО «Максима Логистик» является частью многопрофильного транспортно-логистического холдинга ГК «Максимум», в состав которого входят компании управляющие парком из 10 000 собственных железнодорожных вагонов, логистическими центрами, контейнерными поездами по расписанию.
Проектное подразделение ООО «Максима Логистик» занимается организацией проектных перевозок, перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов, грузовой работой на станциях (в т.ч. сухопутных погранпереходах), терминальной деятельностью, экспедированием на смежных видах транспорта и прочими нестандартными логистическими решениями.
Широкая сеть соисполнителей на сети РЖД и СНГ, прямые сетевые договоры с РЖД и другими ж/д администрациями, позволяют нам организовать сервис практически в любой точке СНГ.
ООО «Максима Логистик» - оператор железнодорожного подвижного состава с собственным парком вагонов и логистическими центрами. На сегодняшний день компания является одной из самых динамично развивающихся в области ж/д логистики.
За накопленный опыт работы на рынке транспортных услуг ООО «Максима Логистик» завоевала статус надёжного партнёра и входит в топ-30 компаний по данным российского рейтинга операторов подвижного состава.
Структура управления ООО «Максима Логистик» - линейно-функционального характера, что отображено на рис.2.
Линейно-функциональный характер определяется прямым взаимодействием производственных структур и функционального штаба, обходя непосредственное руководство. Организационная структура Функционального штаба находится в прямом подчинении финансового директора.
Руководитель организации
Производственные структуры
Структуры сбыта и снабжения
Функциональный штаб
Структуры штаба
Исполнительные структуры
Исполнительные структуры
Рисунок 2 - Структура управления корпорации ООО «Максима Логистик»
Итак, можно заключить, что данное построение структуры компании основывается на четком иерархическом построении служб, с учетом особенностей управления каждой функциональной подсистемой организации.
В настоящее время, когда организация осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность в кризисный период, такой структурой обеспечивается жесткая мобилизация всех ресурсов для сохранения устойчивого положения на рынке и поддержки достойного уровня конкурентоспособности. В таблице 2 представлены финансовые результаты ООО «Максима Логистик» за период с 2017 по2019 гг.
Таблица 2
Анализ финансовых результатов ООО «Максима Логистик» за период с 2017 по 2019 гг.
Наименование показателя |
2019 г. |
2018 г. |
2017 г. |
Абсолютное изменение, тыс. руб. 2018-2019 гг. |
Относительное изменение, % 2018-2019 гг. |
Выручка |
12 706 871 |
9 534 369 |
8 712 530 |
3 172 502 |
133,3% |
Себестоимость продаж |
6 585 992 |
4 835 513 |
4 456 240 |
1 750 479 |
136,2% |
Валовая прибыль (убыток) |
6 120 879 |
4 698 856 |
4 256 290 |
1 422 023 |
130,3% |
Коммерческие расходы |
945 924 |
1 134 804 |
768 028 |
-188 880 |
83,4% |
Управленческие расходы |
445 426 |
430 999 |
346 742 |
14 427 |
103,3% |
Прибыль (убыток) от продаж |
4 729 529 |
3 133 053 |
3 141 520 |
1 596 476 |
151,0% |
Доходы от участия в других организациях |
|||||
% к получению |
453 454 |
257 360 |
324 149 |
196 094 |
176,2% |
% к уплате |
6 147 |
1 878 |
2 333 |
4 269 |
327,3% |
Другие доходы |
12 196 627 |
1 391 728 |
5 798 734 |
10 804 899 |
876,4% |
Другие расходы |
12 630 671 |
3 093 001 |
4 385 740 |
9 537 670 |
408,4% |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
4 742 792 |
1 687 262 |
4 876 330 |
3 055 530 |
281,1% |
Текущий налог на прибыль |
898 924 |
266 079 |
968 060 |
632 845 |
337,8% |
включая активы (постоянные налоговые обязательства) |
29 410 |
16 386 |
16 929 |
13 024 |
179,5% |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
96 428 |
162 869 |
30 846 |
-66 441 |
59,2% |
Изменение отложенных налоговых активов |
17 384 |
3 978 |
46 862 |
13 406 |
437,0% |
Другое |
3 783 |
71 132 |
53 573 |
-67 349 |
5,3% |
Чистая прибыль (убыток) |
3 761 041 |
1 333 424 |
3 884 135 |
2 427 617 |
282,1% |
Проведя анализ финансовых результатов
ООО «Максима Логистик», наблюдается положительная динамика чистой прибыли, показатель которой увеличился на 2 427 617 тыс. руб. или на 282,1%,по сравнению с 2018 годом. Это предопределяется тем, что с помощью прочих доходов увеличение составляло 10 804 899 тыс. руб. или 876,4%.