Файл: Логистическая система экспортно-импортных операций на предприятии и ее совершенствование..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 537
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты логистической системы экспортно-импортных операций на предприятии
1.1 Сущность системы логистического сервиса при системе экспортно-импортных операций
1.3 Отечественный и зарубежный опыт экспортно-импортных операций в логистике
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании
2.2 Анализ логистической системы при экспортно-импортных операциях
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях обострения конкуренции между различными видами транспорта по грузопотокам при экспортно-импортных операциях, которые направляются через территорию России, является особенность в развитии эффективных технологий транспортировки грузов. Наиболее распространенной среди таких технологий является организация логистической системы.
Создание эффективной системы перевозок в России, позволит привлечь дополнительные объемы транзитных грузопотоков между Азией и Европой. При организации перевозок грузов необходимо учитывать особенности нормативного регулирования при экспортно-импортных операциях.
Ситуации по развитию перевозок в России определяет ряд проблем, сдерживающих полноценное внедрение перевозок: несовершенство предоставления транспортных услуг, высокий уровень изношенности основных средств, отсутствие комплексного подхода к развитию перевозок и тому подобное. К мерам, которые позволят решить существующие проблемы, в первую очередь относятся необходимость создания правовой основы для развития смешанных перевозок, повышение конкурентоспособности портов и портовой инфраструктуры, развитие сети логистических центров и эффективной транспортной логистики.
Основной проблемой, которая снижает конкурентоспособность российских портов в цепи мультимодального перевозки, является значительное количество портовых сборов и дополнительных услуг.
Целью исследования является логистическая система экспортно-импортных операций на предприятии и ее совершенствование.
Согласно цели, были поставлены задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты логистической системы экспортно-импортных операций на предприятии;
- Провести анализ развития логистической системы экспортно-импортных операций на предприятии ООО «Максима Логистик»;
- Разработать пути совершенствования логистической системы в компании.
Объектом выступает предприятие ООО «Максима Логистик».
Предметом являются логистические системы при экспортно-импортных операциях.
Методы исследования, которые использовались в работе: научное наблюдение, сравнение, измерение, анализ и синтез.
Теоретической и методологической базой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области логистических систем, таких как: Алексеев Г.В., Баширзаде Р.Р., Кудрявцева С.С., Кузнецова М.Н., Левкин Г.Г., Николайчук В.Е.и другие. Исследования этих и других ученых представляются актуальными, как с теоретических позиций, так и с точки зрения практического решения рассматриваемых проблем.
Структура работы состоит из введения, основной части из двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты логистической системы экспортно-импортных операций на предприятии
1.1 Сущность системы логистического сервиса при системе экспортно-импортных операций
Российский рынок грузоперевозок при экспортно-импортных операциях имеет большой потенциал развития, так как сфера транспортного обслуживания ориентируется на европейский уровень. Строятся новые и ремонтируются существующие дороги, транспортными компаниями обновляются и расширяются автопарки, разрабатываются оптимальные логистические схемы для грузоперевозок.
В современной литературе понятие «логистическое обслуживание» рассматривается в контексте обслуживания потребителей. Наиболее распространенное мнение - логистическое обслуживание является его частью. Сервис как служба довольно часто встречается в практической деятельности.
На сегодняшний день аутсорсинг в сфере логистики - это далеко не новшество в экономике, а необходимая функция для различного рода фирм.
Провайдеры логистических услуг делятся по количеству логистических функций, а уровень доступа к международным и региональным рынкам сбыта подразделяется на 5 уровней логистического сервиса [3]:
-логистика первой стороны (1PL), когда предприятие полностью самостоятельно осуществляет все логистические процессы: транспортировка, складирование, упаковка, управление сопутствующими финансовыми и информационными потоками и т.п, что означает отсутствие аутсорсинга;
-логистика второй стороны (2PL), когда предприятия привлекают перевозчиков и арендуют склады, но управляют цепью поставок самостоятельно;
-логистика третьей стороны (3PL) предусматривает предоставление логистических услуг, которые выходят за пределы транспортировки и складирования товаров. Оператор занимается перевозкой товара, если необходимо - контролирует прохождение таможни, сохраняет и фасует грузы, занимается распределением, возвратом тары и тому подобное [11];
-логистика четвертой стороны (4PL) - это интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставок: процесс организации, планирования, контроля и регулирования всех логистических процедур одним поставщиком услуг с долгосрочными стратегическими целями. В этом случае клиент только производит продукцию и занимается маркетингом, а всю логистику отдает в руки профессионалов [9];
-логистика пятой стороны (5PL) - управление всеми компонентами цепи поставок с помощью электронных средств информации: охватывает стратегическое планирование и развитие всех необходимых для электронных сделок логистических систем и процессов, а также административное и информационное обеспечение для их физического выполнения [5].
Итак, на рынке логистического сервиса при экспортно-импортных операциях, одни предприятия имеют собственные автопарки и склады, штат диспетчеров и таможенных брокеров, другие покупают все эти услуги у специализированных компаний. Кто-то у одного провайдера, кто-то у нескольких разнопрофильных, на основе долгосрочных договоров либо время от времени, по необходимости.
1.2 Понятие транспорта и его экономическая сущность в логистической системе при экспортно-импортных операциях
В транспортной системе между видами транспорта, как элементами системы, существуют разные экономические, технологические. технические и организационно-управленческие связи, обмен информацией. Транспорт - это система, целью которой является соединение времени и пространства при своевременной и безопасной доставке потребителям грузов, при минимальных затратах, с учетом возникающих проблем, таких как: несвоевременное выполнение погрузочно-разгрузочных работ, задержка в пути и т.д.
Транспорт является важным связующим звеном в экономике страны, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Устойчивый рост экономики предполагает решение основных проблем транспортного комплекса.
Транспортная логистика играет важную роль, которая связана не только с большой долей транспортных издержек в общей структуре логистических расходов, но и по причине того, что перемещение материального потока невозможно без транспортировки [8, c. 148].
Совершенствование транспортных технологий и техники является главным направлением для повышения производительности труда на транспорте и важнейшим условием повышения безопасности и экологичности транспортных процессов.
Транспорт является средством, освобождающим трудовые ресурсы в тех местах, где они не приносят много пользы, и перераспределяют ресурсы так, чтобы их польза была реализована в большей степени. Также транспорт обеспечивает доступ ко многим ресурсам, позволяя получить эффект и возможность реализоваться в тех или иных местах. Из этого следует, что транспорт освобождает естественные ресурсы от каких-либо ограничений, в частности от недоступности по географическим соображениям, позволяет делать их непосредственно доступными. Транспорт также можно назвать средством для увеличения потребностей потребителей, посредством перемещения товаров и людей из одного пункта в другой. Транспорт, как часть экономической деятельности, развивающая свои услуги во всех уголках мира, также связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей. Транспортное средство может доставлять продукцию к тем местам, где его далее перерабатывают, или готовую продукцию в пункты, где потребители могут их использовать [18, c. 96].
Продукция, которую доставляет транспорт выступает в качестве товара, она продаётся и покупается. Также продукция имеет свою стоимость. Потребительной стоимостью транспортной продукции является её способность удовлетворять потребности в перевозках различных видов грузов. Ее потребительная стоимость может быть выражена доставкой продукции точно в срок, в определенное время, в определённом количестве.
Транспорт подразделяется на несколько видов:
1. Водный. Среди преимуществ данного вида можно отметить: перевозка межконтинентальных грузов; не требует больших затрат на создание морских путей; небольшой расход топлива. Недостатки: мерность глубин, должны существовать порты, что повышает себестоимость таких перевозок.
2. Воздушный. Быстрая доставка, его гибкость, так как иногда это является единственным способом доставки в труднодоступные регионы. Из минусов, небольшие объемы перевозимого груза, высокая цена и влияние погодных условий.
3. Трубопроводный. Большой объем груза, короткие сроки, расстояние не играет роли в стоимости перевозки. Груз можно перевозить жидкий и только по трубопроводным магистралям, что делает этот вид столь специфическим.
4. Железнодорожный. Наличие у крупных предприятий ж/д путей. Регулярность данных перевозок и налаженные транспортные связи между регионами в любое время года. Способность перевозить большое количество грузов, а также небольшие затраты. Минусы: не быстрый вид транспорта, перевозка проходит только там, где есть железнодорожные пути, длительные простои [21, c. 168].
5. Автомобильный. Вид транспорта, который больше всего популярен и был выбран для написания курсовой работы. Преимущества: маневренность и подвижность; большая скорость доставки. Из недостатков можно выделить: высокая стоимость, которая связана с небольшой грузоподъемностью, высокая стоимость ремонта транспорта и регулярный контроль за техническим состоянием.
Итак, логистика как наука о создании организации транспортных перевозок, управлении и контроле за движением материальных и нематериальных потоков, задачей логистики является передвижение груза от изготовителя до потребителя. Транспортная логистика является основным видом логистики, которая управляет рядом и комплексом операций, осуществляющих физическое перемещение товарно-материальных ценностей между участниками логистической цепи.
1.3 Отечественный и зарубежный опыт экспортно-импортных операций в логистике
Анализ тенденций в области использования услуг логистических провайдеров в странах Европы и России при экспортно-импортных операциях показывает, что большинство предприятий этого рынка стараются максимально расширить спектр своих услуг при активном применении аутсорсинга.
Надо заметить, что многие эксперты не считают правильным выделять провайдеров логистических услуг всех уровней, кроме 3PL. Ведь 3PL - это просто логистика третьей стороны. То есть, помимо двух основных сторон - производителя и потребителя, существует третья - компания, которая предоставляет логистические услуги первым двум. С этой точки зрения определения терминов 1PL, 2PL, 4PL, 5PL и т. д. очень сомнительны [7].
3PL провайдер или провайдер (оператор) логистических услуг является организацией, которая предоставляет комплексные услуги в области логистики для клиентов: транспортировку, экспедирование, складирование, таможенное оформление и так далее. Аббревиатура 3PL означает Third Party Logistics - логистика третьей стороны. Другими словами, термин 3PL является синонимом понятия аутсорсинг, что означает передачу части или всех функций логистики третьей стороне, являющейся провайдером логистических услуг [12].
Особенность работы с 3PL-компаниями заключается, прежде всего, в экономии времени и ресурсов. Отдав часть задач на аутсорсинг, компания сосредотачивается на производстве и маркетинговой политике.